Самореализация педагога посредством участия в конкурсах профессионального мастерства
Самореализация педагога посредством участия в конкурсах профессионального мастерства. Из опыта работы.
Редченко С.В., учитель, заместитель директора МБОУ СОШ№2 п.Чернянка
Каждый конкурс профессионального мастерства – это возможность профессионального общения, личностного роста. А путь к победе – это не только трудная глубинная работа профессионала, но и способность показать свою индивидуальность.
Сама подготовка материалов для участия в конкурсе для каждого конкурсанта уже является шагом к повышению профессионального уровня. Опыт участия в конкурсах профессионального мастерства, даже не совсем удачный, при здоровом и объективном отношении к собственным действиям приводит к желанию улучшить или закрепить результат, продолжив участие в подобных мероприятиях.
Что придется сделать каждому конкурсанту?
Систематизировать материалы собственного педагогического опыта в определенной последовательности: Что делаю? Для чего? Каким образом? Каков результат?
Отобрать актуальные и эффективные практические материалы, отражающие систему работы педагога.
Изложить материал последовательно, доступно, лаконично, методически грамотно.
Публично представить свой педагогический опыт.
Что же может помочь в подготовке конкурсанту?
Работая над подготовкой материалов о собственном педагогическом опыте, необходимо подробно ознакомиться с нормативно-правовой базой, положением, критериями конкурса. Во время публичного выступления необходимо понимать, что Вас будут не только слушать, но и будут пристально разглядывать, поэтому важно помнить об эффекте первого впечатления. «Подать себя» в выгодном свете перед незнакомой аудиторией всегда сложно, но вполне возможно, если Вы будете искренни с аудиторией. В ходе самопрезентации необходимо будет решить три задачи: проинформировать о своих возможностях, способностях, достижениях, убедить слушателей в своем профессионализме и важности педагогических изысканий, а также развлечь слушателей. Поэтому необходимо подумать о форме подачи материала. Ранее были популярны стихи, иногда можно было увидеть даже своеобразные мюзиклы о своем рождении, взрослении, хобби. Важно не переусердствовать в стремлении быть необычным. Чаще простой искренний рассказ о своих учениках, педагогах, друзьях, взглядах на жизнь говорит о человеке намного больше, чем открытое озвучивание своих положительных качеств. Неплохо оживить свое повествование юмористическими зарисовками, фразами, но не переусердствуйте, чтобы не выглядеть глупо. Серьезно подойдите к выбору фоновой музыки, умело подобранная, она способна усилить эффект от произносимых слов. Подобранные фотографии и видеоряд не должны расходиться с содержанием, в противном случае у зрителя может возникнуть неприятие выступления. Публичная презентация опыта не должна превратиться в сухой доклад о наработках и достижениях. Тем более, выступление будет перед профессиональным сообществом, поэтому проводить педагогический ликбез не стоит. Подробно останавливаетесь именно на своих собственных изысканиях, находках, их эффективности. В компьютерной презентации не стоит перегружать слайды текстовой информацией, иначе слушателям будет трудно слушать Вас и одновременно читать по слайду, что вызовет дискомфорт и непонимание того, о чем Вы будете говорить. В ходе защиты проекта важно убедить слушателей в перспективности выбранного Вами вектора деятельности, формах разрешения возникающих противоречий. Для этого все предположения и эффективность выбранных действий должны быть подтверждены зафиксированными результатами.
В ходе проведения урока, занятия важно не только соблюсти все методические требования к современному уроку, но и показать эффективность методов и приемов, о которых говорится в опыте работы. Не менее важно найти контакт с детьми.
Во время мастер-класса не бойтесь, что коллеги-соперники будут «вставлять Вам палки в колеса». Каждый понимает, что он является участником конкурса не только во время своего выступления, поэтому старается показать себя профессионалом, разбирающимся во многих вопросах. Чтобы предотвратить затягивание времени при совместной работе, давайте задания конкретные, осторожно задавайте вопросы, требующие высказывание своего мнения. Лучше ограничить выступающих, например, оговорив количество предложений, допустимых при ответе, или установив временной лимит.
Готовясь к любому выступлению, продумывайте свою речь. Начать выступление можно с интересной истории, вопроса, обращения к опыту аудитории, цитаты известного человека или показа какого-то предмета. Цель – привлечение внимания публики. Заканчивая выступление, нужно резюмировать сказанное, можно сделать подходящий комплимент или пошутить, вызвав улыбки, использовать чью-то цитату или призвать к действию. Закончить выступление нужно еще до того, как публика заскучает.
Ваша речь не должна изобиловать огромным количеством профессиональных терминов – это утомляет, не должна содержать жаргогизмы, слова-паразиты и сленг – это оскорбляет, постарайтесь максимально убрать отрицательные слова и высказывания – весь Ваш образ должен быть позитивным. Интонационный настрой речи должен быть живым, бодрым, мягким, но настойчивым.
Также не стоит забывать и о невербальном общении. Каждый Ваш жест, мимика, поза интуитивно «считывается» собеседником и вызывает ответную реакцию. Поэтому, даже чувствуя внутреннюю зажатость и нежелание общаться, нельзя этого показывать – Ваши жесты и поза должны быть открыты, на лице улыбка, в голосе позитив. Не забывайте следить и за собеседниками: если кто-то скрестил руки на груди, можете отвлечь его и помочь сменить позу – дать что-нибудь в руку, или просто пожать ее.
Не скупитесь на комплименты – «спасибо за предоставленную возможность выступать перед такими профессионалами, как вы», «выступать перед вами – большая честь для меня», «буду рада, если мой опыт будет интересен таким специалистам, как вы».
И помните, с умением публичного выступления не рождаются. Только регулярная практика может привести к желаемому результату и умению держаться на публике.
К сведению: по статистике для большинства людей страх публичного выступления стоит на 2 месте после страха смерти. Оказывается, публика на 60% воспринимает то, как мы выглядим, на 30% то, как мы говорим, и лишь на 10% то – что мы говорим.
Участие в конкурсах профессионального мастерства – неотъемлемая часть деятельности современного педагога. Педагоги не должны останавливаться на достигнутом, должны чувствовать в себе силы и желание двигаться вперед, к новым победам. Сегодня весьма актуален афоризм: не идти вперед - значит идти назад!
Список литературы
Вершина Н.А., Пискунова Е.В. Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения // Человек и образование. – 2012. – № 2.
Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г. Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: учебно-метод. пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 144 с.
Немова, Н.В. Управление методической работой в школе / Н.В. Немова. - М.: Сентябрь, 1999. – 176 с.
Пахомова, Е.М., Дуганова, Л.П Учитель в профессиональном конкурсе: Учебнометодическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006. –168 с.
Ривкин, Е.Ю. Участие в конкурсах профессионального мастерства учителей / Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №5. – С. 111–116.
https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-podghotovkie-6.html
http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13481