Урок внеклассного чтения на тему «Патриоты нашей Родины» (4 класс)
Презентация Голосовой С.В. к уроку внекл.чтения"Патриоты".
PPT / 2.12 Мб
/data/files/b1620807940.ppt (Презентация Голосовой С.В. к уроку внекл.чтения"Патриоты".)Всероссийский дистанционный конкурс на лучший конспект современного урока для начальных классов
ФИО автора |
Голосова Светлана Викторовна (учитель русского языка и литературы)
|
Место работы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ №39 х.Трудобеликовский Красноармейский район Краснодарский край |
Название |
Патриоты нашей Родины |
Форма проведения |
Урок внеклассного чтения в 4 классе с элементами педагогических мастерских. |
Требуемые ресурсы |
компьютер, мультимедийный проектор, доска (магнитная доска), магниты, листы А4, небольшие листочки, презентация, ватман, музыкальная композиция, раздаточный материал: фломастеры; |
Предварительная подготовка к проведению занятий. |
Предложить ученикам 4 класса прочитать книгу: Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». |
Цель занятия: формировать читательскую компетенцию обучающихся через интерес к новым книгам, мотивировать к самостоятельному прочтению книг.
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен). Сформировать учебно-познавательные, коммуникативные, социальные компетенции учащихся на основе ознакомления с произведениями, приобщение обучающихся литературе как искусству слова, через введение элементов анализа текста. |
Научить детей мыслить творчески путём анализа текстов. Познакомить с технологией и приёмами работы в педагогической мастерской. Сформировать абстрактно-логический тип мышления.
|
Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, осознавать свои эмоции, учиться понимать эмоциональное состояние других людей, понимать ответственность за формирование своего жизненного идеала, воплощение собственных талантов; формировать патриотические качества личности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формируемые УУД:
|
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний; Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию
|
Правила и методические приемы:
Педагог четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока внеклассного чтения: формирование читательской компетенции обучающихся.
Педагог подбирает материал в соответствии с возрастом учащихся и поставленной целью.
На уроке внеклассного чтения педагог знакомит с новой для обучающихся 4 класса книгой, предлагает к осмыслению, изучению и анализу подобранный отрывок, фрагмент из книги Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
Учащиеся самостоятельно перечитывают предложенный фрагмент книги, размышляют, обсуждают предложенные задания в группах, делают выводы.
Учащиеся знакомят с результатами своей деятельности другие группы, по возможности проводятся дискуссии между группами.
Для этого урока требуются распечатанные на каждого обучающегося фрагменты текстов, таблицы с вопросами.
Общий (примерный) план урока внеклассного чтения:
I этап.
1.Индуктор.
2.Слово педагога.
II этап.
1.Деконструкция.
2.Групповая работа. Самостоятельное чтение фрагмента и составление ответов по предложенным вопросам.
3.Социализация. Проверка и обсуждение выполненных заданий в группах.
4.Промежуточная рефлексия.
III этап.
1.Реконструкция.
2.Индивидуальная работа.
3.Разрыв.
4.Афиширование. Представление выполненного задания.
5.Итоговая рефлексия.
Конспект урока.
Тема: Патриоты нашей Родины.
Продолжительность занятия: 1 урок
Класс: 4 класс
I этап.
1.Индуктор. Здравствуйте! Мне всех приятно видеть Вас!
Начнем занятие наше.
Обсуждение эпиграфа урока: Жизнь "бесталанна" без ГЕРОЯ.
Б.Зайцев
-Как вы понимаете эти слова?
-Как вы думаете, судя по эпиграфу, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Выслушиваем ответы.
Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, мы должны разгадать два ключевых слова, давайте попробуем подобрать ключики к двум шифровкам, .
Слайд №2 (Шифровка)
Первое слово о той, для которой ни сил ни жизни не жаль.
Действительно, для многих из нас нет ничего краше, чем она, великая и общая для всех нас, и малая и большая. Как мы ее зовем? Правильно – РОДИНА!
Слайд №3 (Родина).
Но нам надо определить и второе ключевое слово нашего занятия:
Родину любят всем сердцем люди, страстно преданные своему народу честным трудом и талантом, всегда готовые на подвиг, а могут даже и собственную жизнь за Родину отдать. Для них главное в жизни – верно служить Отчизне. Как мы называем таких людей? Расшифруйте диаграмму.
Показа слайда №4.
Правильно, ребята, это патриоты!
Слайд №5.
Давайте запишем тему нашего урока:
Патриоты Родины. Чьей Родины? Нашей!
Слайд №6. Патриоты нашей Родины.
2.Слово педагога. Таких людей, как героев нашего произведения, называют сынами Отечества. Один из них - смиренный тихий монах, молящийся за всех, другой – великий князь, каждый день лично отвечающий за жизнь и безопасность своего народа. Это Преподобный Сергий Радонежский и великий князь, Дмитрий Донской.
Слайд №7.
Некоторые и сейчас не понимают их жизни, этого искреннего желания сделать лучше жизнь других людей, защитить от сильных и опасных врагов. Но наш народ сохранил память о них как о настоящих, истинных патриотах.
II этап.
1.Деконструкция. Ребята, благодаря поддержке вот таких людей и другие становятся героями. Вот что рассказано о них в книге Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
1.Чтение педагогом предложенного всем фрагмента текста.
Не обидевший даже дикого зверя. И с молодости хранивший в сердце горячую любовь к Отечеству. Для того он и ушел в леса, чтобы усерднее служить Богу и людям. Это был Преподобный Сергий Радонежский.
В преподобном Сергии из Лавры был высший дар - заступника Руси. Сергий жил в тяжелые времена татарщины. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Димитрия Донского на страшный бой, БИТВУ, ту самую, Куликовскую.
Слайд № 8.
В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания РОССИИ. До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословить на кровь...
Он не за войну, но раз она случилась, он за народ и за Россию. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе.
— Тебе, господин, следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу свою за них положить, и кровь свою пролить, по образу Самого Христа. И ты, господин, отдай врагам и честь, и золото, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесет тебя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню.
Князь отвечал, что уже пробовал, и безуспешно. А теперь поздно.
— Если так, — сказал Сергий, — его ждет гибель. А тебя — помощь, милость, слава Господа, Димитрий опустился на колени. Сергий снова осенил его крестом.
— Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: "Ты победишь".
ВЕЛИКИЙ князь "прослезился". Так это или нет, теперь сказать уже трудно, а поверить следует: Димитрий шел действительно на "смертный бой".
Слайд № 9.
2.Групповая работа. Самостоятельное чтение фрагмента и составление ответов по предложенным вопросам:
Вопросы для анализа. |
Фрагмент (на руках у каждого обучающегося). Примерные ответы-подсказки: |
Личные ответы обучающегося: |
1. Почему главный герой произведения диких зверей не обижал, а на смертный бой Дмитрия Донского благословил? |
Он не за войну, но раз она случилась, он за народ и за Россию. |
|
2.Как можно было избежать кровавой битвы? Какие человеческие качества врагов помешали мирному исходу? |
И ты, господин, отдай врагам и честь, и золото, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас: низложит их непреклонную гордыню. Князь отвечал, что уже пробовал, и безуспешно. А теперь поздно.
|
|
3. Какие слова Преподобного Сергия помогли Дмитрию Донскому выстоять с войском? |
Иди, не бойся. Бог тебе поможет. И, наклонившись, на ухо ему шепнул: "Ты победишь".
|
|
Выводы: что отличает таких людей от обычных? |
С молодости хранивший в сердце горячую любовь к Отечеству. |
|
3.Социализация.
Проверка и обсуждение выполненных заданий в группах.
4.Промежуточная рефлексия.
- С какими сложностями можно было столкнуться при составлении ответов?
- Нужны ли были подсказки, или интереснее было самим искать в тексте ответы на вопросы?
III этап.
1.Реконструкция.
2.Индивидуальная работа.
Пользуясь ответами, расскажите об одном из двух героев этого произведения.
3.Разрыв.
Ребята, каждый из нас бывал в очень трудной ситуации, где нужен совет.
-К какому человеку мы обратимся, каким он должен быть, чтобы дать хороший совет, чтобы понять нас и правильно суметь помочь? Ведь мы доверимся ему, его советам. Слушаем ответы, составляем кластер.
Слайд №10.Кластер.
Мудрый, сильный, умный, решительный, авторитетный.(Возможны и другие варианты).
Благодаря поддержке таких людей и другие становятся героями. А прежде, чем стать героем, человек должен пережить, сделать и понять многое.
Так что же нужно для того, чтобы и в наше время стать настоящим героем, истинным патриотом?
4.Афиширование. Представление выполненного задания.
5.Итоговая рефлексия.
- Что нового сегодня вы узнали?
- Заинтересовала ли вас эта книга? Захочется ли теперь самому ее прочитать?
- Продолжите, пожалуйста, по цепочке предложение устно:
Сегодня я понял, что…
6.Спасибо всем за интересное и с пользой проведенное время урока внеклассного чтения! Правильно наш народ говорит, что чтение – к мудрости движение! Поэтому, ребята, только вперед! К новым хорошим книгам и к новым встречам!