Самоанализ урока русского языка «Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?»
Самоанализ дистанционного урока с обучающимся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дата проведения урока: 25.01.2022
Учитель: Язенина О.А.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 7 (УО)
Обучающаяся: Дарья Б.
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающейся
Обучающаяся Дарья Б. имеет умеренную умственную отсталость - интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени. Оно сочетается с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет её индивидуальное развитие и обучение.
У Дарьи выражено недоразвитие мыслительной деятельности, препятствующее освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического, затруднено формирование устной речи. Она в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу.
Даше бывает трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
В связи с заболеванием ДЦП и гиперкинезом конечностей у обучающейся наблюдаются нарушения координации, точности, темпа движений; трудности, связанные со статикой и динамикой тела, навыками, требующими точных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, пользование клавиатурой и др., поэтому на уроках не используются письменные упражнения, она выполняет только устные задания либо печатает текст, в чём ей помогает бабушка.
Для лучшего усвоения нового материала и более прочного его запоминания одна и та же тема изучается несколько уроков, что приводит к положительной динамике развития.
Для упрощения выражения собственных мыслей необходимо помогать, используя метод незаконченного предложения (я начинаю, Даша продолжает). Также давать обучающейся много времени на обдумывание ответов на поставленные вопросы.
2. Самоанализ урока
Урок русского языка "Слова, отвечающие на вопросы кто? что?" является 73-м в КТП, 2-м в разделе "Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?". Урок проводился в форме виртуальной экскурсии в картинную галерею в рамках Недели начальной школы, посвящённой искусству и культурному наследию народов России.
Цель урока: формирование представлений о словах, отвечающих на вопросы кто? что?.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить со словами, отвечающими на вопросы кто? что?, формировать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, научить делить слова на группы по вопросам кто? что?, различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Коррекционно-развивающая: развивать устную речь, память, внимание, воображение, любознательность, расширять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес к учебному предмету, прививать чувство прекрасного на примере картин великих русских художников …через использование игровых технологий и ИКТ.
Данный урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметные умения: умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, одушевлённые и неодушевлённые слова, задавать вопросы к словам-предметам.
Метапредметные:
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, самооценивать свою деятельность на уроке; мотивация к учебной деятельности; осознание роли полученных знаний в жизни.
Регулятивные: определение темы и формулировка цели на уроке, проговариваривание последовательности действий на уроке с помощью учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания и использовать их в новых видах работы, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение и объяснять свои действия с помощью учителя, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и дружескому взаимодействию с учителем.
Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь, изображения картин известных русских художников, физкультминутка.
Это урок усвоения новых знаний. Он включал в себя 7 этапов:
1. Организационый момент.
2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
4. Физкультминутка.
5. Первичное усвоение новых знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Подведение итогов урока, рефлексия.
Основными этапами урока стали этапы актуализации знаний, первичного усвоения новых знаний и первичной проверки понимания, которые были направлены на достижение формирования умений определять слова, отвечающие на вопросы кто? что?, отличать эти слова друг от друга, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам, приводить примеры.
Чтобы достигнуть цели урока, я использовала картины известных художников (с сайта Недели начальной школы). Все задания соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям обучающейся.
Материал урока был доступным, интересным для обучающейся.
При проведении урока я использовала современные педагогические технологии в соответствии с требованиями ФГОС:
Информационно–коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии.
Технология проблемного обучения.
Основные методы обучения, используемые мною на уроке - это наглядные, проблемные, словесные, практические.
В ходе урока я использовала электронную тетрадь, созданную в google-документах.
Используемые мною на уроке педагогические технологии, методы и средства обучения являются оптимальными для данной обучающей, так как девочка с удовольствием занимается на уроках, очень любознательна.
В ходе урока была организована индивидуальная работа с обучающейся, которая предполагала использование следующих видов работ: определение темы, цели урока, планирование действий на уроке, ответы на вопросы, выполнение заданий с помощью учителя и бабушки, выделение главного, формулировка выводов, оценивание своей работы.
Наиболее эффективной оказалось выполнение заданий по картинам: называние слов, отвечающих на вопросы кто? и что?, определение принадлежности слов к одушевлённым и неодушевлённым, самооценивание работы на уроке, рефлексия, потому что Даша - прилежная ученица, а подобная работа систематически проводится на каждом уроке.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствовало реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и предполагало мотивацию на учебную деятельность, создание проблемной ситуации, ситуации успеха, создание атмосферы заинтересованности, применение диалоговых форм общения, осуществление обратной связи.
Темп урока средний, соответствующий индивидуальным возможностям обучающейся.
Распределение времени на уроке было рациональное.
Физкультминутку пришлось менять прямо во время её проведения, в связи с тем, что обучающаяся всегда с трудом выполняет упражнения для глаз (но проводить их всё-таки надо, поэтому я и вставила в урок).
Из-за плохого зрения Даши картины пришлось очень сильно увеличить, чтобы она могла видеть сюжеты на картинах.
Психологическая атмосфера урока была комфортной. Обучающаяся
чувствовала себя спокойно, внимательно слушала информацию по теме урока,
легко включалась в работу и выполняла все задания.
Мне было легко вести урок, так как на уроке с Дашей и её бабушкой всегда благоприятная рабочая обстановка.
Результаты урока совпали с целью и задачами урока. Обучающаяся познакомилась с новой темой, закрепила полученные знания на практике, что подтверждают результаты урока.
3. Выводы
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.
Материал урока, объём и сложность информации подобраны с особенностями и возможностями обучающейся, с имеющейся у неё базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала чередовались различные формы и методы работы. Учебно-познавательная деятельность была организована с использованием наглядной, практической и словесной передачи информации.
На уроке присутствовали разные виды активности: познавательная - обучающаяся в ходе урока узнавала новые материалы, факты; физическая - говорили, слушали, выполняли различные задания и упражнения.
Этапы урока плавно сменяли друг друга.
Перегрузки на уроке не было, так как информация и задания подобраны в соответствии с индивидуальными особенностями обучающейся, проведена физкультминутка.
Обучающаяся была активной, старательной.
Считаю, что урок достиг поставленной цели.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Кирилл Александрович Ш.