Социальный проект «Санитарно-гигиеническая оценка и изменение по возможности несоответствующих характеристик школьного кабинета»
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации городского округа
города Кумертау Республики Башкортостан
Социальный проект:
«Санитарно-гигиеническая оценка и изменение по возможности несоответствующих характеристик школьного кабинета»
Авторы 1. Давлеткильдина Алина
2 . Дьяконова Юлия
Руководитель: Кадырова Илюза Юлаевна
куратор Малой школьной Академии Наук
Название ОУ: 453300 РБ, г. Кумертау, ул. Машиностроителей д. 6а МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка «Гармония». 8(347-61)34554 e-mail: garmoniya1kum@mail.ru
г. Кумертау 2014
Описание организации: Реализация социального проекта проходила в рамках научного общества6 2Малая школьная Академия Наук». МШАН - добровольное объединение школьников, которые стремятся совершенствовать свои показания в определённой области науки, техники, искусства, повышать свой научный и культурный уровень, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством учителей и предметных специалистов.
Постановка проблемы :
В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов классных комнат. От качества среды в классных комнатах во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Повседневная многочасовая деятельность на рабочем месте в классе оказывает значительное влияние на организм учащегося. Условия работы влияют на производительность труда, настроение, а также на состояние различных систем органов [1]. Получение сведений о классной комнате – необходимое условие для её изменения и улучшения.
Цель работы: Оценить экологическое и санитарно-гигиеническое состояние кабинета химии МБОУСОШ №1 и исправить по возможности несоответствующие Сан-Пину критерии.
Задачи:
1. Изучить литературу по санитарно - гигиеническим требованиям к школьным помещениям.
2. Изучить состояние кабинета химии на предмет его соответствия санитарно - гигиеническим требованиям.
3..Внести изменения в соответствии с нормативами.
Рабочий план и описание методов реализации :
1.Обратиться за консультацией в Кумертауский межрайонный филиал ФБУЗ Центр гигиены и эпидимиологии Р.Б., к Скотаревой Марие Александровне,заведующей отделением санэпидемэкспертиз
2. Изучить предложенную литературу по санитарно - гигиеническим требованиям к школьным помещениям и по методикам определения параметров кабинета химии.
3. Изучить состояние кабинета химии на предмет его соответствия санитарно - гигиеническим требованиям по предложенным методикам.
4.Внести изменения в соответствии с нормативами собственными силами и привлечь для решения возникших проблем администрацию школы
Ожидаемые результаты:
Мы думаем, что при помощи существующих методик можно определить соответствие кабинета санитарно - гигиеническим нормам, выявить недостатки и по возможности устранить их с целью сохранения здоровья учащихся.
Мониторинг и оценка:
Эксперимент №1.Определение полезной площади и кубатуры классной комнат[1].Оборудование: рулетка, карандаш, блокнот. Ход работы: Определили полезную площадь и кубатуру классной комнаты. (Описание методики эксперимента смотри в приложении №1).
Результаты:
Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты. Таблица 1
Параметры |
Показатели |
Норматив (формула вычисления) |
Длина классной комнаты – L, м |
10,8
|
8,0-8,4 м |
Глубина (ширина) - D, м |
4,57 |
6,0-6,3 м |
Площадь класса –S, м2 |
49,35 |
S = L x D Площадь кабинета – 64 м2 |
Площадь на одного ученика в м2 |
1,6 |
В классе - 1,25 м2 В кабинете при фронтальных формах работы –2,5 м2 При групповых и индивидуальных занятиях-3,5 м2 |
Высота- H, м |
3,38 |
3,0 – 3,5 м |
Объём на одного ученика – V, м3 |
5,4 |
Объём воздуха на одного ученика 4-5 м3 |
Выводы: В большинстве случаев параметры площади и кубатуры соответствуют нормативам.
Эксперимент №2 .Измерение и оценка параметров микроклимата.
Оборудования и материалы: сухой термометр на деревянном штативе, психрометр аспирационный. Ход работы: Измерили температуру воздуха. Определили относительную влажность воздуха(Описание методики эксперимента смотри в приложении №1).
Оценка микроклимата классных комнат. Таблица 2
Параметр |
Показатели |
Норматив |
Температура воздуха |
+22˚ |
Теплый период года 20-220С и 23-250 С, холодный и переходный 18-220С |
Относительная влажность воздуха |
56,6% |
Теплый период года 40-60 %, холодный и переходный –50-65% |
Определили проветриваемость помещения.
Размеры форточки и режим проветривания Таблица 3
Высота форточки |
0,6 м |
Ширина форточки |
0,65 м |
Температура наружного воздуха, 0С |
Время проветривания, мин |
|||
В малые перемены |
В большие перемены |
|||
От +10 до +6 |
4-10 |
25-35 |
||
От +5 до 0 |
3-7 |
20-30 |
||
От 0 до –5 |
2-5 |
15-25 |
||
От –5 до –10 |
1-3 |
10-15 |
||
Ниже -10 |
1-1,5 |
5-10 |
Определение проветриваемости помещения. Таблица 4
Параметр |
Показатели |
Норматив |
Коэффициентом Аэрации (КА) |
0,03 |
не менее 0,02 |
Выводы: Параметры микроклимата соответствуют нормативам.
Эксперимент №.3. Изучение освещённости класса.
Изучение естественной освещенности. Оборудование: рулетка.
Ход работы: Рассчитали общую площадь окон и класса, рассчитали площадь пола, подсчитали световой коэффициент (СК). (Описание методики эксперимента смотри в приложении №1).
Результаты:
Оценка естественной освещённости в классе. Таблица 4
Параметры |
Показатели |
Норматив (формула вычисления) |
Ориентация окон по сторонам света |
Северо-запад |
Южная и восточная сторона, а также юго –восточная, Кабинеты черчения и рисования могут быть ориентированы на север, северо-восток |
Световой коэффициент- СК |
1:3 |
СК = S окна / S класса N = 1:3; новые СанПины не менее 1:6 |
Характеристика чистоты оконных стёкол |
Чистые |
Очистку и мытье окон проводить два раза в год. Грязные окна задерживают 50 % световых лучей |
Затемнение оконных стёкол шторами |
Жалюзи отсутствуют, имеется тюли тканевые светлых тонов |
Солнцезащитные устройства типа жалюзи, тканевые шторы светлых тонов. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются |
Затемнение оконных стёкол цветами |
Отсутствуют |
Не закрывать оконные стекла цветами, не расставлять на подоконнике цветы. Цветы размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон |
Окраска стен |
Бежевая (постельных тонов) |
Матовая, светлых тонов ( степень отражения света от окрашенных поверхностей: белый цвет - 90% жёлтый цвет -80% голубой цвет – 70% зелёный цвет – 60% тёмно – зелёный– 22% чёрный - поглощает почти все световые лучи |
Окраска мебели |
Светлая |
|
Ширина просветов между окнами |
1,12; 1,23; 1,9 Не соответствует норме |
Не более 0,5 м |
Изучение освещенности классных помещений методом люксметрии.
Оборудование: люксметр MS6610. Ход работы: С помощью люксметра замерили освещенность парт, замерили освещенность школьной доски. Результаты:
Освещение кабинетов. Таблица 5.
Кабинет |
Место проведения измерений |
Вид освещенности (естественное, искусственное, комбинированное) |
Уровень освещенности, Лк |
Норма, Лк |
химии |
Поверхность стола |
Комбинированное |
286- 1 парта, 299-3парта, 306-5 парта |
300-500 |
Поверхность классной доски |
Комбинированное |
257- при искусственном освещении |
Выводы: Естественная освещенность соответствует норматива, а искусственное не соответствует.
Эксперимент №4. Изучение степени озеленения кабинета.
Оборудование: карандаш, блокнот. Ход работы: сосчитали количество растений в кабинете, определили их вид, ухоженность растений и их размещение. (Описание методики эксперимента смотри в приложении №1).
Результаты:
Степень озеленения. Таблица 6.
Кабинет |
Количество растений |
Виды |
Кабинет химии |
23 |
Хлорофитум, фиалки, папортники, монстера, нефролепис, сциндапсус |
Выводы В кабинете химии растения - здоровые и ухоженные. В кабинете они устанавливаются на подставках-цветочницах, на полках или подвешиваются на стенах, при этом, не затеняя естественного освещения. Они придают помещению более эстетичный вид. Многие растения являются очистителями воздуха от пыли и загрязняющих веществ, что благоприятно сказывается на работоспособности учащихся в данном кабинете.
Эксперимент №5. Микробиологический анализ воздуха.
Оборудование: Чашки Петрии, питательная смесь, микроскоп, горелка, спиртовка, красители, спирт, пинцет. Ход работы: Определили число организмов в воздухе. (Описание методики эксперимента смотри в приложении №1).
Результаты:
Количество микроорганизмов, содержащееся в 1м3 воздуха школьного коридора в разные периоды времени Таблица 7
Кабинет химии |
Результат |
Норма |
До 1 урока |
600 |
4500 |
1 перемена |
2300 |
4500 |
После проветривания |
100 |
4500 |
После 6 урока на 1 парте |
1000 |
4500 |
После 6 урока на 3 парте |
2900 |
4500 |
После 6 урока на 6 парте |
700 |
4500 |
Вывод: Количество микроорганизмов в воздухе в первую очередь зависит от времрени проведения учащихся в кабинете. При этом, проветриваемость помещения не оказывает существенного влияния на содержание микроорганизмов в воздухе в это время. Количество микроорганизмов в кабинете соответствует норме.
Эксперимент 6 . Запыленность воздушной среды учебного кабинета
Оборудование: Салфетка. Ход работы: Определили запыленность воздушной среды учебного кабинета. (Описание методики эксперимента смотри в приложении №1).Результаты: На салфетке значительных следов пыли обнаружено не было. Выводы: Так как в кабинете проводится ежедневная влажная уборка, а после каждого урока учащиеся моют доску, во время перемен кабинет проветривается, следовательно, запыленность воздуха слабая.
Эксперимент 7. Соответствие учебных столов нормативам:
Оборудование: рулетка. Ход работы: Измерили при помощи рулетки размеры и сравнили с нормативными. (Описание методики эксперимента смотри в приложении №1).
Результаты:
Соответствие учебных столов нормативам Таблица 8
Норма |
Полученный результат |
между рядами двухместных столов - не менее 60; |
6,0 |
между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70; |
52 |
между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70; |
50 |
от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120 |
1,85 |
от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100 |
110 |
от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м; |
2,6 |
наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860; |
820 |
высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90; |
91 |
Выводы: В основном учебные столы нормативам соответствуют нормативам, имеются характеристики,которые можно исправить быстро, часть характеристик можно исправить через определенный срок.
Развитие проекта
В ходе комплексной оценки санитарно-гигиенического состояния классной комнаты были выявлены некоторые нарушения. Уровень освещенности рабочего места, уровень освещенности классной доски, площадь и объем класса, наличие столов разной маркировки не соответствуют норме( у нас в кабинете столы только синей маркировки). Остальные показатели соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам.
После проведения опытов, мы установили ряд несоответствий. И нужно исправить:
-переставить парты;
-помыть плафоны
-приобрести и установить плафоны
-добавить парты необходимой маркировки.
-Подсчитать деньги, необходимые для замены парт разной маркировки.
-приобрести парты, установить их в соответствии с маркировкой.
- привлечь и администрацию школы для решения возникших проблем.
Бюджет:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №1 «Гармония»
Канунникова Е.А.
«14» январь 2013г.
М.П.
СМЕТА РАСХОДОВ
на организацию изменения несоответствий в кабинете химии,
финансируемых МБОУ СОШ №1 «Гармония»
Составлена в уровне текущих (прогнозных) цен на сентябрь 2014г.
№ п/п |
Наименование затрат |
Количество единиц (шт.) |
Цена за единицу измерения (руб.) |
Всего в текущих ценах (руб.) |
|
Лампочки |
12 |
9 |
108 |
|
Парты |
15 |
2300 |
34500 |
|
Стулья |
30 |
350 |
10500 |
Итого: 45108 рублей 00 копеек
Составил: Давлеткиьдина Алина,Учащаяся 11 класса МБОУ СОШ №1 «Гармония»
Проверил: Скотарева Людмила Григорьевна
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ №1 «Гармония», куратор МШАН
Обзор литературы
1.Алексеев С.В, Груздева Н.В, Муравьёв А.Г, Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/по ред.С.В.Алексеева.–М.: АОМДС,1996– с.192.
1.Дереклеевич Н.И. Научно-исследовательская работа школьников – М: Вербум – М, 2001, с. 48. Железнякова Ю.В.
3.Изучение экологического состояния школьных помещений
http://festival.1september.ru
3.Леонтович В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. //Исследовательская работа школьников. – 2003, № 4. - с. 12-15
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 ноября 2002 г. N 44."О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02".http://www.tehbez.ru
5.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. //Исследования школьников.– 2004,№ 1.–с.22 – 31.
6.Социальное проектирование., ООО Педагогические технологии.
Н.Новгород, 2004., 96с.
7.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских рабо2.Учебно-исследовательские проекты в обучении химии. // Химия в школе – 1999, № 3. – с. 47-50. т. // Исследовательская работа школьников. – 2003, № 4. – с. 34 – 45.
8.Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. — М.: Кладезь, 1996.
Черемисинов Н.А., Боева Л.И., Семихатова О.А. Практикум по микробиологии.– М.: Высшая школа, 1967.– 168 с.
9.Шклярова О.А. «Изучение экологического состояния школы»; «Биология в школе», №3 1990.
Приложения
Приложениие №1 .
Методики экспериментов. Методика эксперимента №1: « Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты» проводилось следующим образом:1) с помощью рулетки измерялась длина, ширина и высота класса;2) рассчитывалась площадь пола и кубатура помещения;3) определялась площадь и кубатура в пересчете на одного учащегося, делением полученных результатов на количество посадочных мест. Методика эксперимента №2: « Измерение и оценка параметров микроклимата». Измерение температуры воздуха. А) Температуру воздуха определяют на высоте 1,5 м от пола спиртовым термометром в 3-х точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0, 25 м от внутреннего угла комнаты. Термометр устанавливается на 15 мин. В каждой точке. После чего показания термометров суммируют и вычисляют среднюю температуру воздуха в помещении.Б) Результаты сравнивают с гигиеническими нормами 18-20 градусов C° – температурой комфорта. При измерении температуры воздуха в классной комнате термометр необходимо экранировать от холодных или горячих поверхностей. В) Определяется перепад температур по вертикали, производя измерения на расстоянии 0,25 м от пола и потолка. Определение относительной влажности воздуха. Психрометрами определяют относительную влажность воздуха в классной комнате. Название прибора происходит от греческого слова «психрос» – холодный. При помощи статического психрометра (психрометра Августа) определение температуры и влажности воздуха производят в 3-х точках, а именно: в первом, втором и третьем рядах парт. Он подвешивается на расстоянии 0,5м от окна, в зоне дыхания, на высоте 1,2-1,5 м. Измерение производят в течение 4 минут. Измерение следует проводить до и после уроков, или в начале и по истечении каждой из перемен. Затем относительную влажность находим с помощью специальной психрометрической таблицы. Проветриваемость помещения определяется Коэффициентом Аэрации (КА) по формуле: КА = Площадь вентиляционных отверстий. Площадь помещения. Для того, чтобы найти КА необходимо узнать площадь вентиляционных отверстий. Проветриваемость кабинета проводится через форточки. Проведены замеры размеров форточки. Ширина форточки составляет 0,65 м, а высота – 0,6 м, следовательно площадь одной форточки равна: 0,6 х 0,65 = 0,39 м2 В учебном кабинете 4 форточки, следовательно общая площадь всех вентиляционных отверстий (форточек) равна: 0,39 х 4 = 1,56 . При помощи этих данных вычисляется КА: 1,56 м2 = 0,03 46, 4 м2. По санитарным нормам КА составляет не менее 0,02 в классах. Следовательно, КА в данном помещении соответствует норме. Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания классных помещений во время перемен. Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. До начала занятий рекомендуется сквозное проветривание. Зависимость длительности проветривания учебных помещений от температуры наружного воздуха. Быстрое улучшение качества воздуха достигается сквозным проветриванием (одновременно открыты фрамуги и дверь), но обязательно в отсутствие детей. Эффективность сквозного проветривания в 5-10 раз выше по сравнению с обычным только через фрамуги или форточки..С целью локализации и удаления загрязнений непосредственно у места их выделения предусматривается местная вытяжная вентиляция: в кабинетах химии, учебно-производственных мастерских. Объём удаляемого воздуха от вытяжного химического шкафа принимается 1100 м3/ч.Методика эксперимента №3 : «Изучение освещённости класса».1. С помощью рулетки измерить высоту и ширину окон.2. Рассчитать общую площадь окон.3. Измерив длину и ширину класса, рассчитать площадь пола.4.Подсчитать световой коэффициент (СК) по формуле: СК = S0 / S, где S0 – площадь застекленной части окон; S – площадь пола.Изучение освещенности классных помещений методом люксметрии.Методика эксперимента:1.С помощью люксметра замерить освещенность парт. 2.Замерить освещенность школьной доски. Методики эксперимента №4: Изучение степени озеленения кабинета. .1.Сосчитать количество растений в кабинете. 2.Определить их вид, ухоженность растений и их размещение. Результаты занесены в таблицу 6.В кабинете химии растения - здоровые и ухоженные. В кабинете они устанавливаются на подставках-цветочницах, на полках или подвешиваются на стенах, при этом, не затеняя естественного освещения. Они придают помещению более эстетичный вид. Многие растения являются очистителями воздуха от пыли и загрязняющих веществ, что благоприятно сказывается на работоспособности учащихся в данном кабинете. Замерить освещенность школьной доски. Методика эксперимента 5: « Микробиологический анализ воздуха». Наиболее старым методом микробиологического анализа воздуха является седиментационный метод (метод оседания Коха). Его используют только при исследовании воздуха закрытых помещений. Для этого чашки Петри с питательной средой при исследовании общей бактериальной загрязненности воздуха оставляют открытыми в местах отбора проб в течение 5-10 минут. По окончании экспозиции чашки закрывают и помещают в термостат при 370С на 24 ч, а затем при комнатной температуре выдерживают еще сутки. О степени загрязненности воздуха судят по количеству выросших колоний. Данный метод пригоден для сравнительных оценок чистоты воздуха [7].Учет посева бактерий из воздуха производят путем подсчета выросших колоний бактерий отдельно. Зная площадь чашки Петри, можно определить количество микроорганизмов в 1м3 воздуха. Для этого: 1) определяется площадь питательной среды в чашке Петри по формуле рr2; 2) вычисляют количество колоний на площади 1 дм2 ; 3) пересчитывают количество бактерий на 1м3 воздуха [7].Примерный расчет. В чашке Петри диаметром в10 см выросло 5 колоний. Определяют площадь питательной среды в чашке Петри по формуле 3,14*52 или 3,14*25 = 78,5 см22) вычисляют количество колоний на площади 1 дм, равного 100 см2 5колоний – 78,5 см2; х колоний – 100 мм2; х=5*100/78,5=6 колоний т. е. на площади 1 дм2 имеется 6 колоний.3) пересчитывают количество бактерий на 1м3воздуха, который равен 1000л. Содержащиеся 6 колоний бактерий на площади 1 дм2соответствуют объему 10л воздуха. Чтобы узнать количество в1м3 воздуха, составляют пропорцию:6 – 10; х – 1000;х=6*1000/10=600.Следовательно, в1м3воздуха содержится 600 бактериальных телец. Критерии для оценки загрязненности помещений по числу микроорганизмов в 1м3 воздуха [7]. В ходе исследований для каждой микробиологической оценки использовалось 5 чашек Петри. На основании подсчета колоний, выросших в чашках Петри, была проведена оценка содержания микроорганизмов, которые содержатся в воздухе в разные периоды учебного дня. На первом этапе исследований был проведен сравнительный анализ загрязнения воздуха в одном и том же помещении, но в разные периоды учебного дня. На втором этапе был также проведен анализ изменения содержания микроорганизмов в воздухе в одном помещении (класс химии), но до и после проветривания . Методики эксперимента №7 : «Соответствие учебных столов нормативам». Измерили при помощи рулетки размеры и сравнили с нормативными данными.
Приложения№2.
Наша школа
Схема организационной структуры организации
Кабинет химии
Фотографии участника проекта за работой.
Определение полезной площади и кубатуры классной комнат
Измерение и оценка параметров микроклимата
Фото2 Изучение освещённости класса
Фото3 Озеленение кабинета химии
Микробиологический анализ воздуха
.ё
Фото5 Определение запыленности воздуха и соответствия рабочих столов.