Практическая работа по экологии «Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Аттестация рабочих мест по условиям труда является обязательной для всех организаций независимо от организационно-правовых форм, формы собственности и вида деятельности.
Аттестация проводится с целью обеспечения безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работников, решение вопросов о предоставлении социальных гарантий.
Аттестация проводится организациями самостоятельно и включает:
гигиеническую оценку условий и характера труда;
оценку травмобезопасности рабочих мест;
оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
определение компенсации, установленных законодательством затяжную работу и работу во вредных и опасных условиях труда;
оценку возможности применения труда отдельных категорий работающих;
аттестации подлежат все рабочие места.
Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из состояния, изменений условий, охраны и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет.
Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., в том числе по требованию аттестационной комиссии организаций, а также органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений в процессе проведения аттестации.
Результаты переаттестации оформляются в виде изменений и дополнений к материалам аттестации.
По результатам аттестации рабочих мест аттестационной комиссией с учетом предложений, поступивших от подразделений организации, отдельных работников, разрабатывается План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
Коэффициент естественной освещенности (е, %) – отношение естественной освещенности Евн, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения солнечным светом (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности Енар, создаваемой светом полностью открытого небосвода:
е = 100 Евн / Енар (1.1)
Естественное и совмещенное освещение в зданиях может быть:
- боковое – через световые проемы в наружных стенах (окна);
- верхнее – через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высот здания;
- комбинированное – сочетание верхнего и бокового освещения.
Искусственное освещение применяется как в темное время суток, так и в светлое, когда для нормальных условий по освещенности естественное освещение недопустимо, недостаточно или невозможно.
Система искусственного освещения – это группа светильников с размещенными в них электрическими источниками света, спроектированная по определенному принципу в зависимости от выполняемых задач.
Системы искусственного освещения классифицируются по двум основным признакам: конструктивное исполнение и функциональное назначение. По конструктивному исполнению различают две системы искусственного освещения – общее и комбинированное освещение.
По функциональному назначению искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное (освещение безопасности и эвакуационное), охранное и дежурное.
Светильник представляет собой совокупность источника искусственного света и осветительной арматуры, перераспределяющей световой поток в пространстве. Кроме того, осветительная арматура служит для подвода электрического питания, крепления и предохранения источника света от загрязнения и механического повреждения.
Для искусственного освещения производственных помещений и территорий предприятий используются электрические источники света, которые делятся на две группы:
- газоразрядные лампы низкого и высокого давления;
- лампы накаливания (ЛН).
В системах производственного освещения предпочтение отдается газоразрядным лампам. Использование ламп накаливания допускается в случае невозможности или экономической нецелесообразности применения газоразрядных. Из газоразрядных ламп наибольшее распространение для освещения производственных помещений нашли люминесцентные лампы (ЛЛ)
Цель работы – определение основных показателей санитарно-гигиенического состояния учебной комнаты.
Рабочая (учебная) среда оказывает постоянное воздействие на организм человека. От эргономических показателей рабочего места, микроклимата, освещённости, внутренней отделки помещения зависят самочувствие, работоспособность, состояние здоровья людей. Санитарно-гигиеническую оценку можно произвести, используя ряд показателей:
– соответствие размеров мебели росту учащихся;
– хорошая освещённость рабочего стола;
– уровень шума, не превышающий предельно-допустимого уровня (ПДУ);
– нормальный вентиляционный режим учебного помещения;
– рациональная полезная площадь комнаты;
– хорошее качество отделки стен, потолка, пола...
Оборудование: сантиметровая лента, рулетка, информационное обеспечение.
Задание 1
Определите полезную площадь классной комнаты:
1. С помощью рулетки измерьте длину, ширину, высоту класса.
2. Рассчитайте площадь пола и кубатуру помещения.
3. Определите площадь и кубатуру в пересчёте на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест.
4. Полученные данные занесите в таблицу
Таблица №1
Помещение |
Площадь, м2 |
Кубатура, м3 |
|||
полученный результат |
санитарно-гигиеническая норма |
полученный результат |
санитарно-гигиеническая норма |
||
Кабинет (класс) |
|
2,0 |
|
4-5 |
5. Сделайте вывод о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам.
Задание 2
Оцените внутреннюю отделку помещения:
Дайте характеристику внутренней отделки помещения по плану:
– отделка стен (окрашены, оклеены обоями и т. д.);
– цвет стен, потолка, пола;
– соответствие цветовых гамм;
– качество покрытия пола;
– чистота стен.
2. Оцените внутреннюю отделку кабинета, учитывая следующие данные:
– любые полимерные покрытия выделяют вредные для человека вещества (формальдегид, тяжёлые металлы, летучие органические вещества (летучие органические соединения);
– при южной ориентации помещения рекомендуются более холодные тона окраски стен (светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло- сиреневый);
– при северной – более тёплые (желтовато-охристые, светло-розовый, бежевый).
Задание 3
Изучите вентиляционный режим помещения:
1. Определите общую площадь всех рабочих вентиляционных отверстий и фрамуг.
2. Рассчитайте коэффициент аэрации по формуле
Ка = Si / S,
где, Si – площадь всех вентиляционных отверстий; S – площадь пола.
Полученный результат занесите в табл. 27.
Таблица 2
Коэффициент аэрации школьных помещений
Помещение |
Ка |
Частота проветривания |
||
|
полученный результат |
санитарно-гигиеническая норма |
полученный результат |
Санитарно-гигиеническая норма |
Учебное |
1 / 50 |
10-15 мин не реже |
||
Рекреация |
1 / 50 |
1 раз в час |
3. Определите необходимый вентиляционный объём воздуха (Vвент, м /ч), который надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание СО2 не превысило допустимого уровня (0,1 \%),
Vвент = К / (Р – q) * 3 / 2,
где К – количество СО2, выделяемое за один астрономический час, л / ч (соответствует количеству лет учащегося); Р – предельно допустимое содержание СО2 в воздухе учебного помещения (0,1 \% или 1 л / м3); q – содержание СО2 в атмосферном воздухе (0,03 \% или 0,3 л / м3); 3 / 2 – продолжительность урока в часах.
4. Определите кратность обмена воздуха – число D, число, по-казывающее, сколько раз в течение 1 ч воздух помещения должен смениться наружным, чтобы содержание СО2 не превысило допустимого уровня,
D = Vвент / V,
где Vвент – вентиляционный объём воздуха; V – объём воздуха на1 учащегося в классе.
5. Сделайте вывод о вентиляционном режиме помещения, принимая во внимание следующие нормы: кратность обмена воздуха в школьном помещении должна составлять 6,0…3,0 раза.
6. Внесите ваши предложения по улучшению режима проветривания помещения.
Соблюдение санитарных норм в школе
Новые нормы САНПИНа в школах
Оформление кабинета начальных классов
Кабинет начальных классов в школе № 18 пос.Коцюбинское
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Оценка рабочего места и классной комнаты
https://lektsii.org/9-80356.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций