Урок чтения в 4 классе на тему «Айога» (нанайская сказка)
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мантуровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Костромской области»
УРОК ЧТЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«Айога» (нанайская сказка)
4 класс
учитель Кустова М.Л.
Мантурово 2015
Тема урока: «Айога» нанайская сказка.
Цель: знакомство с нанайской сказкой «Айога».
Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением; провести работу над содержанием сказки; работу над сознательностью, выразительностью чтения; обеспечить осмысление новых слов и понятий «тундра», «нанайцы», «стойбище».
Коррекционные: формировать развитие связной речи; развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие; обогащать словарь; развивать воображение;
Воспитательные: воспитывать любовь к труду и желание трудиться.
Здоровьесберегающие: чередовать различные виды учебной деятельности, использовать различные методы, способствующие активизации инициативы и творчества, что снижает утомительную нагрузку.
Наглядность: таблица с речевой разминкой, картина «Тундра», рисунки с изображением жизни и быта нанайцев, книга сказок «Ворон Кутха», таблички с названиями : «Айога», «тундра», «нанайцы», «нанайская», «стойбище», проектор, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
- проверка готовности к уроку.
2. Речевая разминка:
- та- та- та- в нашем классе чистота,
- ту- ту- ту- наводим сами красоту,
- ты- ты- ты- нами политы цветы,
- ол- ол- ол- подмели мы чисто пол,
- ыль- ыль- ыль- всюду вытерли мы пыль,
- ят- ят- ят- парты ровненько стоят,
- ют- ют- ют- очень любим мы уют.
3. Подготовка к объявлению темы урока.
- о чем мы сейчас прочитали стихотворение?
( о том, как дети трудились, прибирали класс)
- а как называется раздел учебника, который мы сейчас читаем?
( о труде и трудолюбии)
Детям предлагается вспомнить пословицы о труде и трудолюбии.
4. Сегодня на уроке мы познакомимся с народной сказкой. А что такое народная сказка? ( Это сказки, которые сочиняет народ. Родители рассказывают их детям, а те, когда вырастают, рассказывают своим детям.)
Сказка называется «Айога». (на доску вывешивается табличка)
5. Словарная работа.
- Сказка «Айога» не русская. Ее сочинили люди, которые живут в холодных краях, там, где всегда снег, где тепла не бывает даже летом. Края эти называются тундра. (на доску вывешивается табличка, а на проекторе картина) А национальность этих людей – нанайцы, ( табличка и картина ), поэтому и сказка нанайская ( табличка ). Нанайцы – такой народ, который занимается охотой и рыболовством (картина). Для жилья нанайцы строят прочные большие дома из бревен, которые стоят не на земле, а на столбах (картина), а их поселки называются стойбище ( табличка и картина ). Одежду нанайцы делают из шкур животных и рыбьей кожи (картина). И, так как жизнь этих людей отличается от нашей, то и имена у них другие. Айога – это имя нанайской девочки. А еще нанайцы любят сочинять сказки и рассказывать их своим детям. ( демонстрируется книга сказок «Ворон Кутха».)
-перечитывание табличек
6. Чтение сказки учителем ( с демонстрацией слайдов ).
После чтения сказки учителем обмен впечатлениями.
- Интересную сказку прослушали?
- Чем она интересна?
7. Работа над сознательностью чтения.
Беседа по содержанию сказки.
- Сейчас будем перечитывать сказку по частям и попробуем понять, почему девочка Айога превратилась в гуся.
( дети перечитывают первую часть самостоятельно )
- Скажите, как относилась Айога к своей красоте? (гордилась)
- Чем она занималась целый день? (любовалась своим отражением, ничего не делала )
8. Физкультминутка
- А мы с вами не будем лениться:
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
9. Работа над выразительностью чтения.
- Переходим к следующей части сказки. Нам нужно научиться читать слова героев сказки так, чтобы передать их характер и настроение. Я буду читать за автора, а вы за мать, за отца и за Айогу. Как вы думаете, какой голос был у матери и у отца Айоги? (ласковый, доброжелательный). А как отвечала им Айога? ( сердито, грубо, капризно )
Чтение по ролям второго отрывка. После чтения работа над содержанием.
- Какие причины придумывала Айога, чтобы не трудиться?
- Можно ее назвать трудолюбивой девочкой? А какая она? (ленивая)
- А как она относилась к своим родителям? Объясните свой ответ. (Айога плохо относилась к своим родителям, не слушалась их, грубила, не хотела помогать)
- Правильно она поступала? А как надо относится к родителям? (надо помогать, слушаться, беречь, уважать родителей, заботиться о них )
- Давайте прочитаем следующий отрывок сказки. Теперь мы будем внимательно следить за чтением товарищей. Упражнение на внимание: чтение по цепочке.
Работа над содержанием.
- Почему мать отдала лепешку чужой девочке?
- Что вы можете сказать об этой девочке? Какая она? (трудолюбивая, заботливая).
10. Работа над пословицей.
- В начале урока мы вспоминали пословицы о труде. Сейчас я хочу вас познакомить с новой пословицей. Но, чтобы ее прочитать, вам придется немного потрудиться. ( детям предлагаются карточки с заданиями ).
- Скажите, вам понятно, что написано на карточке? Для того, чтобы узнать, какая пословица там спряталась, вам нужно зачеркнуть буквы Ш и Х, которые встретите при чтении.
ШЗХЕХМШЛЮ КШРХАХХСШИХТ СХОЛШНЦЕ , АШ ЧШЕХЛХОШВШЕКХА - ХТШРУХДШ .
( Землю красит солнце, а человека – труд )
Дети читают пословицу. Объяснение ее значения.
11. Итог урока.
- Какую сказку читали сегодня на уроке?
- Домашнее задание.
(прочитать последнюю часть сказки, приготовиться к чтению по ролям)
- Выставление оценок.
Кожевникова Елена Владимировна