Публикация «Самопознание учителя начальных классов»

1
0
Материал опубликован 17 October 2022

Профессиональное самосознание учителя начальных классов — осознание педагогом себя в составляющих педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в собственной личности. Активное самопознание возникает на основе потребности учителя к постоянному самосовершенствованию путем сопоставления своего поведения с поведением других людей.

Профессиональное самопознание актуализируется под влиянием определенной мотивации, которая определяется своеобразием деятельности, общения и личности педагога. Мотивы профессионального самопознания многообразны. Наиболее типичные следующие.

Во-первых, профессиональное самопознание побуждается интересом к себе, стремлением разобраться в своих сильных и слабых качествах как профессионала, расширить свой кругозор о собственной личности.

Во-вторых, необходимость в самопознании возникает, когда учитель обнаруживает дисбаланс между своим трудом и его результатами, что также стимулирует процесс познания себя. Изучение себя, обнаружение причин дисбаланса дают возможность педагогу устранить недостатки в деятельности, поведении, взаимодействии; восстановить равновесие между собой и окружающими; ликвидировать отрицательные эмоциональные переживания, которые сопутствовали дисбалансу.

В-третьих, самопознание активизируется в результате критических замечаний в свой адрес других: администрации, коллег, родителей, иногда и учеников. Реакция на критику может быть различной: деструктивной — критика отвергается, сопровождаясь обидами, желанием отомстить; конструктивной — отвергается только то, что, по мнению учителя, не соответствует реальному положению дел, и принимаются, признаются некоторые его недостатки и недоработки. В любом случае конструктивный подход побуждает к самопознанию и оценке собственной деятельности.

В-четвертых, в качестве стимулов самопознания могут выступать мотивы профессионального саморазвития: самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. Другими словами, педагог познает себя для того, чтобы существенно улучшить свою деятельность, самому личностно вырасти, добиться в своем труде более значимых результатов. Если говорить о мотивах самоутверждения, то, как мы помним, они значительно различаются по своей ценности. В одних случаях учитель познает себя, чтобы властвовать над другими и через это утвердиться; в других — примеряет свои возможности к новой педагогической технологии, добиваясь высоких результатов в овладении ею, утверждается как профессионал.

Кроме того, в психологии выделяется понятие «педагогическая центрация», которая характеризуется тем, какую сферу своего профессионального труда педагог выделяет в качестве основной, ведущей. Психолог А. Б. Орлов выделяет семь основных педагогических центраций:

• на интересах своего «Я»;

• на интересах администрации, руководства;

• на интересах коллег;

• на интересах и запросах родителей;

• на требованиях технологии обучения и воспитания;

• на интересах и потребностях учащихся;

• гуманистическая, т.е. центрация на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей: администратора, коллег, родителей, учащихся.

Мотивация поведения и деятельности педагога определяется типом его центрации, что направляет и своеобразие профессионального самопознания.

Что касается способов профессионального самопознания, то они такие же, как и при самопознании в целом личности, а вот средства профессионального самопознания своеобразны и определяются характером педагогического труда.

Анализ собственной деятельности, общения и личности — это ведущее средство, которое педагог практически использует ежедневно, оценивая то, как ему удалось провести урок, свои достижения и недостатки, эмоциональное состояние, уровень своей уверенности и многое другое.

Сравнение себя с некоторой нормативной моделью педагога или идеалом, а также с конкретными людьми, занимающимися педагогической деятельностью.

Оценка личности педагога и его деятельности другими людьми. Отношение к критике — одно из мерил зрелости педагога. Критика может оказаться стимулом для познания себя, но и может отбить всякую охоту заниматься самопознанием. Тем не менее оценка собственной личности со стороны других выступает как мощный фактор развития мотивации самопознания и развертывания этого процесса.

Систематическое повышение своей квалификации на педагогических курсах также может стимулировать самопознание, а не только быть условием повышения профессиональной компетентности. Повышая свою квалификацию, овладевая новыми знаниями, умениями, технологиями, педагог одновременно познает и самого себя.

Самообразование. Любая профессия требует самообразования, но педагогическая особенно. Самообразование — важнейшее средство саморазвития, позволяющее, в том числе, решать и задачи по самопознанию (любая новая, получаемая самостоятельно информация соотносится с собственным опытом, собственной личностью, в результате чего и сама личность подвергается постоянной переоценке)

Механизмы профессионального самопознания: идентификацию и рефлексию.

Они также приобретают свою специфику. Идентифицируясь с идеалом, нормативным образом или конкретным человеком своей профессии, а также с различными аспектами своей личности, деятельности и общения, педагог имеет возможность выделить и зафиксировать свои личностные качества, поведенческие характеристики. Рефлексия дает возможность провести различный по глубине анализ и оценить себя.

Что касается результатов самопознания, то своеобразие их состоит в полноте, всесторонности и глубине представлений о себе, своих преподавательских способностях, педагогической направленности, мышления.

Таким образом, познавая себя в процессе труда, педагог имеет возможность не только сформировать четкий образ самого себя, но и выявить ресурсы своей личности, свой творческий потенциал, который необходим для постановки целей саморазвития, выбора адекватных целей и средств их достижения.

 "Сильным, опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд" (В. А. Сухомлинский).

Комментарии
Комментариев пока нет.