12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савеных Марина Сергеевна16

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики

Одной из главных задач модернизации образования является воспита­ние самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, спо­собных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Поэтому учителю на уроке приходится решать задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося: и слабоуспевающего, и с ярко выраженными математическими способностями. Успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания,  умеет анализировать и обобщать, делать выводы. Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей. Она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет работать после окончания школы. Умение самостоятельно работать на уроках поможет учащимся в дальнейшем самим пользоваться справочным материалом, находить правильные решения.

Ведущие идеи моего опыта:

обучение с увлечением;

принцип доверия и доброжелательности во взаимоотношениях между учащимися и учителем;

мотивационный подход к учению;

учет индивидуальности каждой личности;

ориентация на полную успеваемость;

самокритичность и способность находиться в постоянном поиске форм и методов обучения.

Под самостоятельной деятельностью учащихся я понимаю все виды деятельности, где школьники работают, мыслят сами. Главное, создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ. Изучение новой темы начинаю с объяснения, затем во фронтальной работе провожу первичное закрепление материала, далее учащиеся работают самостоятельно.

В учебном процессе по математике с первых уроков применяю следующие виды самостоятельной работы:

1. Работа с учебной и справочной литературой. Чтобы научить учащихся проявлять самостоятельность в приобретении знаний, нужно научить их работать с книгой, которая является одним из основных источников знаний. Начинаю работу с того, что знакомлю учащихся с учебниками, которые будем использовать на уроках математики. Даю краткую характеристику и справку об авторах. Далее знакомлю со структурой учебника: оглавление, ответы и указания к упражнениям, как выделено главное, есть ли справочный материал, формулы, исторические справки. Можно выделить несколько этапов работы с книгой:

- изучение новых тем по плану, составленному учителем: такие планы помогают учащимся находить нужный материал в учебнике и определяют последовательность работы с книгой.

- самостоятельное изучение новых тем: для этой работы подбираю самые простые темы. Чтобы быть уверенной в том, что учащиеся действительно выполняют указания, предлагаю составить краткий конспект либо план изучаемого материала.

- подтверждение догадок, выводов, сделанных самими учащимися: эта самостоятельная работа формирует умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Учащиеся самостоятельно определяют пути решения задачи и находят его. В этом случае формируется творческая личность учащихся, вырабатываются умения, навыки и потребность в самообразовании.

- сообщения учащихся на уроке: сообщения учащихся из истории и теории математики проводятся с целью привития навыков самостоятельной работы с учебником, словарем, энциклопедией; способствуют выработке умений и навыков последовательно излагать свои мысли, развивать любознательность учащихся, их творческую активность.

Без системного повторения и закрепления изученного материала невозможно добиться глубоких и прочных знаний по математике. Важную роль при этом играют задания на решение примеров и задач.

2. Виды самостоятельных работ, связанные с решением примеров и задач. Во всех видах деятельности человека появляются два связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. Эти же два процесса характеризуют и всю учебно-познавательную деятельность. Поэтому свою работу начинаю с воспроизводящего процесса, то есть обучения учащихся решению стандартных задач и упражнений, с выполнения обязательного минимума по математике. Все это предполагает развитие памяти, логического мышления, практических навыков и умений, помогает осознать и усвоить способы действий, которые часто приходится использовать в своей работе. Поэтому при изучении новой темы первичное закрепление провожу фронтально, использую комментированное решение у доски.

А, чтобы получить достаточную информацию в том, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, каких успехов они добились, какие у них возникли трудности, какие пробелы в знаниях следует устранить, где им надо помочь, провожу самостоятельную работу. В зависимости от целей, самостоятельные работы делю на:

-обучающие;

-тренировочные;

-закрепляющие;

-повторительные;

-развивающие;

-творческие;

-контрольные.

Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому отвожу им много времени на уроке. Задания составляю репродуктивного характера, проверяю немедленно и не ставлю плохих отметок. При изложении нового материала методом беседы побуждаю самостоятельно делать выводы.

Тренировочные самостоятельные работы практикую для закрепления математических знаний, для развития навыков и умений. Как правило, почти на каждом уроке отвожу некоторую часть учебного времени для самостоятельного выполнения учащимися каких-либо тренировочных заданий. При выполнении разрешаю пользоваться учебником, конспектами, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для учащихся, находящихся на репродуктивном уровне усвоения материала. Они легко включаются в работу и выполняют ее. Часто применяю задания, аналогичное тому, которое выполняли с моей помощью.

Закрепляющие самостоятельные работы показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий определяю, нужно ли еще заниматься данной темой. Для таких самостоятельных работ задания беру из сборников дидактических материалов.

Перед изучением новой темы, я должна знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие проблемы смогут затруднить изучения нового материала, поэтому провожу повторительные (входные) самостоятельные работы.

Самостоятельные работы развивающего характера я, как правило, задаю на дом. Дети готовят доклады, сообщения о великих математиках, исторические сведения, изготавливают геометрические фигуры, рисунки на координатной плоскости, составляют задачи, сочиняют стихи.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы. Учащиеся применяют свои знания в новых неожиданных ситуациях. Например, доказательство теорем другим способом, не рассматриваемым в классе; участие в математических олимпиадах, международных конкурсах и т.д.

Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Провожу контрольные срезы, проверочные работы, контрольные работы, тесты, зачеты.

Домашняя работа – важнейший вид самостоятельной работы. Домашнее задание подбираю таким образом, чтобы оно являлось логическим продолжением самого урока. Но в отличие от работы в классе домашнее задание носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. Домашнее задание стараюсь разнообразить (устное, письменное, репродуктивное, творческое). Например, ученикам предлагаю сочинить задачу определенного типа, опираясь на задачи, рассмотренные в классе, сделать чертеж симметрических фигур, изготовить модели геометрических фигур, нарисовать паркет и др.

В своей работе использую разные виды уроков как традиционные, так и нетрадиционные (урок-лекция, урок-соревнование, урок-игра, урок-КВН, урок-зачет и др.). На уроках используется справочная, методическая, дидактическая, научно-популярная литература. Наглядные пособия, раздаточный материал, мультимедийные презентации, электронные пособия - составляющая часть моих уроков. Все это приводит к положительному результату.

Разнообразие видов и форм организации учебной деятельности позволяет активизировать учебный процесс, кроме этого это мощный стимул поддержания интереса, условие ситуации успеха.

Применяю в своей практике индивидуальные, парные, фронтальные формы самостоятельной работы, придерживаясь принципов:

учет возможностей, желаний, интересов каждого ученика;

приобщение учащихся к самостоятельному поиску знаний.

Через фронтальную форму работы реализуется совместная работа учителя – работа ученика – работа класса. Всем учащимся оказывается одинаковая помощь со стороны учителя.

При парной организации работы предлагаю учащимся дома составить свои задания, решить их, а затем на уроке обменяться ими. В учебном процессе заняты все ученики, пассивных и скучающих нет.

В основе индивидуальной формы деятельности лежит самостоятельная индивидуальная деятельность каждого ученика по выполнению заданий посильного уровня. Для этого у меня подготовлено большое количество раздаточного дидактического материала разноуровневого плана.

Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность, является самоконтроль. Считаю, что существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности учащихся и навыками самоконтроля. Навыки самоконтроля начинаю формировать у учащихся с 5 класса при проверке математических и графических диктантов по образцу. Образец может:

-подаваться в виде полного решения;

-включать только промежуточные и конечные результаты;

-состоять только из конечного результата.

Проверка может осуществляться в форме:

-взаимопроверки работ соседей по парте;

-взаимопроверки работ соседей по варианту;

-самопроверки.

Проверка сданных решений позволяет сделать выводы о правильности поставленных оценок и посмотреть, как учащиеся относятся к самим себе. Так, с помощью простой работы у учащихся вырабатывается способность оценивать себя.

Учитель должен использовать малейшую возможность для побуждения учащихся к мыслительной деятельности. Самостоятельная работа требует от учащихся более сильное напряжение мысли, чем при объяснении преподавателя. Этим объясняется тот факт, что теоретические знания, приобретенные самостоятельно, бывают более сознательно усвоенными и более прочными. В процессе самостоятельной работы развиваются такие качества как внимание, настойчивость, привычка к точности и аккуратности. Преодоление трудностей способствует подготовке деятельных и инициативных участников жизни.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.