12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Задорожная Светлана Владимировна256
Россия, Челябинская обл., Снежинск
  • План анализа решения задачи

1.      Ответить на вопрос – о чем идет речь в задаче?  (Сначала надо представить внутренним взором ситуацию, которая описывается в задаче, и надо настолько хорошо представить ее, чтобы не только видеть, но и слышать, ощущать запах, чувствовать прикосновение тел. Словом, ученик должен настолько хорошо представить ситуацию, что стать участником событий. Умение представить мысленным взором особенно важно при решении задач на применение знаний в измененной или  нестандартной ситуации.)

2.      Раскрыть физический смысл условия задачи, то есть определить, какие физические процессы описываются в задаче и условия их протекания.

3.      Объяснить чертеж или рисунок к задаче (происходит перекодировка информации из визуальной символьной или образной в словесную).

4.      Прокомментировать решение задачи в общем виде: назвать, какие физические законы, уравнения использовались при решении задачи; какие уравнения или система уравнений получена; объяснить последовательность действий при решении уравнения или системы уравнений.

5.      Сделать вывод размерности для первичной проверки полученной формулы.

6.      Проанализировать численный ответ: оценить верность по соответствию табличным данным, известным процессам, зависимостям, если таковые имеются, здравому смыслу.

7.      Рассмотреть предельные случаи  (стремление какой-либо величины к нулю, бесконечности) и проанализировать их. Сделать вывод.

  • План работы с определением.

1.      Прочитать определение и пересказать своими словами, о чем идет речь (казалось бы, зачем это делать – переводить с русского на русский, но вот что удивительно, когда я спрашиваю семиклассников, о чем идет речь в задаче, они пересказывают слово в слово условие задачи, и так же не могут своими словами пересказать, о чем идет речь в готовом определении, поэтому надо перевести определение с научного языка на язык учащегося и постараться не потерять при переводе  его смысл).

2.      Выделить ключевые слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку, аргументировать выделение.

3.      Удалить по очереди ключевые слова из определения, проследить, как будет меняться смысл определения.

4.      Попытаться дополнить определение, проанализировать успешность попытки.

5.      Сформулировать обратное утверждение и проанализировать, будет ли оно иметь физический смысл и будет ли оно справедливо.

6.      Определить границы применимости определения.

  • Схема составления характеристики силы.

1.      Определить вид взаимодействия, к которому относится данная сила.

2.      Каковы условия возникновения силы?

3.      Куда сила приложена?

4.      Куда направлена сила?

5.      От чего зависит направление силы?

6.      От чего зависит величина силы?

7.      Общая формула для расчета силы.

8.      Постоянный коэффициент в формуле и его физический смыл.

  •  Схема составления характеристики физической величины.

1.      Название и обозначение физической величины.

2.      Физический смысл величины (дать определение, что характеризует, что показывает).

3.      Векторная величина или скалярная? Если величина векторная, то куда направлена?

4.      Единицы измерения физической величины.

5.      Выражение единицы измерения физической величины через основные единицы измерения.

6.      От чего зависит численное значение величины, по какой формуле ее можно рассчитать?

7.      В какие физические формулы еще входит?

8.      Способ измерения величины.

  • Анализируем  таблицу.

1.      Как называется таблица?

2.      Что представлено в таблице?

3.      В каких единицах измеряются табличные данные?

4.      Какую закономерность (закономерности) Вы наблюдаете?

5.      Предложите свое объяснение выявленной закономерности.

6.      Есть ли исключения и с чем они связаны?

7.      Какое практическое значение имеют данные таблицы

  •  Анализируем  формулу.

1.      Как называется формула?

2.      Какие физические величины связывает между собой?                                     

3.       Каков вид математической зависимости?                                                                    

4.      Каков физический смысл представленной закономерности?                           

5.      Есть ли в формуле постоянные коэффициенты?                                               

6.      Каков физический смысл постоянных коэффициентов?                                              

7.      Какие производные формулы можно еще получить?                                                  

8.       Имеют ли физический смысл полученные формулы, если имеют, то какой?           

9.       Определить границы применения формулы.

  • Анализируем  график.

1.      Какая физическая зависимость представлена на графике?

2.      Какие физические величины отложены по осям координат и в чем они измеряются?

3.      Что представляет собой график зависимости?

4.      Особые точки графика и их физический смысл.

5.      Какую информацию дает график?

6.      Какие задачи позволяет решать график?

  • План наблюдения и описания физического опыта.

1.      Определить какое физическое явление, процесс иллюстрирует опыт.

2.      Назвать основные элементы установки.

3.      Сделать пояснительные рисунки.

4.      Коротко описать ход эксперимента и его результаты.

5.      Предположить, что можно изменить в установке и  как это повлияет на результаты опыта.

6.      Сделать выводы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.