Урок истории в 5 классе «Искусство древнего Египта»

4
1
Материал опубликован 14 September 2016 в группе
Содержание:

Пояснительная записка к уроку истории «Искусство Древнего Египта» 3


Пояснительная записка к уроку истории «Искусство Древнего Египта»

Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировой господство.

Загадочным и таинственным представляется искусство Древнего Египта. Величественные произведения зодчества, гигантские скульптуры, глядя на которые трудно представить, что они были созданы руками человека, видели и пережили века. Мировое искусство навсегда останется обязанным Древнему Египту. Здесь впервые в мире появилась монументальная архитектура, скульптурный портрет, достигло небывалого расцвета каменное зодчество, апофеозом которого стали гигантские пирамиды, названные одним из Семи чудес света.

Актуальность темы урока обусловлена тем, что культура Древнего Египта важна для современности, ведь у каждого образованного человека Египет ассоциируется именно с выдающимися памятниками архитектуры. Человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация погибла, но, как и хотели древние египтяне, стала бессмертной. Египет - древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этой стране.

Данный урок является естественным продолжением темы «Древний Восток», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе.

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 5

Тема урока: «Искусство Древнего Египта»

Цель: Продолжить знакомство учащихся с историей Древнего Египта, сформировать образное представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с достижениями в искусстве крупнейшей цивилизации Древнего Востока, выяснить, чем было представлено искусство Древнего Египта, каковы его черты

Развивающие: развивать умение работать с материалом учебника, находить нужную информацию, выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Осуществлять работу в группах. Анализировать и аргументировать свои рассуждения, обобщать и делать выводы по теме.

Воспитательные: Воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. Подведение итога о значимости и неповторимости культуры Древнего Египта для современного общества. Сделать вывод о необходимости сохранения архитектурных памятников как объектов культурного наследия.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомиться с культурой Древнего Египта; особенностями древнеегипетской письменности и литературными произведениями; основными видами религиозных сооружений, с устройством пирамиды; знаменитыми храмами Древнего Египта; достижениями науки древних египтян.

Метапредметные: Извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение переводить текстовую информацию в опорный конспект и кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: Воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры; развивать творческую активность; воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, создавшим шедевры мировой культуры.

Образовательные ресурсы: Рабочая программа 5-9 классы, разработанная на основе программ А.А.Вигасина – О.С.Сороко – Цюпы «Всеобщая история», М.: Просвещение, 2014, А.А. Данилова « История России», М.: Просвещение,2016; Учебник по истории Древнего мира 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; Интернет ресурсы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран, авторская презентация, доска, мел.

Основные понятия: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, пилоны, обелиск, колонна, храм, саркофаг, искусство, живопись, скульптура.

Межпредметные связи: тема «Искусство древнего Египта» имеет тесную взаимосвязь с изобразительным искусством, Литературой, Музыкой, Обществознанием, Геометрией.

При проведении урока, учитель выступает в роли ведущего урок, организует фронтальную работу и групповую, поисковую работу с классом и является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала и реализует методы и формы, намеченные учителем к уроку. Подбор материала и оформление презентаций и сочинений благоприятный фон для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, повышения информационной грамотности и активности учащихся на уроке.

Технологическая карта урока по истории Древнего Мира «Искусство Древнего Египта»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задание для учащихся

Форма работы

УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, подготовка к уроку

     

Актуализация знаний

Проверка, контроль за ходом выполнения работы учащимися.

После выполнения задания беседа с учащимися, коррекция ошибочных и неточных ответов.

сл.3

Работа с терминами и понятиями (религия; фараон; вельможа; государство; налоги; рельеф; папирус; храм; жрецы; жертвы.

Работа с картой, местоположение Древнего Египта.

Обучающиеся индивидуально выполняют поставленное задание.

После выполнения работы проверяют работу соседа по парте на наличие ошибок, сверяя ответы со сл.2

определяют количество неточностей, выставляют предположительную отметку, участвуют в работе над ошибками.

Отвечают на поставленный учителем вопрос дополняя и обобщая ответы оппонентов. Показывают границы Древнего Египта, указывая важнейшие реки и города Египта.

1. Как называется река, протекающая по территории Египта?
а) Нил   Б) Тигр   в) Евфрат

2. Первая столица Египетского царства?

А) Мемфис   Б) Фивы   В) Атон

3. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

А) амулет   Б) саркофаг   В) мумия

4. Из чего строили простые египтяне дома?

А) из глины   б) из камня  В) из дерева

5. Царские советники, знать в Древнем Египте:

А) жрецы   Б) вельможи   В) писцы

6.  Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:

А) саркофаг   Б) пирамида   В) мумия

7. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги?

А) писцы    Б) вельможи   В) жрецы

8. Рассказывая о роли Нила в жизни египтян, мы обязательно используем слова.

Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.

1) оазис    2) разлив    3) ил   4) мягкая, жирная почва долины реки

9. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

1) для _______________ полей  египтяне  строили  каналы  и земляные насыпи по берегам Нила

2) древнеегипетские ювелиры делали украшения из золота, горшечники - глиняную посуду, _________________  - изделия из шкур животных

3) египтяне верили, что от злых духов и бед их защищают особые предметы - _____________

Используй слова (амулет, оазис, разлив, орошение, идол, кожевники, ткачи)

10. Фараоны, вельможи, писцы, воины, стражники — это

1) люди, из которых состояло всё население Египта

2) люди, которым подчинялись простые египтяне

3) люди, которые платили налоги в казну

11. Раскройте содержание понятий: мумия, жрецы, Исида, фараон, Анубис.

сл.2

Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Познавательные: Оценка результата деятельности. Обмен полученной информацией с классом. Раскрытие ключевых понятий

Регулятивные: Контроль результата проделанной работы, путем сравнения своего результата с ключом теста.

Коммуникативные: Сотрудничество с соседом по парте и учителем

Личностные: Самостоятельно давать и объяснять свои оценки событий.

Постановка цели и задач урока

Учитель формулирует тему урока, определяет цели и задачи урока в ходе беседы с учащимися, определяет методы работы.

сл.4

Учитель определяет план урока

1. Первое из чудес света.

2.Храмы- жилища богов.

3.Гробница фараона Тутанхамона.

4.Пойдёмте в музей!

сл.5

Ученики ставят цель и задачи урока, записывают в тетрадь тему урока, план урока. Обучающиеся, под контролем учителя, озвучивают предполагаемые знания, которые получат, изучив определенный пункт учебника.

Ответы учащихся.

Формулировка цели и задач темы урока

Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей .

-Вспомним из прошлого урока. Как назывались сооружения, в которые хоронили только фараонов?

Какое обобщенное понятия у всего этого. Это предметы чего?

ИСКУССТВА

Как вы думаете, какая тема урока?

индивидуальная работа, фронтальная работа

Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач.

Регулятивные: самостоятельная постановка цели на основе изученного и неизученного материала.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и классом.

Личностные: рассуждения учеников

Изучение нового материала

Живое слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об искусстве древних египтян.

Организует самостоятельное чтение учебника.

Учитель объясняет учащимся что помимо Египетских пирамид существует еще 6 чудес света.

сл.10

Учитель проводит физкультминутку

Учитель переходит к следующему пункту параграфа Храмы-жилища богов.

сл.12-13

Учитель совершает экскурсию по Храму в Древнем Египте, акцентируя внимание на новых словах и терминах.

сл.13-17

Следующим шагом урока является исследование гробницы фараона Тутанхамона.

сл.18

Учитель демонстрирует фрагмент фильма

https://www.youtube.com/watch?v=KwmGW1HPO48

Учитель демонстрирует материалы, по которым учащиеся могут ознакомиться с живописью и скульптурами Древнего Египта

сл.19-21

Ученики рассматривают изображения египетских пирамид на слайдах, знакомятся с глобальными размерами сооружений.

сл.6-8

Учащиеся работают с текстом параграфа

Учащиеся выполняют разминку, акцентируя внимание на действиях учителя, читая со слайда.

Учащиеся активизируются после выполнения физкультминутки, включаются в рабочий ритм

Учащиеся внимательно слушают, записывая незнакомые слова в словарик.

Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала

Учащиеся внимательно рассматривают исторические фрагменты и зарисовки, представляя целостную и образную картину

Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя учебник.

Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам

Посмотрите рисунок на стр. 59 и прокомментируйте каким образом египтяне строили пирамиды?

Как удавалось устанавливать огромные глыбы на вершину пирамиды?

сл.9

Прочитайте на стр. 56. первый пункт параграфа. Что такое первое из чудес света? (Первое из чудес света)

А вы знаете, какие еще существуют чудеса света?

Физкультминутка

«Боги Древнего Египта»

Нут поднимет руки к небу,

Поклонится мужу Гебу.

Снова тянет руки к небу,

Чтобы поклониться Гебу.

Амон Ра в ладье плывет,

Резво веслами гребет.

Бастет гибкая как кошка

Вдруг похлопает в ладошки.

Нейт опять идет в поход,

На войну царей ведет.

Мудрый Тот уж злится.

Нам пора учиться.

сл.11


 


 


 


 


 


 


 

Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Египта.


 


 


 


 


 


 


 


 

Как вы думаете, почему в гробницах фараонов было так много драгоценностей и предметов?


 

Почему гробница считалась вторым домом?


 


 


 


 


 


 


 


 

Как вы думаете, почему скульпторы старались изобразить скульптуру, максимально приближенную к изображению человека при жизни?

Индивидуальная работа, фронтальная работа, эвристическая беседа.

Познавательные: извлечение необходимой информации при работе с текстом учебника.

Узнают факты о непосредственном строительстве пирамид. Обмен полученной информацией

Регулятивные: формирование вывода исходя из прочитанного материала, ориентируются в материале учебника

Коммуникативные: сотрудничество учащихся в поиске информации, обмен мнениями, умение отстаивать свою точку зрения

Личностные: Осознают в чем значения знаменитых сооружений для человечества.

Закрепление нового материала

Беседа с учащимися.

Учитель помогает ученикам выстраивать цепочку правильных ответов.

Ответы учеников.

Постановка проблемного вопроса перед учащимися.

Что нового для себя вы открыли сегодня на этом уроке?

Какие исторические памятники вам запомнились? Почему?

Какие впечатления у вас возникали в ходе изучения темы?

Хотели бы вы отправиться в путешествие и поближе познакомиться с памятниками Древнего Египта?

Как можно добраться до Египта?

индивидуальная, фронтальная работа

Познавательные: Контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Регулятивные: Способность оценивать степень и способы достижения цели, контроль, оценка, коррекция знаний, выделение того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: Обмениваются мнениями. Способность вести диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Итоги урока

Обобщает изученный материал, составляя таблицу на доске, подводит итоги, выставляет оценки за урок

Оценивают свою работу на уроке

Составление таблицы основные виды искусства Древнего Египта

Эвристическая беседа

Регулятивные: Оценивание качества и уровня усвоения изученного материала. Осознание учащимся того что уже усвоено, и что подлежит усвоению, Оценивают работу на уроке всего класса

Личностные: оценка собственного «я» в учебном процессе

Коммуникативные: Умение обобщать свои знания и навыки в устной форме. Качественная оценка деятельности учащихся класса.

Домашнее задание

Задание на дом. Сл.22 Параграф 11 с. 56-61

Пойдемте в музей (составить краткое описание; составление сочинения на тему отдельно взятого исторического архитектурного памятника Древнего Египта, используя материал параграфа и интернет ресурсы)

Записывают домашнее задание в дневник, уточняют непонятные аспекты задания.

Снижение активности учащихся обусловлено окончанием урока.

Применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира

индивидуальная работа

Регулятивные: Умение организовать свою деятельность

Самоанализ урока

Расскажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и, может быть, я запомню,
Но вовлеки меня, и я пойму.

(Китайская пословица)

Урок истории «Искусство Древнего Египта», входит в курс «История Древнего мира» составленный на основе требований предъявляемых к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и авторской программе по истории, составленной на основе УМК А.А. Вигасина – О.С. Сороко – Цюпы «Всеобщая история», М.: Просвещение, 2014

Данный курс ориентирован на то, чтобы ввести учащихся в мир истории, каким он предстает в освещении современной наукой, и показать, что история Древнего мира, составляющая фундамент мировой цивилизации, актуальна и для сегодняшнего дня.

Урок построен в соответствии с программными требованиями.

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь проводником, который приблизит этот интерес к формированию познавательной активности.

Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

Урок прошёл в темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Части урока логически связаны друг с другом. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.

Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен в необходимом для освоения объёме.


 

Приложение:

Семь чудес света – это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства. При этом традиционным жанром эллинистической поэзии являлось прославление списка самых знаменитых деятелей культуры – поэтов, философов, царей, полководцев и пр. либо выдающихся памятников архитектуры.

Первые упоминания о Чудесах света встречаются именно в эту эпоху, когда по Европе уже прошли победоносные войска Александра Македонского. Широкое распространение греческой культуры на территориях, входящих в состав государств, которые завоевал великий полководец, обеспечило громкую известность отдельным памятникам и архитектурным сооружениям. Но следует отметить, что «отбор» чудес происходил постепенно. Одни названия сменяли другие, и на сегодняшний день в перечень самых величественных произведений искусства и архитектуры входят:

Одним из самых древних и, тем не менее, ярких Чудес света являются Великие Пирамиды, расположенные в Гизе (Египет). Комплекс гизейских строений представляет собой величайший архитектурный памятник, когда-либо созданный человеком. Всего на территории Египта было найдено более сотни пирамидальных строений, но большинство из них не выдержало испытаний временем.


Пирамиды Гизы

Висячие сады Вавилона являются вторым по значимости Чудом света. К превеликому сожалению, это удивительное архитектурное сооружение не дожило до наших дней, но память о нем все же сохранилась.

 Достопримечательность расположена неподалеку от Багдада, и сегодня ее каменные развалины могут впечатлить простого туриста разве что своей масштабностью. Однако история свидетельствует о том, что сооружение было одним из самых прекрасных творений человечества. 


Висячие сады Семирамиды

Статуя Зевса в Олимпии – третье по значению Чудо света, история которого началась задолго до его создания – в 776 года до н.э. Тогда впервые в храм, который был построен в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр.

 Представители Малой Азии, Сирии и Сицилии, Египта и, разумеется, Великой Эллады присутствовали на открытии величайшего в истории мероприятия. Первое святилище Зевса было построено в 150 км от Афин. Но с течением времени Игры обретали все больший политический вес, поэтому правители Греции решили выстроить новый Храм. 
 


Статуя Зевса в Олимпии

Древнегреческий Эфес знавал период небывалого расцвета. Основанный в XII веке до н.э., город являлся крупнейшим центром торговли и излучал богатство и достаток. Покровительствовала ему Артемида. Она, как известно, была богиней плодородия и покровительницей животных, охранительницей рожениц и охотников. Свято почитая ее, горожане решили построить в честь Артемиды величественный храм, который, к тому же, должен был значительно приумножить доход города.  


Храм Артемиды в Эфесе

Галикарнасский Мавзолей – ровесник второго Храма Артемиды. В его строительстве принимали участие те же лица, что восстанавливали святыню после пожара, устроенного Геростратом. Здание представляет собой зиггурат, то есть одновременно и гробницу, и святилище, и памятник. Следует отметить, что название «мавзолей» происходит от имени властного и жестокого правителя Карии – Мавсола. 


Мавзолей в Галикарнасе

Родос являлся крупным экономическим центром античного мира. Расположенный на юго-западном побережье Малой Азии он часто выступал в роли лакомого кусочка для правителей соседних держав. Так, в 357 году до н.э. новым властителем города стал известный царь Мавлос, а через 17 лет город попал во владения персидской Империи. В 322 году до н.э. Родос был покорен Александром Македонским, но после его смерти между наследниками великого полководца начались междоусобицы и один из них – Антигон – послал своего сына Деметрия, чтобы тот захватил и разрушил мятежный город. 
 


Колосс Родосский

История седьмого Чуда света – Александрийского Маяка – связана с основанием в 332 году до н.э. Александрии, города, который был назван в честь великого римского полководца Александра Македонского. Следует отметить, что на протяжении своей карьеры завоеватель основал около 17 городов с аналогичными названиями, однако лишь египетскому проекту удалось дожить до сегодняшних дней. 


 
Александрийский маяк

Комментарии

Спасибо за отличный материал!

14 September 2016