Самоанализ урока по математике на тему «Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине"»

1
0
Материал опубликован 24 September 2019

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Чебыкиной М. Р., учителя начальных классов

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя школа №42»

г. Нижневартовска

 

Вашему вниманию представлен урок математики в 1 классе по учебно – методическому комплексу «Школа России». Автор учебника М.И.Моро. Тема урока Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» . Тип урока – урок открытия нового знания. Уроки именно этого типа дают мне возможность наиболее полно реализовать мой педагогический принцип: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Планируемый объём учебного материала, степень сложности представляемой информации, способ её подачи определялись в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Исходя из этого, в соответствии с требованиями ФГОС, мною были определены следующие цели и поставлены задачи урока.

 

Цели:

Образовательный аспект: уточнить и сформировать отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»; формировать умения сравнивать длины предметов; закреплять навыки счета в пределах 4; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развивающий аспект: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, логические операции, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; способствовать развитию устной речи, умению высказывать свою точку зрения, слушать окружающих.

Воспитательный аспект: воспитывать мотивацию к обучению, желание учиться и делать открытия и выводы; воспитывать ответственность за выполнение полученной работы и за свое поведение, аккуратность, умение дружить.

 

Формировать УУД:

Познавательные УУД: ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание); понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД: принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; выполнять правила безопасного поведения в школе; адекватно воспринимать оценку учителя.

 

Планируемый результат:

Предметные:

Знания: познакомятся с понятиями «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Умения: сравнивать объекты по длине на глаз и с помощью наложения; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Навыки: работать в паре и группе, оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Метапредметные:

Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

Искать разные способы решения задачи;

Работать в паре и оценивать товарища;

Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Личностные:

Проявлять интерес к математике;

Осваивать роль ученика на основе правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем;

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Осваивать математический язык

 

Межпредметные связи: технология

 

Ресурсы:

основные

- М.И. Моро Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.

- М.И. Моро Математика. 1 класс: рабочая тетрадь №1

 

дополнительные

разрезной счетный материал;

полоски разноцветной бумаги;

карточки с изображением настроения;

цветные карандаши;

компьютер, мультимедийное оборудование, презентация выполненная в программе Power Point.

 

Организация пространства: фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.

В соответствии с этим были определены следующие этапы урока:

 

Этап урока

Целевая установка

Результаты деятельности

Краткий анализ

Перечень формируемых УУД

1.Этап мотивации к учебной деятельности

 

Подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность;

определить тип урока.

 

Данный этап имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса. Обучающиеся проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока. Пожелания друг другу успешной работы на уроке. Вспоминают правила «рабочего» человека.

Подводят микроитог: готовы к уроку.

Коммуникативные:

- умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-умения чувствовать необходимость учения.

2.Этап актуализации знаний, постановка проблемы.

 

Развивать коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся; познавательные УУД через проверку знаний учащихся о связи между компонентами и результатом умножения, выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностных УУД через развитие внимания, мышления, памяти.

Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ. Обучающиеся повторяли состав числа 4, закрепляли навыки составлять условие и вопрос задачи (слово «задача» заменяем на «рассказ»), работали с задачами на смекалку геометрического характера.

Трое учеников работали у доски. В это время я со всем классом работала над устным счетом парами и индивидуально.

 

На данном этапе были использованы методы

- словесные (беседа);

- наглядные (карточки)

Формы работы – индивидуальная, парная, фронтальная.

Подвели микроитог: обобщили знания о составе числа 4.

 

 

Познавательные:

-умение находить ответы на

вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Регулятивные:

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли;

- умение слушать и понимать речь других .

3. Этап формулирования темы урока, постановка цели

 

Организовать работу по определению темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

 

Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя. С помощью учителя, отвечая на вопросы, обучающиеся формулировали тему урока и определили цель – определить способ сравнения длин предметов. Для решения поставленной задачи я использовала проблемный метод,  метод беседы и фронтальную форму работы.

Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.

Подвели микроитог: определили тему и цели урока.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/

незнания).

Регулятивные:

- умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

- умение точно и полно выражать свои мысли.

Личностные:

- умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями.

4.Этап открытия нового знания.

 

Формировать личностные УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» развивать познавательные УУД через решение проблемных ситуаций формировать регулятивные УУД через коллективную работу, работу в группах, работу в парах, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

 

На данном этапе урока с целью осознания и принятия обучающимися нового учебного материала по виду источников использовались словесный, наглядный , практический методы обучения. Были использованы формы обучения: групповая, коллективная, фронтальная. На основном этапе - этапе изучения нового материала – использовались наглядный метод (демонстрация слайдов), частично – поисковый метод, проводились выполнение практической работы и фронтальная беседа. Осуществлялся системно-деятельностный подход, а именно: принцип вариативности благодаря которому у обучающихся формируются способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, принцип целостности – который предполагает формирование у обучающихся обобщенного представления о понятиях «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» принцип деятельности – получая знания не в готовом виде, а добывая их, обучающиеся сами осознавали содержание и формы своей учебной деятельности, понимали и принимали систему требований, активно участвовали в их совершенствовании. Считаю, что все это способствовало активному и успешному формированию деятельностных способностей моих обучающихся, их общеучебных умений.

Подвели микроитог: определили способы сравнения длин предметов.

 

 

Регулятивные:

- -определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя;

- планировать свою деятельность;

- определять последовательность действий на уроке.

Познавательные:

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

5.Этап первичного закрепления

 

Выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию, развивать устную речь учащихся развивать внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля

На этапе первичной проверки усвоения знаний выполняли задания, опираясь на полученные знания. Работали по учебнику под руководством учителя Сравнивали на глаз и наложением Задания такого вида хорошо развивают, мышление, речь, позволяют детям закрепить полученные знания и систематизировать их.

Подвели микроитог: сравнивать можно на глаз и наложением предметов друг на друга.

Познавательные:

- умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли.

Личностные:

-умение проявлять интерес к способу решения и общему способу действия.

6.Динамическая пауза.

 

Создание условий для психоэмоцио-нальной разгрузки.

 

Это этап снятия напряжения и усталости обучающихся. Создания условий для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. Данный этап являлся неотъемлемой частью урока и имел смысловую важность (забота о физическом здоровье младшего школьника). А содержание динамической паузы соответствовало теме урока.

Использовался принцип психологической комфортности системно-деятельностного подхода, который предполагает снятие всех стресс-сообразующих факторов учебного процесса, и создает на уроке доброжелательную атмосферу.

Коммуникативные:

- умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 

Организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение новых знаний;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Обучающиеся на данном этапе урока, выполняя самостоятельную работу, применили полученные знания. Использовался наглядный метод (эталон на электронной доске), частично – поисковый метод. На данном этапе закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся.

Анализ выполненной самостоятельной работы показал, что 71 % детей справились с работой.

 

Подвели микроитог: применяли полученные знания при выполнении самостоятельной работы; научились выполнять самопроверку, опираясь на эталон.

Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- составлять ответы на вопросы.

Личностные:

-умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 

Зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы

 

На данном этапе я вместе с обучающимися подвожу итог урока. Дети сообщают о своём отношении к уроку, урок детям понравился. Объясняют, что было нового, что усвоили, где и как эти новые знания им пригодятся в дальнейшей жизни. Возвращаясь к девизу «Знаешь – говори, не знаешь – слушай, ищи и находи », определили, что мы хорошо работали под этим девизом, а оценку своей деятельности изобразили условной оценкой достижения на уроке.

Использовался практический метод и метод беседы.

Подвели микроитог: подводили итоги, ставили задачи на следующий урок.

 

 

 

Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками;

- умение давать оценку деятельности на уроке;

- умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить.

Личностные:

- умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Анализ дидактической и методической деятельности

С целью осознания обучающимися учебного материала проводилась практическая работа на основе зрительно – слухового восприятия с использованием ИКТ.

В процессе обучения были использованы проблемно – сообщающиеся методы:

доказательство путём сравнения;

частично – поисковые методы: поиск примеров, фактов, подтверждений приведённым аргументам.

исследовательские методы, самоанализ.

Методы по виду источников, из которых обучающиеся приобретали знания:

- словесные (объяснение материала, работа с книгой);

- наглядные ( использование карточек );

-практические ( работа со счетными палочками, письменные задания, решение задач)

По виду деятельности:

- метод изложения (инструктаж, информирование с помощью технических средств обучения).

На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Имела место фронтальная, парная, коллективная и групповая формы работы учащихся.

Использованный на этапе применения новых знаний вид проверки преследовал цель предварительного контроля за степенью усвоения нового материала.

 

Анализ деятельности учащихся.

На уроке сочетались словесно – наглядно – практические способы деятельности учащихся, быстрая смена видов учебной деятельности.

Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения совместно с учителем.

Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 1 класса.

Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута разнообразием и быстрой сменой видов деятельности.

Учащиеся старались показывать умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями урока, умение работать в парах, группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации.

Содержание учебного материала и вида работ, использованные на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

Этапы урока были логически связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и соответствовал жизненному опыту обучающихся.

На каждом этапе урока обучающимися были подведены микроитоги их деятельности. Обучающиеся под моим руководством называли знания и умения, которыми они воспользовались.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учитывая возрастные и психологические возможности первоклассников, на всех этапах урока были включены игровая моменты.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, исходя из чего, на уроке использовалась интерактивная доска.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

На случай непредвиденной ситуации на уроке были приготовлены следующие запасные ходы и методические приемы:

- если не хватит времени, будут сокращены по длительности задания,

- если время останется, будут использованы дополнительные упражнения (дидактические игры).

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные цели, задачи урока. Прошел он на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.

Урок поставленных задач достиг.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации