Конспект урока математики в 3 классе на тему «Виды треугольников по длине сторон» УМК «Школа России»
Балышева Наталья Викторовна
учитель начальных классов, 1 квалификационная категория
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №73" Приволжского района г. Казани
Республика Татарстан, г. Казань
Тема: «Виды треугольников по длине сторон»
Цель урока: сформировать представление учащихся о классификации треугольников по длине их сторон.
Задачи:
Образовательные: учить классифицировать треугольники по длине сторон,
Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся,
логическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно, добывать знания, побуждать к любознательности;
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, прививать чувство ответственности, воспитывать умение слушать других.
Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.
Планируемые результаты.
Предметные:
умение различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Метапредметные:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике;
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
Личностные:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Методы обучения: исследовательский, проблемный, наглядный.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, ноутбук, экран, раздаточный материал (полоски бумаги разного цвета и разной длины), карточки для индивидуальной и парной работы, лист самооценки
Орг. момент
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!
Математику, друзья, не любить никак нельзя!
Пусть сегодня на уроке нам сопутствует успех!
Актуализация знаний.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в царство Геометрии. В переводе с греческого – это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «мерио» - измерять)
- Давайте вспомним названия геометрических фигур. (прямая, луч, кривая, ломаная, отрезок, прямоугольник, треугольник, квадрат, окружность, овал, круг, многоугольник)
- Жизнь в стране Геометрии шла своим чередом. В ней происходили разные события. Царица Геометрия следила за порядком, но однажды произошла такая история.
Прогуливались как-то по улице братцы квадраты. Проказник Фокус – Покус решил подшутить над ними. Он подкрался к одному из них и разрезал его с угла на угол пополам! Квадраты испугались. Но тут раздался голос царицы Геометрии:
- Не бойтесь, братцы квадраты. Новую фигуру я нареку…
Устный счет.
-А как ее назвали нам предстоит узнать, выполнив вычисления и записывая букву в таблицу в соответствии с ответом.
Индивидуальная работа. На это задание вам дается 2 минуты.
290 + 10 (ь) 96: 2 + 4 (и) 720 – 40 (е)
860 + 40 (р) 462 – 60 (о) 470 – 200 (н)
920 – 600 (л) 250 + 700 (т) 24 * 2 +2 (к)
560 + 70 (у) 450 + 50 (г)
950 |
900 |
680 |
630 |
500 |
402 |
320 |
300 |
270 |
52 |
50 |
т |
р |
е |
у |
г |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
Какое слово у вас получилось? (Треугольник)
Проверим.
Верно. Молодцы!
Оцените свою работу на этом этапе в листе самооценки.
3.Самоопределение к деятельности
- Кто догадался, о какой фигуре пойдёт речь на уроке?
- Правильно, о треугольнике.
- Скажите сколько треугольников на чертеже? (3)
Какие фигуры называются треугольниками? (фигуры, которые имеют 3 стороны, 3 угла, 3 вершины)
Практическая работа
-У вас на столе конверт, в котором лежат цветные полоски бумаги. Достаньте их.
-Соберите 3 треугольника со сторонами одного цвета.
-Что можно сказать о длинах сторон треугольника, составленного из трех полосок красного цвета? (они одинаковые)
-Выделите корень в словах «равные» и «стороны». Объедините их в одно слово, оно должно отвечать на вопрос какой? Как думаете, какое у этого треугольника название? (равносторонний)
-Что можно сказать о сторонах треугольника, составленного из трех полосок зеленого цвета? (все стороны разной длины)
-Как вы думаете, как называется этот треугольник? (разносторонний)
-Что можно сказать о сторонах треугольника, составленного из трех синих полосок? (2 стороны одинаковые, 3 отличается.) Данный треугольник называется равнобедренным.
- Чтобы это запомнить, прошу выйти ко мне 3 учеников.
Поставь ноги на ширину одной стопы, 2- поставь ноги на ширину плеч, 3 расставить ноги как можно шире. Как называется эта часть ноги у человека? (бедро) Длина бедра одной ноги равна длине бедра другой ноги.
-Треугольник, образовавшийся строением ног, назван равнобедренным. Равные бедра, поэтому, равнобедренный.
Какова тема нашего урока? (Виды треугольников)
Какую цель поставим перед собой? (научиться различать треугольники и запомнить их названия в зависимости от длины сторон.)
4.Работа по теме урока.
Ребята, Царица Геометрия приготовила для нас памятку по определению видов треугольников. Закрепим полученные знания по этой памятке. (читают правило)
-Царица Геометрия приготовила для вас задание. Она просит помочь жителям города решить задачу. Работать будем в парах.
Задача
Посчитайте, сколько стоит кукла, если цена равностороннего треугольника 5 рублей, равнобедренного треугольника 12 рублей, а разностороннего треугольника 11 рублей.
На это задание дается 3 минуты.
Проверим.
Решение.
1) 5*3=15 (руб)- стоимость равносторонних треугольников
2) 12*5= 60 (руб) – стоимость равнобедренных треугольников
3) 11*4 = 44 (руб) –стоимость разносторонних треугольников
4) 15+60+44=119 (руб)
Ответ: 119 рублей стоит кукла.
Оцените свою работу над этим заданием в листе самооценки.
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
По сторонам веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води.
И на бочок ее клади
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец,
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
5. Закрепление изученного материала.
- А теперь царица Геометрия просит вас найти длину третьей стороны треугольника и определить его вид.
Задача.
Найди длину третьей стороны треугольника, если его периметр равен 12 см, а длины других сторон 3 см и 4 см. Определи вид треугольника.
Решение записываем в тетрадях.
Решение.
12-3-4= 5 (см)
Ответ: 5 см длина стороны; треугольник разносторонний.
Проверка. Сверяем с экраном.
Оцените свою работу над этим заданием на листе самооценки.
Передвигаются жители города Треугольников на автобусах, но они сломались. Надо проверить вычисления и устранить неисправность.
Ребята, поможем жителям города?
Решите примеры в тетрадях и найдите ошибки. На это задание 2 минуты.
134+251=485 (385)
778-263=415 (515)
713+248=951 (961)
456-304=142 (152)
Сверимся со слайдом.
Взаимопроверка.
Оцените свою работу над этим заданием в листе самооценки.
VII. Рефлексия
Выберите любое предложение о продолжите его.
Я сегодня на уроке узнал…
Мне понравилось задание…
У меня возникли трудности…
Оцените свою работу по итогам урока.
У меня все получилось- зеленый сигнал
Были затруднения, но я справился – желтый
У меня не получилось – красный
Лист самооценки ФИО__________________________ |
|||
|
У меня все получилось |
Были затруднения, но я справился |
У меня не получилось |
Устный счет |
|
|
|
Задача (стоимость куклы) |
|
|
|
Задача (нахождение стороны треугольника) |
|
|
|
Найди ошибку |
|
|
|
По итогам урока |
|
|
|
VIII. Подведение итогов.
- С какими видами треугольников мы познакомились сегодня?
-Достигли ли мы поставленной цели?
Дом.задание. с.73 № 3,4