Самоанализ урока «Религия Древнего Египта»

3
0
Материал опубликован 8 December 2016 в группе

Самоанализ урока


 

Учитель: Ненев Олег Сергеевич

Дата проведения урока: 13.10.16.

Класс: 5

Предмет: История

Количество учащихся: 12

Тема: "Религия Древнего Египта" (соответствует календарно-тематическому плану)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями мировоззрения древнеегипетского человека

Задачи:

  1. Продолжить формировать умение учащихся анализировать исторические факты, делать несложные выводы;

  2. Познакомить с новыми терминами (жрецы, храм, статуя, миф, обряды) и древнеегипетскими богами;

  3. Сформировать интерес к изучению исторического материала;

  4. Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

  5. Дать широкий простор для проявления личного творчества, активности, самопознания и самовыражения.

Планируемые результаты

Урок проводился с учётом требований ФГОС и был направлен на достижение планируемых результатов:

- личностных:

- развитие ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

- предметных:

- умение находить сходство религии египтян с верованиями первобытных людей;

- знание имен богов, какие силы природы и зантия они отражали, отражение всего этого в таблице;

- поиск доказательств того, что фараон был богом среди людей;

- метапредметных:

- регулятивных (умение самостоятельно формулировать тему урока, цели урока, оценивать свою работу);

  • коммуникативных (умение работать с информацией, связно излагать мысли, отвечать на вопросы, умение слушать и слышать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения);

  • познавательных (умение работать с текстом учебника, иллюстрациями, извлекать нужную информацию из текста);

- Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Оборудование: учебник ФГОС "История древнего мира" 5 класс (авторы - А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая). М., 2015; рабочая тетрадь по истории древнего мира часть 1 (М., 2015, по ФГОС), энциклопедия «Искусство», М., 2006; планшетный компьютер; доска; мел; раздаточный материал для самооценки учащихся; иллюстрации.

Современные педагогические технологии

  1. Исследовательская

  2. ИКТ

  3. Здоровьесберегающая

  4. Личностно-ориентированная

  5. Технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения

  6. Технология проблемного обучения, ориентированная на самостоятельное добывание знаний

  7. Технология реализации межпредметных связей в учебном процессе

 

Методы и приемы

  1. актуализация знаний в начале урока;

  2. устный опрос по предыдущей теме

  3. живое слово учителя

  4. работа с терминами и понятиями;

  5. составление устного рассказа по иллюстрации;

  6. ответы на вопросы;

  7. составление таблицы;

  8. поиск материала по учебнику;

  9. объянительно-иллюстративный метод

  10. метод работы с историческим источником

  11. описание

  12. самостоятельная работа

  13. работа с исторической картой

  14. рефлексия

  15. самооценка

 

Характеристика урока:

1) Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

На предыдущих уроках мы начали изучать раздел «Древний Египет». Изучив на предыдущем уроке тему «Военные походы фараонов», последовательно перешли к изучению религии Древнего Египта, объяснив детям, что свое могущество фараон нажил не только в успешных военных походах, но и в связи государственной власти и религии (фараон — бог среди людей). Данная тема на следующих уроках поможет изучить искусство изучаемой страны.

2) Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

В 5 классе заезда 28 сентября - 19 октября 2015 года обучается 15 учащихся. На уроке присутствовало 12 учащихся (1 ученик выбыл, 1 ученик заболел, 1 ученик был на спелеопроцедуре). Для этого заезда проведенный урок был пятым. Все учащиеся приехали с учебниками. Один учащийся приехал без тетради, на первом занятии ему предоставил тетрадь для ведения записей на уроках. Все дети приехали с учебником ФГОС "История древнего мира" 5 класс, авторы - А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая (последнее издание, М. 2015 Г.). На проведенном 13.10.15. у всех учащихся были уроке учебники и тетради. Класс средний, выделяются 3 сильных ученика, умеющие давать подробные развернутые ответы, и есть 3 слабоуспевающих, к которым применяется индивидуальный подход. При планировании урока учитывалось наличие разных по успеваемости детей.

3) Структура урока

Структура урока включала в себя следующие этапы:

1. Организация начала занятия.

Учащиеся и учитель к началу урока были полностью готовы к началу учебного занятия.

2. Опрос по предыдущей теме.

Дети объясняли термины с прошлого урока, отвечали на вопросы учителя. Учащиеся были активны, поднимали руки. Было оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Были выявлены пробелы и исправлены ошибки в некоторых ответах учащихся. Была проведена работа с исторической картой.

3. Подготовка к основному этапу урока.

Как дидактические задачи были проведены целеполагание и мотивация деятельности учащихся. Дети сами назвали тему нового урока, поставили цель урока и с помощью учителя доказали важность изучения данной темы. Учащиеся оказались готовы к активной познавательной деятельности по изучению новой темы. Дети расшифровали понятие «религия» в названии темы урока. Вспомнив историю первобытного общества, изученную ими в сентябре, рассказали, как зародились религиозные верования в первобытном обществе и что они из себя представляли Тем самым была связь с предыдущими темами и был совершен переход к изучению новой темы через целеполагание и актуальность.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

  • Работа с новыми терминами: дети сами ищут и объясняют новые слова

  • Заполнения таблицы «Религия древних египтян»

  • Учащиеся узнают новый материал вне учебника через планшетный компьютер и энциклопедию

  • Работа с датами (вычислить математическим способом, сколько лет назад было событие, межпредметная связь история - математика)

  • Физкультминутка (стихотворение про богов древних египтян, где есть спортивные действия, которые детям нужно делать)

  • Ответы на вопросы, решение проблемно-познавательных задач

  • Работа с иллюстрациями,, несложные выводы учащихся

  • Закрепление знаний, рефлексия и самооценка через раздаточный материал

Дети работали с новыми терминами, отвечали на вопросы, работали с иллюстрациями в учебнике, составляли устные рассказы по иллюстрациям, работали с текстом учебника. Максимально использовалась самостоятельная деятельность учащихся в добывании знаний. Дети были активны, поднимали руки, выдвигали свои версии. Ликвидировались типичные ошибки и неверные представления учащихся, тем самым дети шли от незнания к знанию. Дети самостоятельно выполнили ряд заданий. Учащиеся развивали коммуникативные способности, сравнивали, выделяли главное. Обратная связь имела место на протяжении всего урока. Для учащихся были созданы условия для их самореализации.

5. Организационные условия на уроке.

На уроке были созданы комфортные психологические условия для совместной деятельности ученика с учеником, для сотрудничества ученика с учителем. Была открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, т.е. рефлексия. На уроке полностью соблюдались санитарно-гигиенические условия: кабинет проветривался, доска к началу урока была чистая, кабинет был чистым, проводилась физкультминутка в середине урока. Соблюдались начало и конец урока, время использовалось рационально. Дети были обеспечены учебниками и тетрадями.

Подведение итогов занятия

После проведенного урока состоялась беседа с присутствовавшим на уроке учителем истории из комиссии. Были даны анализ и оценка успешности достижения цели, намечены перспективы для последующей работы. Усвоено для себя, что нужно дальше работать по новой программе ФГОС, активно вовлекать учащихся в самостоятельную добычу знаний.

Вывод. Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока были логически связаны друг с другом, что позволило формировать интерес к изучению исторического материала. Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Новое знание дети получили в результате работы с текстом учебника, энциклопедии, иллюстрации планшетного компьютера, работе терминами и иллюстративным материалом, под руководством учителя. Новые факты они пытались выразить своими словами. На протяжении всего урока проводилась терминологическая работа, развивался понятийный аппарат, применялись различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса. В завершение подведены итоги обсуждения новой темы. В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (дети заметили, что сбыло общественное неравенство в древнееегипетском обществе и оно было несправедливым). Использовались не только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь), но и нетрадиционные, в рамках реализации ФГОС — планшетный компьютер и энциклопедия. Были отработаны предметные УУД: учащиеся сами искали значение понятий и терминов по теме. Учащиеся активно работали на уроке, выполняли предложенные учителем задания. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создавали атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Цели урока достигнуты, все учащиеся усвоили новый материал. Манера ведения урока была доброжелательная.

Комментарии
Комментариев пока нет.