Санитарно-гигиенические требования к кабинету история

4
0
Материал опубликован 24 August 2016 в группе

2.11. Кабинет истории

2.11.1. Санитарно-гигиенические требования

2.11.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".

2.11.1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

2.11.1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

2.11.1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

2.11.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены вдоль лаборатории в два ряда (параллельно окнам). Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников.

Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

2.11.1.6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

2.11.1.7. Окраска помещения, в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности; Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цветов), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

2.11.1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеумное на утепленной основе.

2.11.1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.

2.11.1.10. Лаборатория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 55.

2.11.1.11. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

2.11.1.12. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ и ГОСТ 28139-89.

2.11.2. Требования к комплекту мебели

2.11.2.1. Кабинет истории должен иметь комплект специализированной мебели для:

- организации рабочего места учителя;

- организации рабочих мест обучающихся;

- рационального размещения и хранения средств обучения;

- организации использования аппаратуры.

2.11.2.2. Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя с местом для графопроектора (стол с углублением или специализированная тумба), стул и классную доску.

2.1.2.3. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные ученические столы разных ростовых групп (М N 4,5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп.

2.1.2.5. Мебель для размещения и хранения учебного оборудования включает комбинированный шкаф состоящий из следующих секций (ГОСТ 18666-95):

- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2-6 шт.;

- верхняя (устанавливается на нижнюю) с остекленными дверками - 2-6 шт.;

- верхняя (устанавливается на остекленную) с глухими дверками - 2-6 шт.

2.11.2.5. Для хранения карт, картин и таблиц должны быть предусмотрены ящики, сконструированные так, чтобы обеспечить свободный доступ к пособиям.

2.11.2.6. Для хранения и установки в рабочем положении проекционной и звукотехнической аппаратуры следует использовать специальные шкафы-подставки или передвижные столики-тележки.

2.11.3. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями

2.11.3.1. В кабинете рекомендуется иметь следующую аппаратуру: телевизор, видеомагнитофон, графопроектор, диапроектор, магнитофон, проигрыватель, эпипроектор, проекторы другие.

2.11.3.2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должно предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья - на стене, противоположной окнам.

2.11.3.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран с регулируемым углом наклона.

2.11.3.4. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны:

- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);

- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор);

- в зоне рабочего места учителя (графопроектор,телевизор, видеомагнитофон) .

2.11.3.5. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2,7м, а до последних столов - не более 8,6 м.

Высота нижнего края экрана над полом 1,2-1,5 м.

Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.

2.11.4. Требования к помещениям кабинета

2.11.4.1. Площадь кабинета должна быть не менее 50 кв.м при ширине помещения не менее 6 м. Наиболее благоприятные условия создаются в помещениях размером 60 м2. Если позволяют условия, то для кабинета рекомендуется оборудовать лаборантскую комнату размером 18 кв.м.

2.11.4.2. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Ученические столы рекомендуется устанавливать как правило в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов.

Расстояние между столами в ряду -0,6м, между рядами столов - не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами - О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски -8,6м.

2.11.4.3. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска и часть постоянной экспозиции (справочные таблицы).

2.11.4.4. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади классного помещения).

2.11.4.5. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.

2.11.4.6. Рекомендуется типовая планировка кабинета: на передней стене справа от входной двери - доска, слева - ряды рабочих мест обучающихся.

2.11.5. Оснащение кабинета учебным оборудованием.

2.11.5.1. Организация кабинета истории предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими "Перечнями учебного оборудования по истории для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

2.11.5.2. В кабинете следует иметь выпускаемые промышленностью средства обучения, которые могут быть использованы в соответствии с действующими учебниками и программами: карты, картины , таблицы, альбомы, раздаточный материал; диапозитивы и диафильмы, транспаранты, звуковые пособия ( магнитофонные записи, лазерные диски); видеозаписи, компьютерные программы.

2.11.5.3. В кабинете должен быть книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам истории; сборники документов; методические руководства; литературу справочного характера - словари (исторический, политический, философский, экономический, мифологический); научно-популярную литературу по истории, научно-историческую литературу, книги по истории культуры; энциклопедии, статистические сборники, журнал "История в школе".

2.11.5.4. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

2.11.5.5. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.

2.11.6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся

2.11.6.1. Рабочее место учителя должно быть оборудовано столом в соответствии с требованиями ГОСТ 18313-93, в котором предусмотрено отделение для магнитофона и проигрывателя или музыкального центра. Благодаря откидным верхней крышке и передней стенке это отделение может служить как для использования, так и для хранения аппаратуры. Внизу стола должен быть расположен специальный ящик с укладками для различного вида звукозаписей. На столе должен быть смонтирован пульт управления, что позволит учителю со своего места управлять аппаратурой в кабинете

2.11.6.2. Рядом со столом учителя следует иметь подставку для графопроектора.

2.11.6.3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита - 1500 х 1000 мм, откидных щитов - 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

2.11.6.4. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы двухместными столами и стульями разных ростовых групп. Допускаются одноместные столы. У столов может быть горизонтальная крышка; для портфелей и ранцев в подстолье должна быть полка, спереди закрытая щитом (один из вариантов стола консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11015-93). Рекомендуется использовать стул ученический консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11016-93 с цветовой маркировкой ростовой группы:

Группа мебели

Высота переднего края сиденья стула, мм

Группа роста, мм

Цвет маркировки

Высота стола, мм

4

380

1460 до 1600

Красный

640

5

420

1600 до 1750

Зеленый

700

6

460

1750 до 1800

Голубой

760

 

2.11.7. Требования к размещению и хранению оборудования

2.11.7.1. При размещении и хранении учебного оборудования должно быть обеспечено:

- соблюдение правил хранения;

- сохранность средств обучения;

- постоянное место, закрепленное за данным видом пособия с учетом того, как часто оно используется на уроках. Место это должно быть удобно для быстрого извлечения и быстрого возврата пособия на хранение;

- возможность быстрого проведения учета пособий к контроля за их состоянием.2.11.7.2. В шкафных секциях должны быть размещены библиотека кабинета, атласы, контурные карты, альбомы, ученические работы, различные картотеки, раздаточный и краеведческий материал, объемные пособия. Здесь же хранятся в специальных укладках аудиовизуальные средства обучения: видеозаписи, магнитные записи, граммзаписи, диафильмы, диапозитивы и др. Отдельные секции шкафа следует смонтировать таким образом, чтобы в середине их можно было устроить картохранилище.

2.11.7.3. Картины и таблицы, которые по габаритам не умещаются в ящиках под доской хранят в ящиках-табличниках, установленных отдельно по боковой стене под экспозиционными щитами.

Таблицы размещают по классам и темам с указанием списка и номера таблицы.

2.11.7.4. Для хранения проекционной аппаратуры предназначена специальная секция комбинированного шкафа. При отсутствии такой секции аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте.

Для использования на уроке аппаратуру размещают на специальной передвижной тележке у задней стены лаборатории.

Графопроектор во избежание паралакса (искажения изображения) также устанавливают на передвижной тележке.

2.11.8. Требования к оформлению интерьера кабинета

2.11.8.1. В кабинете следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования. Не следует перегружать интерьер кабинета, все экспонируемые материалы должны быть функционально значимы и видны с каждого рабочего места: текст и рисунки должны быть достаточно крупными.

2.11.8.2. Важнейшим элементом интерьера кабинета должна служить передняя стена и зона около нее. На стене должна быть классная доска. Вся доска или ее часть должны обладать магнитными свойствами для демонстрации с помощью магнитов аппликаций, карт, картин, рисунков, фотографий и др. Над доской к потолку должен крепиться экран. В рабочем положении он опущен, в нерабочем - свернут. Для демонстрации карт, картин и таблиц должны служить специальные ролики на верхней части классной доски, а также переносная подставка. Рядом с классной доской следует разместить телевизор.

2.11.8.3. Постоянную экспозицию составляют таблицы и карты, используемые почти на каждом уроке, а также портреты ученых-историков.

2.11.8.4. К сменной экспозиции относятся конструктивные материалы. Экспозиционные стенды следует располагать на боковой стене.

2.11.8.5. Экспозиция материалов может быть успешно совмещена с хранением некоторых видов учебного оборудования в остекленных секциях комбинированных шкафов.

Комментарии
Комментариев пока нет.