Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова»

0
0
Материал опубликован 3 February 2017 в группе

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Куакбашская ООШ» МО «ЛМР» РТ Мухаметзянова З.М., высшая категория

Предмет: литература Класс: 5

УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2015

Тема: Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. (Первый урок из двух по изучению творчества А.П. Чехова)

Тип: урок открытия новых знаний.

Цель: открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Жалобная книга», «Пересолил», «Хирургия».

Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений.

Познакомить с понятиями «юмор и сатира».

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем;

- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи;

- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации;

- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;

- способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.

Формировать УУД:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Планируемые предметные результаты:

 - овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Планируемые метапредметные результаты:

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для групповой работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова, выставка рисунков к его произведениям.

Этап урока

 

Деятельность ученика

Планируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, ребята!

Пожелаем всем доброго утра.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.Актуализация и пробное учебное действие (3 мин)

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого вспоминаются правила игры "Четвёртое лишнее", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место».

«Ночь перед рождеством»

«Хирургия»

«Пропавшая грамота».

С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, направление его деятельности знаем, а сегодня познакомимся с биографией писателя, который по образованию был врачом.

Планируют способы достижения намеченной цели

Выявляют лишнее произведение

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

3. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

(5 мин)

Каких писателей-врачей вы знаете?

В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм «Краткость - сестра таланта» и второй эпиграф « Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель.

О ком идёт речь, вы догадались?

И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями.

По

Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

Слышали про М. Булгакова, А.П. Чехова.

Это Чехов Антон Павлович. Его смешные рассказы.

Формулируют тему и задачу урока

Осуществляют учебные действия по намеченному плану

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни.

Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, обладал даром перевоплощения. Уже первые рассказы изображают злободневные вопросы. Они заставляют читателя не только смеяться, но и негодовать. Это такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Пересолил»

Иногда он изображал зубного врача. Знаменитый рассказ «Хирургия» был написан под влиянием этого домашнего спектакля.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

4. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднений «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание и цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Прослушивание аудозаписи (15 мин). Беседа по ней

Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценического чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».

Организует подводящий к теме диалог.

- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.

 

- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»?

- Понравился рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».

Слушают аудиозапись, объясняют толкования слов, делают выводы.

Повторяют теорию о жанре расказа.

Изучают рассказ.

Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр.

Смешной, юмор.

Узнают о юморе.

Проверяют себя по учебнику.

Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Личностные:

- знание основных моральных норм работы в коллективе (умение слушать, вступать в беседу);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Работа в парах.

(5 мин)

- А что такое юмор?

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом.

Нарисуйте на листочках, которые лежат перед вами, рисунок юмора, как вы представляете себе его. Постройте проект юмора.

Проводится рефлексия. Вопросы:

Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

Юмор – это добрый смех.

Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Коммуникативные:

- умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудносте

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания. (7 мин)

Дать характеристику герою рассказа по плану.

Организует работу в группах. Раздаёт карточки-задания:

1-я группа фельдшер Курятин.

2-я группа дьячок Вонмигласов.

3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.

- Чем вы объясняете эти совпадения?

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

.

Работа в группах. Обсуждение.

Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание. Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.

Дьячок смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не сделанную работу. Но зуб не удален. Происходит резкая смена настроения героев. После повторной попытки вырвать зуб Вонмигласов уходит ни с чем. Взаимные обвинения героев. Обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Коммуникативные:

- умение работать в группах, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (3 мин)

- Что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

Создайте проект сатиры в парах: нарисуйте рядом с проектом юмора сатиру и сравните их.

Сатира – это злой смех, смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

Осуществляют учебные действия.

 

8. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

(2 мин)

Предлагаю вам заполнить лист самооценки Организует самооценку.

Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Работают с листом самооценки.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, домашнее задание.(3 мин)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Дает комментарий к домашнему заданию.

7. Домашнее задание.

Подготовиться к внеклассному чтению.

1. По группам или индивидуально подготовить:

1-ый ряд: чтение и пересказ рассказа «Толстый и тонкий»

2-ой ряд: чтение по ролям рассказа «Лошадиная фамилия»

3-ий ряд: инсценирование рассказа «Хамелеон»

2. Письменно ответить на вопросы:

- В чем ценность рассказа?

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления).

3. Нарисовать иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.

Могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.