Самоанализ урока чтения «Певцы родной природы. Природа в лирике русских поэтов XIX века» (6 класс)
САМОАНАЛИЗ
Урока русского языка (чтение), проведенного учителем
в 6 классе
Тема урока Урок внеклассного чтения. « Певцы родной природы» (природа в лирике русских поэтов 19 века) Новый материал базируется на ранее изученном.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Цели урока:
дидактические – продолжать формировать умение работать со словом;
сравнить мир чувств и переживаний Ф.Тютчева и Я. Полонского;
закрепить умение учащихся находить художественно – изобразительные средства языка в лирическом произведении;
развивающие – продолжить формирование общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
формировать у учащихся умение выразить свое впечатление.
коррекционные – продолжать формировать знания об окружающем мире и его
закономерностях в целом;
совершенствовать речевые умения, повышение речевой мотивации
продолжать расширять словарный запас учащихся;
воспитательные – перспективные
продолжать формировать эстетические вкусы учащихся;
воспитание чувства любви к окружающему миру.
Средства и приемы обучения, используемые на уроке:
1) репродукции картин Ф.Васильева;
2) дидактический материал (карточки, памятки)
3) музыкальное оформление - П.И.Чайковский «Времена года»
4) выставка художественной литературы – «Певцы родной природы»
В соответствии с целями я отобрала содержание, опираясь на программу и возможности учащихся.
Исходя из целей и содержания, были выбраны следующие методы работы:
словесный (рассказ, беседа, чтение, объяснение);
наглядный ( демонстрация наглядных пособий);
частично – поисковый;
репродуктивный ( объяснительно – иллюстративный);
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ – живопись, музыка.
На уроке были созданы благоприятные гигиенические и эстетические условия:
соблюдение температурного режима;
световой режим;
предупреждение переутомления;
чередование видов деятельности;
целесообразное соотношение устных и письменных работ;
соблюдение правил рабочей позы учащихся
физкультминутка;
чистота класса.
Анализ этапов урока:
1Организационный этап.
Цель: подготовить учащихся к работе (взаимное приветствие)
2. Сообщение темы и целей урока.
Цель: сообщить тему, организовать и целенаправить работу учащихся. Настроить ребят на урок помогла музыка (прозвучал отрывок из «Времен года» П.И.Чайковского)
3.Актуализация знаний с опорой на прошлый материал
Цель: подготовить учеников к изучению нового материала. На этом этапе была проведена работа по теории литературы. (понятие « пейзаж»)
4. Реализация домашнего задания.
Цель: выявить, какое впечатление произвели на детей стихи русских поэтов о природе, какие чувства вызвали стихи у учащихся. Ребята выразительно читали стихи, заранее подготовленные дома, рассказывали о своих впечатлениях.
5.Подготовка к усвоению новых знаний.
Цель: создать условия, при которых у детей появилось представление о художественнно – выразительных средствах, используемых поэтами для выражения своих чувств и переживаний. Учащиеся класса КРО совместно с учителем по алгоритму анализировали стихотворение Ф.Тютчева «Неохотно и несмело».
6. Усвоение новых знаний.
Цель: дать представление об аллитерации, провести сравнение и обобщение по важнейшим моментам урока, научить самостоятельно работать по алгоритму. Учащиеся пытались в группах по алгоритму анализировать стихотворение Я.Полонского «По горам две хмурых тучи», пытались сравнить два стихотворения, найти различия.
7.Проверка понимания материала.
Цель: проверить умение учащихся самостоятельно применять знания на практике в стандартных условиях. На этом этапе учащиеся анализировали произведение живописи (репродукция картины Ф.Васильева « Мокрый луг»).
8. Подведение итогов урока.
Цель: подвести учащихся к пониманию значения природы в жизни человека. Ребята сделали выводы о значении охраны природы.
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Цель : сообщить домашнее задание, которое имеет творческий характер.
10. Выставление оценок.
Обратная связь на уроке осуществлялась путем активного включения детей в эвристическую беседу на всех этапах урока. Наиболее активным были выставлены оценки.