Урок чтения в 4 классе на тему «Айога» (нанайская сказка)

3
1
Материал опубликован 10 March 2018 в группе

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мантуровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Костромской области»

УРОК ЧТЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

«Айога» (нанайская сказка)

4 класс

учитель Кустова М.Л.

Мантурово 2015

Тема урока: «Айога» нанайская сказка.

Цель: знакомство с нанайской сказкой «Айога».

Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением; провести работу над содержанием сказки; работу над сознательностью, выразительностью чтения; обеспечить осмысление новых слов и понятий «тундра», «нанайцы», «стойбище».

Коррекционные: формировать развитие связной речи; развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие; обогащать словарь; развивать воображение;

Воспитательные: воспитывать любовь к труду и желание трудиться.

Здоровьесберегающие: чередовать различные виды учебной деятельности, использовать различные методы, способствующие активизации инициативы и творчества, что снижает утомительную нагрузку.

Наглядность: таблица с речевой разминкой, картина «Тундра», рисунки с изображением жизни и быта нанайцев, книга сказок «Ворон Кутха», таблички с названиями : «Айога», «тундра», «нанайцы», «нанайская», «стойбище», проектор, карточки с заданиями.

Ход урока

Организационный момент

- проверка готовности к уроку.

2. Речевая разминка:

- та- та- та- в нашем классе чистота,

- ту- ту- ту- наводим сами красоту,

- ты- ты- ты- нами политы цветы,

- ол- ол- ол- подмели мы чисто пол,

- ыль- ыль- ыль- всюду вытерли мы пыль,

- ят- ят- ят- парты ровненько стоят,

- ют- ют- ют- очень любим мы уют.

3. Подготовка к объявлению темы урока.

- о чем мы сейчас прочитали стихотворение?

( о том, как дети трудились, прибирали класс)

- а как называется раздел учебника, который мы сейчас читаем?

( о труде и трудолюбии)

Детям предлагается вспомнить пословицы о труде и трудолюбии.

4. Сегодня на уроке мы познакомимся с народной сказкой. А что такое народная сказка? ( Это сказки, которые сочиняет народ. Родители рассказывают их детям, а те, когда вырастают, рассказывают своим детям.)

Сказка называется «Айога». (на доску вывешивается табличка)

5. Словарная работа.

- Сказка «Айога» не русская. Ее сочинили люди, которые живут в холодных краях, там, где всегда снег, где тепла не бывает даже летом. Края эти называются тундра. (на доску вывешивается табличка, а на проекторе картина) А национальность этих людей – нанайцы, ( табличка и картина ), поэтому и сказка нанайская ( табличка ). Нанайцы – такой народ, который занимается охотой и рыболовством (картина). Для жилья нанайцы строят прочные большие дома из бревен, которые стоят не на земле, а на столбах (картина), а их поселки называются стойбище ( табличка и картина ). Одежду нанайцы делают из шкур животных и рыбьей кожи (картина). И, так как жизнь этих людей отличается от нашей, то и имена у них другие. Айога – это имя нанайской девочки. А еще нанайцы любят сочинять сказки и рассказывать их своим детям. ( демонстрируется книга сказок «Ворон Кутха».)

-перечитывание табличек

6. Чтение сказки учителем ( с демонстрацией слайдов ).

После чтения сказки учителем обмен впечатлениями.

- Интересную сказку прослушали?

- Чем она интересна?

7. Работа над сознательностью чтения.

Беседа по содержанию сказки.

- Сейчас будем перечитывать сказку по частям и попробуем понять, почему девочка Айога превратилась в гуся.

( дети перечитывают первую часть самостоятельно )

- Скажите, как относилась Айога к своей красоте? (гордилась)

- Чем она занималась целый день? (любовалась своим отражением, ничего не делала )

8. Физкультминутка

- А мы с вами не будем лениться:

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

9. Работа над выразительностью чтения.

- Переходим к следующей части сказки. Нам нужно научиться читать слова героев сказки так, чтобы передать их характер и настроение. Я буду читать за автора, а вы за мать, за отца и за Айогу. Как вы думаете, какой голос был у матери и у отца Айоги? (ласковый, доброжелательный). А как отвечала им Айога? ( сердито, грубо, капризно )

Чтение по ролям второго отрывка. После чтения работа над содержанием.

- Какие причины придумывала Айога, чтобы не трудиться?

- Можно ее назвать трудолюбивой девочкой? А какая она? (ленивая)

- А как она относилась к своим родителям? Объясните свой ответ. (Айога плохо относилась к своим родителям, не слушалась их, грубила, не хотела помогать)

- Правильно она поступала? А как надо относится к родителям? (надо помогать, слушаться, беречь, уважать родителей, заботиться о них )

- Давайте прочитаем следующий отрывок сказки. Теперь мы будем внимательно следить за чтением товарищей. Упражнение на внимание: чтение по цепочке.

Работа над содержанием.

- Почему мать отдала лепешку чужой девочке?

- Что вы можете сказать об этой девочке? Какая она? (трудолюбивая, заботливая).

10. Работа над пословицей.

- В начале урока мы вспоминали пословицы о труде. Сейчас я хочу вас познакомить с новой пословицей. Но, чтобы ее прочитать, вам придется немного потрудиться. ( детям предлагаются карточки с заданиями ).

- Скажите, вам понятно, что написано на карточке? Для того, чтобы узнать, какая пословица там спряталась, вам нужно зачеркнуть буквы Ш и Х, которые встретите при чтении.

ШЗХЕХМШЛЮ КШРХАХХСШИХТ СХОЛШНЦЕ , АШ ЧШЕХЛХОШВШЕКХА - ХТШРУХДШ .

( Землю красит солнце, а человека – труд )

Дети читают пословицу. Объяснение ее значения.

11. Итог урока.

- Какую сказку читали сегодня на уроке?

- Домашнее задание.

(прочитать последнюю часть сказки, приготовиться к чтению по ролям)

- Выставление оценок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отсутствует презентация.....

15 April 2018