Практическая работа по экологии «Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Аттестация рабочих мест по условиям труда является обязательной для всех организаций независимо от организационно-правовых форм, формы собственности и вида деятельности.
Аттестация проводится с целью обеспечения безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работников, решение вопросов о предоставлении социальных гарантий.
Аттестация проводится организациями самостоятельно и включает:
гигиеническую оценку условий и характера труда;
оценку травмобезопасности рабочих мест;
оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
определение компенсации, установленных законодательством затяжную работу и работу во вредных и опасных условиях труда;
оценку возможности применения труда отдельных категорий работающих;
аттестации подлежат все рабочие места.
Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из состояния, изменений условий, охраны и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет.
Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., в том числе по требованию аттестационной комиссии организаций, а также органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений в процессе проведения аттестации.
Результаты переаттестации оформляются в виде изменений и дополнений к материалам аттестации.
По результатам аттестации рабочих мест аттестационной комиссией с учетом предложений, поступивших от подразделений организации, отдельных работников, разрабатывается План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
К санитарно-гигиеническим параметрам на рабочем месте относятся микроклиматические условия и световая среда.
Показателями, характеризующими микроклимат в рабочем помещениях, являются:
- температура воздуха;
- температура поверхностей[12];
- относительная влажность воздуха;
- скорость движения воздуха;
- интенсивность теплового облучения.
Для оценки сочетанного воздействия параметров микроклимата в целях осуществления мероприятий по защите работающих от возможного перегревания рекомендуется использовать интегральный показатель тепловой нагрузки среды (ТНС)[13].
Для исключения вредного влияния микроклиматических условий на организм человека и создания нормальных условий труда, параметры воздушной среды должны соответствовать ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» и Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Эти документы устанавливают оптимальные и допустимые микроклиматические условия для рабочей зоны помещения в зависимости от времени года и категории выполняемых работ.
Оптимальные микроклиматические условия, установленные по критериям оптимального теплового и функционального состояния человека, обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах.
Допустимые микроклиматические условия, установленные по критериям допустимого теплового и функционального состояния человека на период 8-часовой рабочей смены, не вызывают повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности.
Рациональное освещение рабочего места является одним из основных факторов, обеспечивающих безопасный и высокопроизводительный труд работающих.
Освещение может быть естественным, искусственным и совмещенным[14].
При описании производственного освещения обычно используют светотехнические величины, основанные на оценке ощущения их глазом человека. Различают количественные и качественные показатели освещения. К количественным показателям относятся: световой поток, сила света, освещенность[15], яркость, коэффициент отражения. К качественным показателям освещения относятся: фон, контраст объекта различения с фоном, показатель ослеплённости, коэффициент пульсации освещенности.
Естественное и совмещенное освещение нормируется не по абсолютной величине, а по относительному показателю – коэффициенту естественной освещенности (КЕО).
Коэффициент естественной освещенности (е, %) – отношение естественной освещенности Евн, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения солнечным светом (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности Енар, создаваемой светом полностью открытого небосвода:
е = 100 Евн / Енар (1.1)
Естественное и совмещенное освещение в зданиях может быть:
- боковое – через световые проемы в наружных стенах (окна);
- верхнее – через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высот здания;
- комбинированное – сочетание верхнего и бокового освещения.
Искусственное освещение применяется как в темное время суток, так и в светлое, когда для нормальных условий по освещенности естественное освещение недопустимо, недостаточно или невозможно.
Система искусственного освещения – это группа светильников с размещенными в них электрическими источниками света, спроектированная по определенному принципу в зависимости от выполняемых задач.
Системы искусственного освещения классифицируются по двум основным признакам: конструктивное исполнение и функциональное назначение. По конструктивному исполнению различают две системы искусственного освещения – общее и комбинированное освещение.
По функциональному назначению искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное (освещение безопасности и эвакуационное), охранное и дежурное.
Светильник представляет собой совокупность источника искусственного света и осветительной арматуры, перераспределяющей световой поток в пространстве. Кроме того, осветительная арматура служит для подвода электрического питания, крепления и предохранения источника света от загрязнения и механического повреждения.
Для искусственного освещения производственных помещений и территорий предприятий используются электрические источники света, которые делятся на две группы:
- газоразрядные лампы низкого и высокого давления;
- лампы накаливания (ЛН).
В системах производственного освещения предпочтение отдается газоразрядным лампам. Использование ламп накаливания допускается в случае невозможности или экономической нецелесообразности применения газоразрядных. Из газоразрядных ламп наибольшее распространение для освещения производственных помещений нашли люминесцентные лампы (ЛЛ)
Цель работы – определение основных показателей санитарно-гигиенического состояния рабочего места.
Рабочая (учебная) среда оказывает постоянное воздействие на организм человека. От эргономических показателей рабочего места, микроклимата, освещённости, внутренней отделки помещения зависят самочувствие, работоспособность, состояние здоровья людей. Санитарно-гигиеническую оценку можно произвести, используя ряд показателей:
– соответствие размеров мебели росту учащихся;
– хорошая освещённость рабочего стола;
– уровень шума, не превышающий предельно-допустимого уровня (ПДУ);
– нормальный вентиляционный режим учебного помещения;
– рациональная полезная площадь комнаты;
– хорошее качество отделки стен, потолка, пола...
Оборудование: сантиметровая лента, рулетка, информационное обеспечение.
Задание 1
Снимите размеры рабочего стула:
Проведите антропометрических измерения.
Заполните таблицу№1
Основные размеры стула для учащихся и студентов
Показатели |
Рост учащихся в обуви (см) |
|||||
146-160 |
161-175 |
> 175 |
||||
норма |
данные измерений |
норма |
данные измерений |
норма |
Данные измерений |
|
Высота сидения над полом, мм |
380 |
420 |
460 |
|||
Ширина сидения, мм |
320 |
340 |
360 |
Окончание таблицы№1
Показатели |
Рост учащихся в обуви (см) |
|||||||
146-160 |
161-175 |
> 175 |
||||||
норма |
данные измерений |
норма |
данные измерений |
норма |
Данные измерений |
|||
Глубина сидения |
360 |
|
380 |
|
400 |
|
||
Высота нижнего края спинки над сидением |
160 |
|
170 |
|
190 |
|
||
Высота верхнего края спинки над сиденьем |
330 |
|
360 |
|
400 |
|
||
Высота линии прогиба спинки, не менее |
200 |
|
210 |
|
220 |
|
||
Радиус изгиба переднего края сиденья |
|
20 |
|
50 |
|
|
||
Угол наклона сиденья, |
|
0 |
|
4 |
|
|
||
Угол наклона спинки, |
|
95 |
|
108 |
|
|
2. Сделайте вывод о соответствии размеров стула вашим антропометрическим данным.
Задание 2
Рассчитайте горизонтальную искусственную освещенность методом ВАТТ:
1. Рассчитайте удельную мощность ламп (Р) – отношение мощности всех ламп к площади пола. Для этого суммируйте мощность всех ламп и поделите на площадь помещения.
2. Рассчитайте искусственную горизонтальную освещённость (Е, Лк) по формуле:
Е = Р*Етабл / 10 * К,
где Р – удельная мощность ламп для данного помещения, Вт/м2;
Етабл – освещённость, найденная по табл. 25, для ламп определённой мощности; К – коэффициент запаса (1,3 для школьных и жилых помещений).
Таблица №2
Значение минимальной горизонтальной освещённости (Лк) при удельной мощности 10 Вт / м
Мощность лампы (Вт) |
Прямой свет |
Рассеянный свет |
|||
120 В |
220 В |
120 В |
220 В |
||
40 |
26 |
3 |
22,5 |
19,5 |
|
60 |
35 |
27 |
30 |
23 |
|
100 |
35 |
27 |
30 |
23 |
|
150 |
39,5 |
31 |
34 |
26 |
|
200 |
41,5 |
34 |
35,5 |
29,5 |
|
300 |
44 |
37 |
38 |
32 |
|
500 |
48 |
41 |
41 |
35 |
3. Сделайте вывод о соответствии горизонтальной освещённости санитарно-гигиеническим нормам. Для создания достаточной искусственной освещённости в кабинете площадью 50 м необходимо 12 люминесцентных ламп ЛП 001 или 8 ламп ЛСО 02 (удельная мощность 24,2 Вт / м2).
Задание 3
Оцените тепловое самочувствие на рабочем месте:
После получасового (время адаптации) пребывания на рабочем месте оцените своё тепловое самочувствие по шкале:
«жарко» – условие дискомфортное;
«тепло» – условие, близкое к комфортному;
«хорошо» – условие комфорта;
«прохладно» – условие, близкое к комфортному;
«холодно» – условие дискомфорта.
Организация рабочего места школьника
Как обустроить рабочее место школьника
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Оценка рабочего места
https://lektsii.org/9-80356.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций