Самоанализ урока по математике на тему «Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине"»
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Чебыкиной М. Р., учителя начальных классов
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя школа №42»
г. Нижневартовска
Вашему вниманию представлен урок математики в 1 классе по учебно – методическому комплексу «Школа России». Автор учебника М.И.Моро. Тема урока Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» . Тип урока – урок открытия нового знания. Уроки именно этого типа дают мне возможность наиболее полно реализовать мой педагогический принцип: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Планируемый объём учебного материала, степень сложности представляемой информации, способ её подачи определялись в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Исходя из этого, в соответствии с требованиями ФГОС, мною были определены следующие цели и поставлены задачи урока.
Цели:
Образовательный аспект: уточнить и сформировать отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»; формировать умения сравнивать длины предметов; закреплять навыки счета в пределах 4; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающий аспект: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, логические операции, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; способствовать развитию устной речи, умению высказывать свою точку зрения, слушать окружающих.
Воспитательный аспект: воспитывать мотивацию к обучению, желание учиться и делать открытия и выводы; воспитывать ответственность за выполнение полученной работы и за свое поведение, аккуратность, умение дружить.
Формировать УУД:
Познавательные УУД: ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание); понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД: принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; выполнять правила безопасного поведения в школе; адекватно воспринимать оценку учителя.
Планируемый результат:
Предметные:
Знания: познакомятся с понятиями «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Умения: сравнивать объекты по длине на глаз и с помощью наложения; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
Навыки: работать в паре и группе, оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
Искать разные способы решения задачи;
Работать в паре и оценивать товарища;
Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
Личностные:
Проявлять интерес к математике;
Осваивать роль ученика на основе правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем;
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
Осваивать математический язык
Межпредметные связи: технология
Ресурсы:
основные
- М.И. Моро Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
- М.И. Моро Математика. 1 класс: рабочая тетрадь №1
дополнительные
разрезной счетный материал;
полоски разноцветной бумаги;
карточки с изображением настроения;
цветные карандаши;
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация выполненная в программе Power Point.
Организация пространства: фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.
В соответствии с этим были определены следующие этапы урока:
Этап урока |
Целевая установка |
Результаты деятельности |
|
Краткий анализ |
Перечень формируемых УУД |
||
1.Этап мотивации к учебной деятельности
|
Подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность; определить тип урока.
|
Данный этап имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса. Обучающиеся проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Пожелания друг другу успешной работы на уроке. Вспоминают правила «рабочего» человека. Подводят микроитог: готовы к уроку. |
Коммуникативные: - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение слушать и понимать речь других. Личностные: -умения чувствовать необходимость учения. |
2.Этап актуализации знаний, постановка проблемы.
|
Развивать коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся; познавательные УУД через проверку знаний учащихся о связи между компонентами и результатом умножения, выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностных УУД через развитие внимания, мышления, памяти. |
Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ. Обучающиеся повторяли состав числа 4, закрепляли навыки составлять условие и вопрос задачи (слово «задача» заменяем на «рассказ»), работали с задачами на смекалку геометрического характера. Трое учеников работали у доски. В это время я со всем классом работала над устным счетом парами и индивидуально.
На данном этапе были использованы методы - словесные (беседа); - наглядные (карточки) Формы работы – индивидуальная, парная, фронтальная. Подвели микроитог: обобщили знания о составе числа 4.
|
Познавательные: -умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках Регулятивные: - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - умение осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли; - умение слушать и понимать речь других . |
3. Этап формулирования темы урока, постановка цели
|
Организовать работу по определению темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися.
|
Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя. С помощью учителя, отвечая на вопросы, обучающиеся формулировали тему урока и определили цель – определить способ сравнения длин предметов. Для решения поставленной задачи я использовала проблемный метод, метод беседы и фронтальную форму работы. Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания. Подвели микроитог: определили тему и цели урока. |
Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания). Регулятивные: - умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: - умение точно и полно выражать свои мысли. Личностные: - умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями. |
4.Этап открытия нового знания.
|
Формировать личностные УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» развивать познавательные УУД через решение проблемных ситуаций формировать регулятивные УУД через коллективную работу, работу в группах, работу в парах, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
|
На данном этапе урока с целью осознания и принятия обучающимися нового учебного материала по виду источников использовались словесный, наглядный , практический методы обучения. Были использованы формы обучения: групповая, коллективная, фронтальная. На основном этапе - этапе изучения нового материала – использовались наглядный метод (демонстрация слайдов), частично – поисковый метод, проводились выполнение практической работы и фронтальная беседа. Осуществлялся системно-деятельностный подход, а именно: принцип вариативности благодаря которому у обучающихся формируются способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, принцип целостности – который предполагает формирование у обучающихся обобщенного представления о понятиях «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» принцип деятельности – получая знания не в готовом виде, а добывая их, обучающиеся сами осознавали содержание и формы своей учебной деятельности, понимали и принимали систему требований, активно участвовали в их совершенствовании. Считаю, что все это способствовало активному и успешному формированию деятельностных способностей моих обучающихся, их общеучебных умений. Подвели микроитог: определили способы сравнения длин предметов.
|
Регулятивные: - -определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; - планировать свою деятельность; - определять последовательность действий на уроке. Познавательные: - добывать новые знания; - находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других. Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
5.Этап первичного закрепления
|
Выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию, развивать устную речь учащихся развивать внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля |
На этапе первичной проверки усвоения знаний выполняли задания, опираясь на полученные знания. Работали по учебнику под руководством учителя Сравнивали на глаз и наложением Задания такого вида хорошо развивают, мышление, речь, позволяют детям закрепить полученные знания и систематизировать их. Подвели микроитог: сравнивать можно на глаз и наложением предметов друг на друга. |
Познавательные: - умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли. Личностные: -умение проявлять интерес к способу решения и общему способу действия. |
6.Динамическая пауза.
|
Создание условий для психоэмоцио-нальной разгрузки.
|
Это этап снятия напряжения и усталости обучающихся. Создания условий для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. Данный этап являлся неотъемлемой частью урока и имел смысловую важность (забота о физическом здоровье младшего школьника). А содержание динамической паузы соответствовало теме урока. Использовался принцип психологической комфортности системно-деятельностного подхода, который предполагает снятие всех стресс-сообразующих факторов учебного процесса, и создает на уроке доброжелательную атмосферу. |
Коммуникативные: - умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
|
Организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение новых знаний; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. |
Обучающиеся на данном этапе урока, выполняя самостоятельную работу, применили полученные знания. Использовался наглядный метод (эталон на электронной доске), частично – поисковый метод. На данном этапе закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся. Анализ выполненной самостоятельной работы показал, что 71 % детей справились с работой.
Подвели микроитог: применяли полученные знания при выполнении самостоятельной работы; научились выполнять самопроверку, опираясь на эталон. |
Регулятивные: - умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: - умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; - составлять ответы на вопросы. Личностные: -умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
|
Зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы
|
На данном этапе я вместе с обучающимися подвожу итог урока. Дети сообщают о своём отношении к уроку, урок детям понравился. Объясняют, что было нового, что усвоили, где и как эти новые знания им пригодятся в дальнейшей жизни. Возвращаясь к девизу «Знаешь – говори, не знаешь – слушай, ищи и находи », определили, что мы хорошо работали под этим девизом, а оценку своей деятельности изобразили условной оценкой достижения на уроке. Использовался практический метод и метод беседы. Подвели микроитог: подводили итоги, ставили задачи на следующий урок.
|
Регулятивные: - умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками; - умение давать оценку деятельности на уроке; - умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить. Личностные: - умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Анализ дидактической и методической деятельности
С целью осознания обучающимися учебного материала проводилась практическая работа на основе зрительно – слухового восприятия с использованием ИКТ.
В процессе обучения были использованы проблемно – сообщающиеся методы:
доказательство путём сравнения;
частично – поисковые методы: поиск примеров, фактов, подтверждений приведённым аргументам.
исследовательские методы, самоанализ.
Методы по виду источников, из которых обучающиеся приобретали знания:
- словесные (объяснение материала, работа с книгой);
- наглядные ( использование карточек );
-практические ( работа со счетными палочками, письменные задания, решение задач)
По виду деятельности:
- метод изложения (инструктаж, информирование с помощью технических средств обучения).
На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Имела место фронтальная, парная, коллективная и групповая формы работы учащихся.
Использованный на этапе применения новых знаний вид проверки преследовал цель предварительного контроля за степенью усвоения нового материала.
Анализ деятельности учащихся.
На уроке сочетались словесно – наглядно – практические способы деятельности учащихся, быстрая смена видов учебной деятельности.
Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения совместно с учителем.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 1 класса.
Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута разнообразием и быстрой сменой видов деятельности.
Учащиеся старались показывать умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями урока, умение работать в парах, группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации.
Содержание учебного материала и вида работ, использованные на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Этапы урока были логически связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и соответствовал жизненному опыту обучающихся.
На каждом этапе урока обучающимися были подведены микроитоги их деятельности. Обучающиеся под моим руководством называли знания и умения, которыми они воспользовались.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учитывая возрастные и психологические возможности первоклассников, на всех этапах урока были включены игровая моменты.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, исходя из чего, на уроке использовалась интерактивная доска.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
На случай непредвиденной ситуации на уроке были приготовлены следующие запасные ходы и методические приемы:
- если не хватит времени, будут сокращены по длительности задания,
- если время останется, будут использованы дополнительные упражнения (дидактические игры).
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные цели, задачи урока. Прошел он на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Урок поставленных задач достиг.