Сборник положений о проведении конкурсов профессионального мастерства (Выпуск-2)
Сборник положений о проведении конкурсов профессионального мастерства
Выпуск-2
Кувандык
2020
Утверждено педагогическим советом МБУДО «ДПШ»:
Протокол № 63 от 20.02.2020 г.
Составитель: Никифорова Ю.Ф., методист МБУДО «ДПШ»
Ответственный за выпуск: Побединская Н.В.,
зав. информационно-методической службой МБУДО «ДПШ»
Сборник положений о проведении конкурсов профессионального мастерства. – Кувандык: МБУДО «ДПШ», 2020.
Материалы сборника включают в себя положения о проведении муниципальных конкурсов профессионального мастерства, организуемых внутри учреждения дополнительного образования в рамках деятельности методической службы МБУДО «ДПШ».
Методические материалы адресованы методистам, заведующим структурными подразделениями, руководителям и заместителям руководителей учреждений дополнительного образования, и всем другим категориям педагогических работников, интересующихся вопросами организации конкурсного движения профессионального мастерства.
Пояснительная записка
Модернизация всей системы российского образования требует изменений в деятельности всех специалистов данной системы, возникают новые требования к постоянному повышению уровня профессиональной компетентности специалистов (так называемое непрерывное образование), их росту в профессиональном плане.
Конкурс профессионального мастерства педагогов представляет собой не только своеобразный экзамен в профессии, но и период подведения итогов личных и профессиональных достижений; один из значимых жизненных моментов, позволяющих человеку открыть в себе новые возможности; некая ступень самосовершенствования.
Сегодня от педагога требуется решение новых задач, связанных с развитием и проектированием образовательной среды, осмыслением и грамотным разъяснением сути происходящих в социуме изменений и их роли в становлении и развитии психологически здоровой, интеллектуально развитой и эмоциональной зрелой личности учащегося. Современный педагог дополнительного образования должен четко представлять себе основные направления своей деятельности, понимать свою роль в решении актуальных задач системы образования, владеть соответствующим арсеналом технологий и методов работы.
Именно конкурсы профессионального мастерства становятся интегративной формой, позволяющей в сжатые сроки не только повысить уровень профессиональных компетенций, но и раскрыть творческий потенциал каждого участника, преобразовать уровень профессионального мышления от ситуативного и эклектичного до надситуативного и творческого.
Поэтому администрация МБУДО «ДПШ» совместно с информационно-методической службой уделяют большое внимание организации конкурсного движения (в том числе и внутри учреждения), т.к. конкурс – это одна из эффективных форм повышения профессионального мастерства всего педагогического коллектива.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Россия, 462241, г. Кувандык, ул. Строителей, д. 13. Телефон: 36-9-44 e-mail: dpsh-kuv@yandex.ru | УТВЕРЖДАЮ: директор МБУДО «ДПШ» ___________А.М. Ягофарова |
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса профессионального мастерства
«Особое мнение»
Цель и задачи конкурса
Цель конкурса: выявление и изучение опыта эффективно и творчески работающих педагогов дополнительного образования, осуществление их поддержки и поощрения.
Задачи конкурса:
- повышать престиж педагогической профессии;
- выявлять и стимулировать лучших педагогов, осуществлять распространение их передового опыта, эффективных форм и методов работы;
- формировать у педагогов установку на позитивное творческое отношение к профессии и дальнейшему методическому совершенствованию;
- создавать условия для раскрытия творческого потенциала педагогов;
- создать банк педагогических эссе.
Участники конкурса
В конкурсе могут принять участие все педагоги дополнительного образования МБУДО «ДПШ». Ограничений по стажу работы, возрасту, квалификационной категории и направлению деятельности нет.
Порядок и сроки проведения конкурса
Конкурс проводится в заочной форме. Для участия в конкурсе необходимо в срок до 20 апреля 2020 года предоставить заявку и работу для оценивания жюри.
Требования к конкурсным работам
Конкурсная работа должна соответствовать жанру эссе. Работы должны быть написаны в прозе и основываться на личном опыте. Тема конкурсных работ – «Моя педагогическая философия». Эссе представляет собой творческое мини-сочинение, в котором участник излагает свое видение предложенной темы, стараясь описать видение вызовов, целей и приоритетов своей деятельности; задач системы дополнительного образования; достижения/успехи в профессиональной деятельности за последние 3-5 лет в целом и с фокусировкой на успешном прецеденте, полученные практические навыки и будущие цели; владение современной ситуацией развития образования, понимание общих трендов и ценностей образования и воспитания детей в современных условиях. Эссе должно представлять собой авторский материал, не содержащий элементы плагиата. Цитирование использованных материалов в эссе оформляется в виде сносок с указанием источника и автора. Соавторство не допускается (эссе должно быть написано одним педагогом).
Объем эссе – не более 2-х страниц формата А4, файл в формате Microsoft Word, текст оформляется шрифтом Times New Roman, кегль 12, интервал – одинарный; поля: верхнее и нижнее – по 2 см, справа – 1,5 см, слева –3 см, абзацный отступ – 1,0 см. Выравнивание текста по ширине, между абзацами пустая строка не оставляется, слова в тексте без переносов. Эссе оформляется без титульного листа. На первой странице указывается Фамилия Имя Отчество конкурсанта, полное название образовательного учреждения, название (заголовок) эссе.
Критерии оценивания
Материалы оцениваются по следующим критериям:
- соответствие содержания работы заявленной конкурсной тематике и жанру эссе – 10 баллов;
- логика, последовательность повествования – 10 баллов;
- грамотность, соблюдение норм русского языка (отсутствие фактических, теоретических, содержательных, грамматических, орфографических, пунктуационных и прочих ошибок) – 10 баллов;
- выраженность авторской, индивидуальной позиции педагога – 10 баллов;
- использование ярких, красочных сравнений, других средств, дающих живое представление об авторе и предмете обсуждения – 10 баллов;
- собственный анализ ситуации, интересные примеры, эффективные решения проблем, полезные предложения – 10 баллов;
- соответствие техническим требованиям – 5 баллов;
- общее впечатление от работы (бонус) – 5 баллов.
Подведение результатов конкурса
Работы педагогов, представленные на конкурс, оцениваются жюри в соответствии с критериями оценки.
Итоговая оценка каждого участника формируется путем суммирования оценок всех членов жюри по всем критериям. Результаты конкурса пересмотру не подлежат.
На основании баллов, выставленных каждым членом жюри, формируется рейтинг участников. Победители конкурса награждаются дипломами I, II и III степени. Результаты конкурса доводятся до участников на итоговом педсовете.
Состав жюри
Председатель жюри: А.М. Ягофарова – директор МБУДО «ДПШ».
Члены жюри:
Л.С. Казакова – зам. директора по воспитательной работе МБУДО «ДПШ»;
Т.А. Валишева – зам. директора по учебной работе МБУДО «ДПШ»;
Ю.Ф. Никифорова – методист МБУДО «ДПШ».
Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36-9-44.
Приложение 1
Заявка на участие в конкурсе профессионального мастерства
«Особое мнение»
среди педагогов дополнительного образования МБУДО «ДПШ»
Автор эссе (фамилия, имя, отчество полностью, должность) | |
Название эссе | |
Номер телефона (рабочий, мобильный) | |
е-mаil автора | |
Согласие на использование предоставленных материалов, а также личных данных участника в средствах массовой информации (подчеркнуть) | СОГЛАСЕН / НЕ СОГЛАСЕН на использование предоставленных материалов, а также личных данных участника в средствах массовой информации |
Приложение 2
Умение правильно и грамотно формулировать свои мысли, работать с литературой и источниками необходимо практически во всех сферах деятельности. Педагогика не является исключением, поэтому современным педагогам (в том числе и педагогам дополнительного образования) часто приходится встречаться с жанром эссе.
Эссе (франц. essai – опыт, проба, испытание, очерк) – прозаическое сочинение, которое, как правило, бывает посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, событию социальной практики. Текст эссе в этой связи следует рассматривать как попытку передать индивидуальные впечатления и соображения на заявленную проблему.
Цель творческого эссе – уйти от формальных рамок, эссе предполагается свобода творчества. Здесь господствует не логика, а ассоциации. Преимущество эссе в том, что оно может быть написано в любом стиле и как угодно, ведь эссе – это размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. Из формальных требований к эссе можно назвать только одно – наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
Основная цель эссе – «... заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (О. Ванштейн).
Родоначальник эссе – французский философ Мишель Монтень (1533–1592), с издания его «Опытов» (1580) в словесной европейской культуре бытует этот жанр. Не случайно эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждается человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинства человека.
Разновидности эссе: философские, педагогические, социологические, психологические, экономические, историко-биографические, публицистические, литературно-критические, беллетристические, научно-популярные и др.
Для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. В качестве же способов такого освоения он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации, уподобления.
Признаки жанра и особенности стиля:
– свободная композиция, фрагментарность;
– неограниченность тематики («очерк на любую тему»);
– свободное владение темой;
– ярко выражена авторская позиция; индивидуальный авторский подход к освещению тем, «индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу»;
– наличие конкретной темы, вопроса не предполагает их исчерпывающей трактовки; характеристика явления с разных сторон, не охватывая при этом его полностью; автор «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования;
– оригинальная идея (даже на довольно традиционном материале);
– открытость жанра, его «пограничность» и интегративность (включение различных способов освоения действительности, воплощение в разных литературных формах при сохранении специфики и жанровой самостоятельности: это и моральная проповедь, и статья, и дневник, и рассказ, и исповедь, и речь, и очерк, и письмо, и слово и др.);
– прозаическая форма;
– непринужденность стиля, близкого к разговорному; разговорная интонация и лексика;
– диалог, полемика, прежде всего – с самим собой;
– парадоксальность;
– афористичность;
– непредсказуемые выводы;
– неожиданные повороты;
– интересные сцепления;
– использование художественных средств языка (метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения, сопоставления).
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Россия, 462241, г. Кувандык, ул. Строителей, д. 13. Телефон: 36-9-44 e-mail: dpsh-kuv@yandex.ru | УТВЕРЖДАЮ: директор МБУДО «ДПШ» ___________А.М. Ягофарова |
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Педагогический калейдоскоп»
Цель и задачи конкурса
Цель конкурса: выявление и распространение лучших практик разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Задачи конкурса:
- стимулировать педагогические инициативы по разработке инновационных программ в системе дополнительного образования;
- создавать условия для качественного обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ;
- формировать профессиональную коммуникативную компетентность педагогов дополнительного образования;
- формировать банк дополнительных общеобразовательных программ для разных категорий детей.
Участники конкурса
В конкурсе принимают участие педагогические работники МБУДО «ДПШ», разработавшие и реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы без ограничений по стажу работы, возрасту, квалификационной категории и направлению деятельности.
Порядок и сроки проведения конкурса
Конкурс проводится в заочной форме. Для участия в конкурсе необходимо в срок до 20 апреля 2020 г. подать заявку для участия по форме (Приложение 1) и предоставить в электронном виде дополнительную общеобразовательную программу с приложениями, разработанные в соответствии с требованиями, обозначенными в нормативных документах:
- Федеральном законе «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (от 29.12.2012 г.);
- Письме Минобрнауки России «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» №09-3242 (от 18.11.2015 г.);
- Приказе Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №196 (от 09.11.2018 г.).
Критерии оценивания
- корректная постановка цели, задач в соответствии с направленностью – 10 баллов;
- соответствие содержания и результатов поставленным цели и задачам – 10 баллов;
- соответствие оформления и структуры работы современным требованиям, предъявляемым к ДООП – 10 баллов;
- новизна идей, высокая методическая ценность – 10 баллов;
- педагогическая обоснованность логики построения программы – 10 баллов;
- наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности, методов контроля и их направленность на объективную оценку уровня освоения учащимися программы – 10 баллов;
- конкретность описания технологии реализации программы, ее ресурсная обеспеченность (информационно-методическая, материально-техническая, кадровая) – 10 баллов;
- стиль и культура изложения программы (стилистика изложения программы: официально-деловой стиль документа, современность и обоснованность использования педагогической терминологии) – 5 баллов;
- реалистичность и адаптивность программы, возможность ее внедрения в практику других организаций дополнительного образования – 10 баллов;
- наличие межпредметных связей – 5 баллов;
- наличие регионального компонента – 5 баллов;
- наличие методических материалов – 10 баллов;
- результативность дополнительной общеобразовательной программы (достижения учащихся в региональных, федеральных и международных мероприятиях за последние 3 года) – 10 баллов.
Подведение итогов конкурса
Победителем конкурса считается участники, набравшие наибольшее количество баллов в соответствии с критериями оценки. Педагоги-победители конкурса награждаются дипломами I, II и III степени.
Результаты конкурса доводятся до участников на итоговом педсовете.
Состав жюри
Председатель жюри: А.М. Ягофарова – директор МБУДО «ДПШ».
Члены жюри:
1. Н.В. Побединская – заведующая информационно-методической службой;
2. Т.А. Валишева – зам. директора по учебной работе МБУДО «ДПШ»;
3. Л.А. Шухлина – методист МБУДО «ДПШ».
Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36-9-44.
Приложение 1
Заявка на участие в конкурсе профессионального мастерства
«Педагогический калейдоскоп»
среди педагогов дополнительного образования МБУДО «ДПШ»
Фамилия, имя, отчество участника полностью | |
Полное наименование программы | |
Сколько лет разработчик(-ки) реализует данную программу | |
Краткое описание эффективности и результативности программы: | |
Номер телефона (рабочий, мобильный) | |
е-mаil участника | |
Согласие на использование предоставленных материалов, а также личных данных участника в средствах массовой информации (подчеркнуть) | СОГЛАСЕН / НЕ СОГЛАСЕН на использование предоставленных материалов, а также личных данных участника в средствах массовой информации |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Россия, 462241, г. Кувандык, ул. Строителей, д. 13. Телефон: 36-9-44 e-mail: dpsh-kuv@yandex.ru | УТВЕРЖДАЮ: директор МБУДО «ДПШ» ___________А.М. Ягофарова |
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса профессионального мастерства
«Творческий поиск»
Цель и задачи конкурса
Цель конкурса: смотр педагогического мастерства, выявление талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта.
Задачи:
поиск новых педагогических идей и технологий в практике системы дополнительного образования;
повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогов дополнительного образования;
выявление передового педагогического опыта.
Участники конкурса
Участниками конкурса являются педагоги дополнительного образования, руководители объединений любого профиля (эстетического, художественного, технического, краеведческого, культурологического, спортивного и др.) без ограничения возраста, стажа работы и квалификационной категории.
Условия участия
Для участия в конкурсе необходимо до 20 апреля 2020 года прислать заявку по указанной форме (Приложение 1) и предоставить конспект занятия в электронном виде.
Конспект занятия оформляется в текстовом редакторе Microsoft Word, текст оформляется шрифтом Times New Roman, кегль 12, интервал – одинарный; поля: верхнее и нижнее – по 2 см, справа – 1,5 см, слева – 3 см, абзацный отступ – 1,0 см. Выравнивание текста по ширине, между абзацами пустая строка не оставляется, слова в тексте без переносов. При разработке конспекта занятия следует помнить о том, что:
продолжительность открытого занятия с учащимися школьного возраста – 45 минут, дошкольниками – 25 минут;
тема открытого занятия – «Знакомство с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной программе;
занятие должно проводиться с применением нетрадиционных форм обучения и воспитания.
Критерии оценивания
Оценка конспекта занятия производится в соответствии с разработанными критериями:
• актуальность – 10 баллов;
• соответствие содержания адресату – 5 баллов;
• практическая значимость – 10 баллов;
• оригинальность авторской идеи – 10 баллов;
• учет региональных особенностей (компонентов) – 5 баллов;
• качество оформления и наглядность – 5 баллов.
Подведение итогов конкурса
Победителем конкурса считается участники, набравшие наибольшее количество баллов в соответствии с критериями оценки. Педагоги-победители конкурса награждаются дипломами I, II и III степени.
Результаты конкурса доводятся до участников на итоговом педсовете.
Состав жюри
Председатель жюри: А.М. Ягофарова – директор МБУДО «ДПШ».
Члены жюри:
1. Т.А. Валишева – зам. директора по учебной работе МБУДО «ДПШ»;
2. Л.А. Шухлина – методист МБУДО «ДПШ»;
3. Ю.Ф. Никифорова – методист МБУДО «ДПШ».
Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36–9–44.
Приложение 1
Фамилия, имя, отчество участника полностью | |
Название объединения, наименование программы | |
Возраст учащихся | |
Название конспекта | |
Номер телефона (рабочий, мобильный) | |
е-mаil участника | |
Согласие на использование предоставленных материалов, а также личных данных участника в средствах массовой информации (подчеркнуть) | СОГЛАСЕН / НЕ СОГЛАСЕН на использование предоставленных материалов, а также личных данных участника в средствах массовой информации |
Заключение
Таким образом, конкурсы профессионального мастерства педагогов дополнительного образования направлены на выявление высококвалифицированных педагогических кадров, распространение передового опыта; их поддержку, расширение сферы деловых профессиональных контактов; развитие в рамках конкурса так называемых soft skills компетенций, столь значимых сегодня.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Айян Д. Эврика! 10 способов освободить ваш творческий гений (пер. с анг. Л. Царук). – СПб.: Питер Паблишинг, – 1997. – 352 с.
2. Ворожейкина Т.Е. Как написать хорошее эссе // «Glamour». – 2011. – № 8. – с. 4–6.
3. Дашенцев, Д.А. Методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства [Электронный ресурс] // Педагогическое обозрение. – 2011. – № 3. – С. 19-20. - Режим доступа: http://centrgcro.nios.ru/DswMedia/po_ 111.pdf, свободный.
4. Дубровская В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.01 / Дубровская В.А. – Кемерово, 2007. – 192 с.
5. Дубровская, В.А. Критерии и показатели формирования профессиональной успешности педагога-конкурсанта // Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Кемерово, 23-24 ноября 2005 г.: в 2х ч. Ч. 1. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2005. – с. 127–129.
6. Дубцова Ю.Ю. Профессиональные конкурсы как ресурс развития образования [Электронный ресурс] // Педагогическое обозрение. – 2011. – №3. – с. 8–9. - Режим доступа: http://centr-gcro.nios.ru/DswMedia/po_111.pdf2, свободный.
7. Кайгородцев И.Л., Кайгородцева М.В. Участие педагогических работников в конкурсном движении: управленческий аспект [Электронный ресурс] // Педагогическое обозрение. – 2011. – №3. – с. 6–7. – Режим доступа: http://centr-gcro.nios.ru/DswMedia/po_111.pdf2
8. Ксенчук Е.В., Киянова, М.К. Технология успеха. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 192 с.
9. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. – 1995. – №6. – с. 55–63.
10. Региональные конкурсы профессионального мастерства педагогов Кузбасса: Научно-метод. пособие / Авт.-сост.: Свиридова И.А., Семенкова Т.Н., Заруба Н.А. и др. – Кемерово: КРИПК и ПРО, 2005. – 155 с.
11. Самута С.А. Конкурс профессионального мастерства – средство развития кадрового потенциала // Актуальные вопросы методической поддержки работников образования Ярославской области: сборник статей / под ред. С.И. Курициной. – Ярославль: ИРО, 2005. – с. 19-20.
12. Титеева Т. Гранты и конкурсы в жизни учителя: искусство побеждать // Директор школы. – 2010. – №4. – с. 55–60.