Технологическая карта урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XIX века»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель: Сыркина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Предмет: Литература. Класс: 6.
Учебник (УМК): Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. М.: 2012. Ч.1 - 304с.; Ч.2 - 288с.
Тема урока: Родная природа в лирике русских поэтов XIX века.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок решения учебной задачи). (1 ч.)
Место урока в учебном плане: урок – один из завершающих раздела «Из русской литературы XIX века».
Оснащение: Проектор, ноутбуки/нетбуки (для учителя, по 1 – на каждую группу), наушники, колонки, флеш-накопители, кейсы, принадлежности для рисования
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
Предметные: 1.П., 3.П., 4.П., 6.П.
В результате выполненной работы обучающиеся
знают:
- содержание лирических произведений поэтов XIX века;
- понятия стихотворного ритма и рифмы;
- технику создания буриме.
умеют:
-формулировать выводы об основной идее пейзажных стихотворений поэтов XIX века;
- работать с прозаическим текстом, разбивая его на стихотворные строки;
- выразительно читать лирическое произведение.
применяют:
-полученные навыки при поиске и формулировании ответа на проблемный вопрос урока: «Какую роль играют поэты в сохранении природы и как им это удается?»
- полученные навыки при создании собственного лирического произведения;
- полученные знания при составлении плана для последующего написания сочинения на заданную тему;
- полученные знания при составлении таблицы «Художественные средства в лирике поэтов 19 века».
Метапредметные: 2.М., 3.М.,5.М., 9.М., 10.М, 11.М.
Личностные: 2.Л., 5.Л.,7.Л.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: способность выявлять художественную идею и художественные особенности лирических произведений поэтов XIX века, умение анализировать художественный образ, умение грамотно и аргументированно выражать свои мысли в письменной и устной форме.
Уровень / планируемый результат |
Способ оценивания результата |
Знание: знать ответ на проблемный вопрос «Какую роль играют поэты в сохранении природы и как им это удается?»; ориентироваться в содержании пейзажных стихотворений XIX века |
устный опрос, заучивание наизусть стихотворения |
Понимание: ориентироваться в художественном пространстве пейзажной поэзии XIX века |
выразительное чтение стихотворений; устный опрос. |
Анализ: способность выявлять сходство и отличие лирических текстов (структурное, содержательное, интонационное); способность понимать роль художественных деталей в лирическом произведении |
устный опрос, таблица |
Синтез: способность создавать целостную характеристику поэтического образа природы и пейзажной поэзии XIX века в целом на основе изученных произведений |
создание лирического произведения на основе предложенного материала; мини-сочинение на предложенную тему |
Применение: способность использовать полученные знания при решении практических задач (создавать собственные лирические произведения, ассоциативные клипы и иллюстрации к лирическому произведению) |
кейс |
Оценка: способность оценивать результаты своей деятельности индивидуально и в группе в процессе выполнения заданий и презентации команд |
листы оценки, устный опрос |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Мотивационно-организационный |
3 мин. |
Провокация. На слайде – этимология слова «природа» и вольная интерпретация семантического поля: «исторический корень-род, основное значение которого «совокупность людей». Таким образом, можно сказать, что при-рода – это то, что находится при - людях. Действительно, человек и природа сосуществуют бок о бок испокон веков: человек – часть природы, а природа – неотъемлемая часть человеческой жизни». Организует беседу, в ходе которой задает наводящие и обосновывающие тему урока вопросы, создает эмоциональный настрой: 1.Что означает понятие «родная природа»? Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… 2.Кто, кроме защитников природы, говорит о ней во всеуслышание? |
Осознают необходимость включения в учебную деятельность. Реализация домашнего задания (выступление исследователя с докладом, проработанным с учителем заранее, на тему «Существующие в России меры по сохранению природы». Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока «Родная природа в лирике русских поэтов XIX века». |
2.Создание проблемной ситуации. Постановка учебных задач. |
1 мин. |
Знание. Организует беседу, в ходе которой задает проблемный вопрос «Какую роль играют поэты в сохранении природы и как им это удается?». |
Выдвигают предположения. |
3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Работа мастерских |
12 мин. (4+8) |
Объясняет правила работы мастерских, знакомит обучающихся с содержимым кейса: - Сегодня на уроке вы работаете в группах по 6 человек с кейсами. Кейс лежит у вас на столе в файлах. В каждой группе есть литературовед, художники, лирик, координатор и представитель креативной группы. Каждая группа поработает над определенной темой: «Зима», «Осень», «Весна» или «Лето». Лирики работают за отдельным столом. У вас есть 7 минут. Следите за временем. Координаторы, следите, чтобы каждый уложился в отведенное время. Минута дается для того, чтобы координатор подготовил материал к презентации. С задачами каждой роли можно ознакомиться к памятке. Знание. Применение. Фасилитация. Организует работу мастерских с кейсом. Создает ситуацию успеха для каждого обучающегося. |
Знакомятся с материалами кейсов (приложение 1). Распределяют роли внутри мастерских. Задают уточняющие вопросы. Работают в мастерских. Креативная группа работает с материалами предварительного домашнего задания (Приложение 3) |
4. Социализация. Решение проблемы. |
20 мин. |
Анализ. Применение. Модерация. Управление презентацией мастерских. Соответственно выступлению каждой группы на слайд выводится оригинал стихотворения одного из поэтов XIX века (Приложение 2) . Подчеркивает, что художники создали не просто иллюстрацию к произведению, а создали свое собственное художественное произведение. Задает наводящие, уточняющие вопросы. |
Представляют результаты работы своей мастерской в следующем порядке: 1. Литературовед выразительно читает стихотворение под созданный клип, иллюстрация демонстрируется другим группам. Обсуждение. 2.Сравнивают получившееся стихотворение группы с оригиналом, выявление сходств и различий. 3.Лирик выразительно читает получившегося буриме (анализируют образ природы, возникший в стихотворениях ребят XXI века). Обсуждение. |
5. Физ.минутка (Пауза релаксации). |
1 мин. |
Объясняет правила проведения физ.минутки: -Я буду включать музыкальные фрагменты. Если вам кажется, что это зима, то вы пытаетесь согреться. Весна – потягиваетесь, словно медведь после спячки. Осень – вы словно перепрыгиваете через лужицы. А лето – на ваш выбор. Включает музыкальные фрагменты классических произведений на тему «Времена года». |
Выполняют упражнения физ.минутки. |
Обобщение. |
3 мин. |
Знание. Понимание. Синтез. Организует беседу, в ходе которой задает вопросы на обобщение полученных знаний. В ходе беседы подводит к ответу на проблемный вопрос урока, к мысли о том, что поэты, создавая прекрасные стихотворения о природе, помогают сохранить ее, так как, заставляют читателя задуматься о необходимости сохранения такой красоты |
Дают ответы на проблемный вопрос урока. |
Рефлексия |
4 мин. |
Оценка. Организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. Направляет. Задаёт вопросы. |
Координаторы представляют итоги обсуждения результатов работы мастерских. Осуществляют самооценку, делают выводы. |
Домашнее задание |
1 мин. |
Одно задание общее: Знание. Выучить наизусть 1 из стихотворений, изученных на уроке. Другие задания – 1 на выбор: Анализ. Составить таблицу «Художественные средства в лирике поэтов 19 века» Синтез. Применение. Написать свое стихотворение на тему «Родная природа» / Мини-сочинение «Образ природы в лирике поэтов 19 века» |
Приложение 1.
В кейсе находятся следующие материалы:
1.Памятка «Задачи участников мастерских».
Роль |
Задачи |
Координаторы |
- координировать работу группы, контролировать время выполнения работы; - вовремя предоставить результат работы группы учителю, заполнив «Лист координатора группы»; - оценивать степень активности и качество группы и ее участников по предложенным критериям. |
Литературоведы |
-работать с прозаическим текстом, разбивая его на строки, создавать лирическое произведение; - представить выразительное чтение получившегося стихотворения в сопровождении созданного креативной группой клипа. |
Художники |
создать ассоциативную иллюстрацию к стихотворению, созданному литературоведами |
Креативная группа |
-отобрать из домашнего материала необходимый материал по теме (иллюстрации и аудиофайл) -создать клип к стихотворению, созданному литературоведами |
Лирики |
создать буриме по предложенной теме. |
2.Рабочий лист координатора группы.
Состав группы:
Работа в группах Время выполнения заданий – 7 минут. Затем в течение 1 минуты координатор на флешке предоставляет презентацию учителю. Время презентации – не более 5 минут Этап самооценки. Оцените работу ее участников группы (см.лист оценки), сделайте вывод о работе группы в целом:
|
3. Лист оценки работы группы и её участников (по пятибалльной школе).
Работа в группе № |
Умение работать в команде (дружность) |
Активность (информативность, продуктивность, выразительность) |
Взаимопомощь |
Умение укладываться во времени |
Комментарий |
Литературовед |
|||||
Художники |
|||||
Креативная группа |
|||||
Лирик |
|||||
Координатор (самооценка) |
4. Прозаические тексты для работы литературоведов:
Материал для литературоведов. Группа 1. «Зима» Задание. Прочитайте прозаический текст. Разделите его на строки таким образом, чтобы у вас получилось стихотворение. Обратите внимание на то, что от деления на строки зависит интонация стихотворения. Озаглавьте получившееся стихотворение. Литературоведы, подготовьте выразительное чтение получившегося стихотворения. Ветер злой, ветр крутой в поле заливается. А сугроб на степной воле завивается. При луне на версте мороз —огонечками. Про живых ветер весть пронес с позвоночками. Под дубовым крестом свистит, раздувается. Серый заяц степной хрустит, не пугается*. Разместите получившееся стихотворение на последнем слайде вашей презентации в столбик слева. Образец: |
Текст для группы 2*.
Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко на крыльях ветерка, ласкаясь к солнечным лучам, летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед!
Текст для группы 3*.
В небе тают облака, и, лучистая на зное, в искрах катится река, словно зеркало стальное... Час от часу жар сильней, тень ушла к немым дубровам, и с белеющих полей веет запахом медовым. Чудный день! Пройдут века - так же будут, в вечном строе, течь и искриться река и поля дышать на зное.
Текст для группы 4*.
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора - весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле; Но далеко еще до первых зимних бурь, и льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле.
5. Материал для лириков
Группа 1 «Зима» БУРИМЕ (франц. bouts rimes рифмованные окончания) - стихи, которые пишутся на заданные рифмы. Тема буриме: Зима. Схема: _____________________________________________________ в поле _____________________________________________________ мороз _____________________________________________________свистит, |
Группа 2 «Весна» БУРИМЕ (франц. bouts rimes рифмованные окончания) - стихи, которые пишутся на заданные рифмы. Тема буриме: Весна Схема: _____________________________________________________ чист _____________________________________________________ высоко _____________________________________________________ручьи |
Группа 3 «Лето» БУРИМЕ (франц. bouts rimes рифмованные окончания) - стихи, которые пишутся на заданные рифмы. Тема буриме: Лето Схема: _____________________________________________________ облака _____________________________________________________ сильней _____________________________________________________века |
Группа 4 «Осень» БУРИМЕ (франц. bouts rimes рифмованные окончания) - стихи, которые пишутся на заданные рифмы. Тема буриме: Осень Схема: _____________________________________________________ первоначальной _____________________________________________________ боле |
Приложение 2.
Группа 1. «Зима»
***
Ветер злой, ветр крутой в поле
Заливается.
А сугроб на степной воле
Завивается.
При луне на версте мороз —
Огонечками.
Про живых ветер весть пронес
С позвоночками.
Под дубовым крестом свистит,
Раздувается.
Серый заяц степной хрустит,
Не пугается.
(А.А.Фет)
Группа 2. «Весна»
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
(Е.Баратынский)
Группа 3. «Лето»
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
(Ф. И. Тютчев)
Группа 4. «Осень»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле;
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
(Ф.И.Тютчев)
Приложение 3. Предварительное домашнее задание:
Индивидуальное – подготовить небольшой доклад на тему «Существующие в России меры по сохранению природы».
Поделиться на 4 группы по 6 человек.
Найти и принести на флеш-накопителе фотографии, картинки с изображением времен года (разнообразных настроений, красок), музыку классическую на тематику времен года.
Принести гуашь, кисти.
Принести наушники (4 шт. от класса)
Светлана Лушникова (Кузнецова)