Конспект урока математики на тему «Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»
Тема урока: Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов разными способами.
Задачи:
- Уточнение и формирование отношений «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»;
- Развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся;
- Развивать навык счёта.
- Воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать ответы товарищей и дополнить по необходимости;
- Воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.
Ожидаемые результаты:
-Учащиеся научатся сравнивать объекты по длине на глаз и с помощью наложения;
-Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
-Работать в паре, оценивать товарища;
-Слушать собеседника и вести диалог;
-Оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Методы работы:
- деятельный (процесс познания идет от учеников),
- проблемный (создание проблемной ситуации, которые помогли детям в открытии новых знаний).
- наглядно – демонстративный,
- частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя),
- практический.
Формы работы:
обще классная, индивидуальная, работа в парах, группах, фронтальная.
Оборудование:
Учебник математики для 1 класса под редакцией Моро М.И., Волкова С.И., атласные ленточки разного цвета и разной длины, наборы полосок разной длины (для работы в парах), маркерная доска, ручки, цветные карандаши, изображения мультипликационных героев Пчеленок и Мила.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, все ли вы приготовили к уроку.
Встали дружно, потянулись,
Бег на месте
Прыг да скок
Начинается урок.
Актуализация знаний.
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости?
(Пчеленок) Он тоже учится в школе и сегодня приготовил для вас задание. (на доске кроссворд)
Знак, обозначающий действие «отнять»
Число, которое получится, если к двум прибавить 1.
Знак, обозначающий действие «прибавить»
Предмет, на котором мы изучаем числа и действия с ними.
Какое число получится, если от двух отнять один.
Игра, в которой зашифровывают слова и фразы.
Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите, что у меня в руках? (две ленты, сильно отличающиеся по длине).
Можете ли вы сказать, какая из этих лент длиннее, а какая короче?
- А как вы определили? (видно)
Если ясно видно, какой предмет длиннее, а какой короче, принято говорить, что это определили НА ГЛАЗ .
- А теперь посмотрите, на столе перед вами лежат полоски (желтая, зеленая, красная). Можете ли вы сейчас на глаз определить, какая из них длиннее, а какая короче? (нет, они почти одинаковые)
- Кто уже догадался, что будем делать сегодня на уроке? (учиться сравнивать длины)
Работа по теме урока.
Мила любит красивые поделки, для одной из них ей нужно отмерить бумажные полоски одной длины. Перед вами на партах лежат три разноцветные полоски и надо определить какая из них длиннее, а какая короче.
- Сначала возьмем желтую и зеленую полоски. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы определить, какая из них длиннее? (рассматриваем разные варианты, останавливаемся на том, что надо приложить полоски друг к другу)
Возьмите зеленую полоску и положите ее ниже желтой так, чтобы их начала совпадали. Что увидели? (желтая полоска длиннее зеленой)
А теперь возьмите красную полоску и приложите ее к зеленой так же (начала совпадают). Что увидели? (зеленая и красная полоски одинаковой длины)
А как вы это узнали? (их концы тоже совпали)
Молодцы! Итак, что мы делали, чтобы сравнить длины полосок? (прикладывали друг к другу)
Этот способ называется ПРИЛОЖЕНИЕ .
Физминутка
Продолжение работы по теме.
Откройте учебник на с.32. прочитайте, чему мы будем учиться?
Какие способы мы уже знаем? (на глаз, приложение)
Рассмотрите рисунок вверху с.32. что делают ребята?
Попробуйте определить на глаз, какой поводок длиннее? Короче? Чей хвост длиннее? Чьи уши короче? Какая лавочка длиннее? Какая короче?
Почему мы смогли все это определить на глаз? (потому что явно видно, что длиннее, что короче)
Хорошо, а теперь рассмотрите следующий рисунок (два ремня)
Какой ремень длиннее? Какой короче?
Какой ремень шире? Какой уже?
Что сделали с ремнями, чтобы разница между ними стала хорошо видна? (один наложили сверху на другой)
Это способ сравнения называют НАЛОЖЕНИЕ.
Учебник с.33. Рассмотрите рисунок с яблоками и схемы к ним. Что изображено на первом рисунке?
Что на схемы изображают зеленые круги? (2 яблока)
Что на схеме изображает синий круг? (1 яблоко)
Сколько яблок унес ежик?
- Откройте рабочие тетради на с.12. Найдите полоски. Сравните их по длине. Какая полоска короче? Как узнали? (на глаз). Раскрасьте эту полоску красным карандашом. А полоску, которая длиннее – зеленым.
Молодцы. Закройте тетради и уберите их на край стола.
Подведение итогов.
- А теперь подведем итоги нашей работы. Что учились делать на уроке? Какие способы мы использовали для сравнения длины? (на глаз, приложение, наложение)
- Ребята, покажите карточки, какое настроение у вас сейчас, понравился ли вам урок (у каждого есть карточки с изображением смайлов: грусть, радость и недовольство)
Спасибо!