Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова»
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Куакбашская ООШ» МО «ЛМР» РТ Мухаметзянова З.М., высшая категория
Предмет: литература Класс: 5
УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2015
Тема: Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. (Первый урок из двух по изучению творчества А.П. Чехова)
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель: открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Жалобная книга», «Пересолил», «Хирургия».
Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений.
Познакомить с понятиями «юмор и сатира».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем;
- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи;
- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации;
- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;
- способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.
Формировать УУД:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Планируемые предметные результаты:
- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Планируемые метапредметные результаты:
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для групповой работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова, выставка рисунков к его произведениям.
Этап урока |
|
Деятельность ученика |
Планируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. Доброе утро, ребята! Пожелаем всем доброго утра. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2.Актуализация и пробное учебное действие (3 мин) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого вспоминаются правила игры "Четвёртое лишнее", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор. «Заколдованное место». «Ночь перед рождеством» «Хирургия» «Пропавшая грамота». С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, направление его деятельности знаем, а сегодня познакомимся с биографией писателя, который по образованию был врачом. |
Планируют способы достижения намеченной цели Выявляют лишнее произведение |
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
3. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (5 мин) |
Каких писателей-врачей вы знаете? В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм «Краткость - сестра таланта» и второй эпиграф « Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель. О ком идёт речь, вы догадались? И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями. По Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине. Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» - Что нового вы узнали о А.П.Чехове? - Что заинтересовало вас в биографии писателя? А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов. |
Слышали про М. Булгакова, А.П. Чехова. Это Чехов Антон Павлович. Его смешные рассказы. Формулируют тему и задачу урока Осуществляют учебные действия по намеченному плану Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, обладал даром перевоплощения. Уже первые рассказы изображают злободневные вопросы. Они заставляют читателя не только смеяться, но и негодовать. Это такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Пересолил» Иногда он изображал зубного врача. Знаменитый рассказ «Хирургия» был написан под влиянием этого домашнего спектакля. |
Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
4. Этап выявления места и причины затруднения Цель: обсуждение затруднений «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание и цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Прослушивание аудозаписи (15 мин). Беседа по ней |
Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценического чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр». Организует подводящий к теме диалог. - А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.
- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»? - Понравился рассказ Чехова? - Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия». |
Слушают аудиозапись, объясняют толкования слов, делают выводы. Повторяют теорию о жанре расказа. Изучают рассказ. Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр. Смешной, юмор. Узнают о юморе. Проверяют себя по учебнику. Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Личностные: - знание основных моральных норм работы в коллективе (умение слушать, вступать в беседу); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска |
5. Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в парах. (5 мин) |
- А что такое юмор? - Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые. - Давайте попробуем разобраться в этом. Нарисуйте на листочках, которые лежат перед вами, рисунок юмора, как вы представляете себе его. Постройте проект юмора. Проводится рефлексия. Вопросы: • Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? |
Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка. Юмор – это добрый смех. Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Коммуникативные: - умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудносте |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания. (7 мин) |
Дать характеристику герою рассказа по плану. Организует работу в группах. Раздаёт карточки-задания: 1-я группа фельдшер Курятин. 2-я группа дьячок Вонмигласов. 3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках. - Чем вы объясняете эти совпадения? - Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? . |
Работа в группах. Обсуждение. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание. Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер. Дьячок смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не сделанную работу. Но зуб не удален. Происходит резкая смена настроения героев. После повторной попытки вырвать зуб Вонмигласов уходит ни с чем. Взаимные обвинения героев. Обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. |
Коммуникативные: - умение работать в группах, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (3 мин) |
- Что такое сатира? Чем она отличается от юмора? Создайте проект сатиры в парах: нарисуйте рядом с проектом юмора сатиру и сравните их. |
Сатира – это злой смех, смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло. Осуществляют учебные действия. |
|
8. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. (2 мин) |
Предлагаю вам заполнить лист самооценки Организует самооценку. |
Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Работают с листом самооценки. |
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, домашнее задание.(3 мин) |
Отмечает степень вовлеченности учащихся Дает комментарий к домашнему заданию. 7. Домашнее задание. Подготовиться к внеклассному чтению. 1. По группам или индивидуально подготовить: 1-ый ряд: чтение и пересказ рассказа «Толстый и тонкий» 2-ой ряд: чтение по ролям рассказа «Лошадиная фамилия» 3-ий ряд: инсценирование рассказа «Хамелеон» 2. Письменно ответить на вопросы: - В чем ценность рассказа? - Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления). 3. Нарисовать иллюстрации к рассказам А.П. Чехова. |
Могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. |