Сборник математических игр для начальных классов
Из опыта работы Веселовой Н. Б.
Математическая игра: «Друзья математика»
Цель: развитие внимания и восприятия, закрепление табличных случаев деления.
Математик попал в плен. Через подкупленного стражника друзья сообщили ему, что в полночь двери его темницы будут открыты, и он сможет пройти через другие незапертые камеры, на которых мелом написаны числа, делящиеся на 3 или в написание которых входит цифра 3. Найди этот путь.
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 11 |
11 | 12 | 13 | 15 | 16 | 18 | 21 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 30 | 31 | 32 | 40 | 3 | 6 |
7 | 9 | 12 | 14 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 25 |
| 27 | 30 | 31 | 40 |
1 | 3 | 6 | 7 | 8 | 10 | 11 | 12 | 14 |
16 | 18 | 19 | 21 | 23 | 24 | 25 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 1 | 3 | 6 | 9 | 10 |
12 | 14 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 22 | 23 |
Примечание: похожая таблица может быть составлена для повторения деления на любое однозначное число.
Математическая игра: «Пять, восемь, тринадцать»
Цель: развитие восприятия, внимания, логического мышления, отработка навыков устного счета .
Прийти надо сюда !
Помоги королю найти кратчайший путь в противоположный угол шахматной доски. Он может двигаться по горизонтали, вертикали и диагонали, но наступать только на поля с теми числами, сумма цифр которых равна 5, 8 или 13.40 | 58 | 67 | 76 | 85 | 94 | 39 | 44 |
14 | 41 | 23 | 32 | 83 | 68 | 57 | 76 |
35 | 44 | 53 | 45 | 36 | 50 | 86 | 32 |
25 | 32 | 52 | 16 | 49 | 20 | 22 | 58 |
23 | 77 | 88 | 53 | 46 | 30 | 41 | 55 |
41 | 99 | 67 | 33 | 65 | 40 | 94 | 11 |
28 | 14 | 48 | 54 | 62 | 60 | 18 | 17 |
| 42 | 85 | 76 | 51 | 23 | 44 | 82 |
Математическая игра: «Пирамида»
Цель: развитие логического мышления, развитие навыков устного счета и внимания.
Установи закономерность в расположении следующих чисел и определи, какие числа должны находиться в пустых клетках.
3
7
20
5
16
27
10
5
1
2
2
10
Примечание: Слева – пирамида сложения (сумма чисел, расположенных в соседних квадратах по горизонтали, равна числу, находящемуся над ними). Справа - пирамида умножения (произведение чисел, расположенных в соседних квадратах по горизонтали, равно числу, находящемуся над ними).
Математическая игра: «Восьмёрка»
Цель: развитие логического мышления и внимания.
В пустые клетки впиши подходящие числа так, чтобы все четыре примера были решены. Ни одна из цифр не должна встречаться дважды.
8 | : | | = | |
_ | | + | ||
| |
| | |
= | = | |||
| + | | = | |
Примечание: Ответ.
8 | : | 4 | = | 2 |
_ | | + | ||
5 | |
| | 7 |
= | = | |||
3 | + | 6 | = | 9 |
Математическая игра: «В замке какуро*»
*Какуро – новая и популярная во всём мире математическая головоломка.
Цель: развитие логического мышления.
Впиши в пустые клетки цифры от 1 до 9, чтобы сумма чисел в каждом двухклеточном горизонтальном ряду равнялась числу, указанному в тёмной клетке слева от ряда, а сумма чисел в каждом двухклеточном вертикальном ряду равнялась числу, указанному над рядом. При этом ни в одном ряду не должно быть одинаковых цифр. Тебе нужно заполнить четыре клетки.
Какуро из четырёх клеток
Ответ:
| 3/ | 4/ | |||||||
| 3/ | | | ||||||
| 4/ | | | ||||||
| | | | ||||||
| | | | ||||||
| | | |
| 3/ | 4/ |
3/ | 2 | 1 |
4/ | 1 | 3 |
Ответ:
| 8/ | 10/ | |||||||
| 12/ | | | ||||||
| 6/ | | | ||||||
| | | | ||||||
| | | | ||||||
| | | |
| 8/ | 10/ |
12/ | 3 | 9 |
6/ | 5 | 1 |
Какуро из девяти клеток
| 7/ | 20/ | 18 / | |||||||||
| 20/ | | | | ||||||||
| 6/ | | | | ||||||||
| 19/ | | | | ||||||||
| | | | | ||||||||
| | | | | ||||||||
| | | | | ||||||||
| | | | |
| 15/ | 19/ | 20 / |
7/ | | | |
23/ | | | |
24/ | | | |
Математическая игра: «Считай, не зевай!»
Цель: развитие навыков счета, внимания и умения работать в команде.
В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в две шеренги, одна против другой.
Следует приготовить два комплекта табличек с номерами от 0 до 9. Таблички одного комплекта должны отличаться от другого. Игроки обеих команд получают по табличке и выстраиваются так, чтобы одинаковые номера в обеих командах стояли напротив друг друга.
На равном расстоянии от каждой шеренги ставятся 2 стула.
Ведущий называет какое-либо арифметическое действие, например: «Шестнадцать умножить на два». Играющие подсчитывают в уме результат, и обладатели табличек с цифрами, из которых образуется необходимое число (32), должны подбежать к своим стульям и сесть на них так, чтобы можно было прочесть ответ. Ведущий следит за тем, пара из какой команды выполняет задание быстрее и распределяет очки.
Примеры задаются на разные арифметические действия. В разных ответах каждая цифра должна встречаться хотя бы один раз (чтобы приняли участие в игре все участники). В одном ответе цифра не может повторятся дважды.
Математическая игра: «Расшифруй!»
Цель: развитие логического мышления, операций анализа, синтеза, а также навыков устного счета.
Отгадать зашифрованную пословицу. Ключом к шифру служит таблица умножения. Например: чтобы узнать, какую букву представляет число 36, нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 36, т.е. 4х9= буква С.
Шифр: Ключ к шифру:
| 2 | 3 | 8 | 9 |
1 | О | Т | М | Ь |
4 | М | Е | Р | С |
5 | А | З | Д | И |
6 | Е | Ж | Н | _ |
32 10 15
2 3 8 12 32 9,
2 40 45 48
32 10 15
2 3 32 12 18 9.
ОТВЕТ: Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Шифр: Ключ к шифру:
| 2 | 3 | 4 | 8 | 9 |
1 | О | Г | А | С | Х |
5 | Е | Ь | Н | У | Д |
6 | Ш | В | Ы | Я | Щ |
7 | К | Й | Р | П | Т |
18 10 54 15,
56 2 14 4
20 2 18 4 48,
4 45 28 40 3 –
7 2 3 45 4
8 63 4 28 24 21.
ОТВЕТ: Хороша вещь, пока новая, а друг – когда старый.
Математическая игра: «Хитрый счёт»
Цель: развитие внимания и навыков счёта.
Необходимо быстро сложить два однозначных числа, написанных одно под другим.
1 способ. В верхней строке записывается число единиц в полученной сумме, а в нижней предыдущее первое слагаемое.
Например: 5 4 9 3 2 и т.д.
9 5 4 9 3
2 способ. В нижней строке записывают число единиц в полученной сумме, а в верхней – предыдущее второе слагаемое.
Например: 5 7 9 2 1
7 2 9 1 0 и т.д.
Примечание: эти способы учащимся надо сначала продемонстрировать. Ученик в течение 1 минуты должен производить сложение первым способом, а потом вторым способом ещё в течение 1 минуты. Затем способ опять меняется.