Технологическая карта урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов второй половины XIX века»
Пояснительная записка к презентации
Предмет: литература
Класс: 6 Дата:
Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…» , «Посмотри какая мгла…», Е.А.Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…», А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: расширение знаний о пейзажной лирике , о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического произведения;
развивающие: развитие логического мышления, памяти ,внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь, презентация.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.
Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обуч-ся |
Формируемые УУД |
||||
Мотивационный этап (1-2 мин.) |
Приветствует. Мотивирует к обучению. - Организует работу с эпиграфом (слайд 1): Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И. Тютчев. - Прочитайте слова Ф.Тютчева. О чем они? - Согласны ли вы с таким пониманием природы? |
Слушают учителя. Формулируют цели обучения. |
К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества. Р.: готовность к самообразованию. П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока. Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций. |
||||
Целеполагание (2 мин.) |
Организует беседу по постановке целей урока - Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, определите цели нашей работы. |
Участвуют в полилоге, выполняют задания. |
К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение. Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание. П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний. |
||||
Актуализация знаний (5 мин.) |
Помогает в формулирование целей обучения. 1)Организует беседу: - Что такое пейзаж? - Как можно создать пейзажную зарисовку в разных видах искусства? - Что важно передать в пейзажных зарисовках? 2) Индивидуальное задание: составить словарную статью в литературную энциклопедию «пейзаж» |
Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог. Один человек пишет словарную статью |
К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения. Р: осуществление рефлексии своей деятельности. П.: умение применять знания в конкретной ситуации. |
||||
Освоение нового (13 мин.) |
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. 1. Слово учителя (сопровождается слайдовой презентацией; слайды 2-6) Вторая половина XIX в. ознаменована в поэзии такими именами, как Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, А. К. Толстой, Ф.И.Тютчев. Не оставил поэтического пера и И. С. Тургенев. И все же поэзия переживала кризис. Время требовало от поэтов живого участия в поисках новых содержательных и формальных возможностей слова для выражения сложных переживаний личности. И вскоре поэзия, причем не без влияния прозы, вновь обрела себя. Поэтические жанры наполнились актуальным общественным содержанием. Немалую лепту в развитие поэзии внесли сатирики и юмористы, подвергнув едкой критике устаревшие мотивы, лишенную выразительности образность. А. К. Толстой и братья Жемчужниковы высмеяли туманность и книжную условность многих поэтов. Они создали портрет Козьмы Пруткова, поэта чиновника, покушавшегося на литературное творчество. Постепенно выходя из кризиса, русская поэзия осваивала современную ей жизнь. Особенностью ее развития в 50-е и последующие годы стало углубление реализма, обращение к народной жизни. - Физкультминутка Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно поклонилась, Три – нагнулась и присела, На четыре –улетела. 2. Исследовательская работа в группах 1 группа – стихотворение А.К.Толстого. 2 группа – стихотворения Я.П. Полонского. 3 группа – стихотворения Е.А.Баратынского. План работы в группе: 1. Изучите информационную справку о поэте, расскажите о нем (Приложение). 2. Выразительно прочитайте стихотворение(я). 3. Проанализируйте стихотворение: - охарактеризуйте пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов; - определите настроение, передаваемое в стихотворении; - определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении. |
Слушают, делают записи основных тезисов по форме:
Выполняют физкультминутку. Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; читают, анализируют по предложенному плану стихотворения. |
К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия. Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция. П.: установление правил продуктивной работы |
||||
Этап самостоятельной работы (10 мин.) |
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. - Представление работы в группах. |
Защищают проделанную работу. |
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
||||
Этап включения в систему знаний и повторения (8 мин.) |
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса. Организует дифференцированную работу в парах (взаимооценивание): - Р.р. Творческая работа «Удивительный мир природы глазами поэтов» (5-10 предложений). - Сопоставление стихотворений о природе с иллюстрациями (репродукциями картин) в учебнике. |
Выполняют задания по выбору. |
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
||||
Этап рефлексии (3 мин.) |
Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». Предлагает задание «Неоконченное предложение» - Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось непонятным…./ открыл для себя …. Задает д/з: наизусть стихотворение; сопоставительный анализ стихотворений Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» |
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке |
К.: отображение в речи совершаемых действий. Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений. П.: выработка маршрута по преодолению затруднений. |
Толстой Алексей Константинович, (1817-1875), русский писатель
Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына, воспитывался матерью и ее братом - писателем А.Перовским (псевдоним А.Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.
В 17 лет был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 получил звание камер-юнкера.
Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом "Краснорогский" в 1841 повесть "Упырь" была замечена В.Белинским.
В 1840-е годы начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861. В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами ("Колокольчики мои, "Ты знаешь край, где все обильем дышит", "Курган", "Средь шумного бала..." и др.).
В 1854 г. вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.
Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер - заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Т.Шевченко, об И.Аксакове, И.Тургеневе).
В 1861 добился отставки ("Служба и искусство несовместимы...", - написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литературе.
В 1862 опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан"; в 1866 - 70 - историческую трилогию, включавшую трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".
В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).
Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А.Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.
Приложение
Баратынский, Евгений Абрамович
(правильнее Боратынский) [1800—1844] — поэт, крупнейший представитель пушкинской плеяды. Из старинного, но захудалого польского рода, выселившегося в XVII в. в Россию. Воспитание получил сперва в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности — кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища — был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу. Эта кара сильно потрясла Б. (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу. С целью снять тяготевшее клеймо, Б., после долгих хлопот друзей, поступил рядовым в один из петербургских полков. Нижним чином Б. прослужил семь лет (из них пять лет в Финляндии) и только в 1825 был произведен в офицеры. После производства вышел в отставку, последующие годы он жил то в Москве, то в своих имениях. Умер во время заграничного путешествия, в Неаполе, 44 лет от роду.
Первое стихотворение Баратынского было напечатано в 1819. Около этого же времени он сблизился с Дельвигом (см.), высоко оценившим его Пушкиным (см.) и столичными литераторами. Печатался в многих журналах и альманахах; выпустил отдельными изданиями три поэмы (из них «Бал» выпущен в одной книжке с «Графом Нулиным» Пушкина) и три сборника стихов (в 1827, 1835 и 1842).
Предельный лаконизм, стремление к кристаллически четким словесным формулировкам; при исключительной меткости и яркости языка — почти безобразность, отвлеченность; почти полное отсутствие красок, цветов (излюбленный пейзаж Б. — зима с ее «пристойной белизной», «заменяющей» «невоздержную пестроту» «беспокойной жизни») — таковы основные черты этого стиля. В своих теоретических построениях Б. идет еще дальше, прямо уподобляя поэзию науке. Как поэт, он почти совсем не поддается вдохновенному порыву творчества; как мыслитель, он лишен определенного, вполне и прочно сложившегося миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в силу которой она не производит сильного впечатления, несмотря на несомненные достоинства внешней формы и нередко — глубину содержания. Лучшие из его лирических стихотворений: «На смерть Гете», «Финляндия», «Последний поэт», «Череп», «Последняя смерть». Собрание стихотворений Б. в первый раз издано в 1827 г.. Стихотворения Б. много раз переводились на немецк. и французск. языки.
Приложение
Полонский, Яков Петрович [1820—1898] — один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи; род. 6 декабря 1820 г. в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в Московском унив., где его товарищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса П. в качестве домашнего учителя провел несколько лет на Кавказе (1846—52), где был помощником ред. «Закавказ. вестн.» и за границею. В 1857 г. женился, но скоро овдовел; во второй раз 1866 г. женился на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор-любительница, известная, между прочим, бюстом Тургенева, поставленным в Одессе). По возвращении в Россию он долго служил цензором в Комитете иностранной цензуры; с 1896 г. состоит членом совета Главного управления по делам печати. — В совокупности стихотворений П. нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящей рефлексией, какими отличаются, напрель, Гете, Пушкин, Тютчев. П. был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии. Типичные стихотворения П. имеют ту отличительную черту, что самый процесс вдохновения — переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в область поэтической истины — остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у П. он чувствуется иногда в самом звуке его стихов.
Для П. характерны большая плодовитость и разнообразие жанров — от эпической поэмы до газетного сатирического фельетона. Особенно популярны были в свое время лирические стихотворения П. (многие переложены на музыку) и легкая грациозная поэма-шутка «Кузнечик-музыкант». П. продолжал традиции буржуазно-дворянского либерального западничества 40-х гг., и было бы ошибочным стирать грань между творчеством П., как это иногда делают, и творчеством таких дворянских поэтов, как Майков и Фет. Стремление к «чистому искусству», характерное для этих поэтов, отнюдь не чуждо и П. Но в то время как для Фета и Майкова это стремление было основным в их творчестве, для Полонского оно явилось лишь одной из сторон его лирики.
Творчество П. было различным на разных этапах. В пору «реформ» П. пел дифирамбы правительству и выступил против польского восстания с пасквильной пьесой «Разлад», где смыкался с лагерем Каткова. Реакционный курс после 1866 толкал влево идеолога либеральных земцев. П. этого периода не чужд заигрыванию с революционерами, выхолащивая однако из их образов боевые, действенные черты, возводя на пьедестал их жертвенность («Что мне она»).
Презентация. Родная природа в стихах русских поэтов
PPT / 4.73 Мб
Валентина
Граф Анна Родионовна