12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Горбунова46
Россия
4

Сборник развивающих игр для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)



t1621792781aa.gift1621792781ab.png



с. Костылево

2021


Сборник развивающих игр для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста / Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – Костылевская основная общеобразовательная школа. Костылево, 2021. - 43 с.



Составитель: Горбунова Ю.Н., учитель математики.













В сборник включены развивающие игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе, способствующие формированию психологической готовности к усвоению материала. Задания, упражнения, игры расположены по возрастанию степени сложности.




СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.....................

4

Дидактические игры, применяемые на уроках русского языка ...................................


6

Практические работы для обучающихся 4-5 классов с ОВЗ на усвоение темы «Имя существительное» ……………………………….


8

Дидактические игры, используемые на уроках математики.....................................


25

Дидактические игры, используемые на уроках профильного труда...................................


37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………................


41

Рекомендации для педагогов по работе с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) ………………………………….


42
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Игра метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;

в качестве урока, его части.

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся. Иначе говоря, определяя дидактическую игру, нужно знать:

какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;

какие знания, навыки, умения нужно закрепить;

какие умственные операции развиваются;

какие личностные качества формируются.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.



Дидактические игры, применяемые на уроках

русского языка
Цели: развитие слухового восприятия, умения выделять звуки в словах, их место, проводить сравнительный анализ слов, составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове, активизация словаря учащихся, закрепление правописания слов на изученное правило.

Игра «Чудесное превращение слов»

Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном. (капель)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Забодал меня котел, (козел)

На него я очень зол!


Игра «Спрятавшееся слово»

На доске в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините.

Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.

ХЛЕВ


ТОЧКА

УТОЧКА

СТОЛ

СТОЛБ

ЕЛЬ

ЩЕЛЬ

ЛЕВ

ЗУБР

ДОЧКА

УДОЧКА

ЗУБ

КЛЕЩ

ЛЕЩ


Игра «Перекрестки» отгадай загадки )

По описанию догадайтесь, о каком предмете идет речь и впишите его в строки

1. Инструмент, которым забивают гвозди.

2. Инструмент, которым рубят дрова.

3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.

4. Большой населенный пункт.

5. Овощ красного цвета.

(Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)

1








2






3





4





5








Игра «Угадай последнее слово и запиши»

Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы.

Не поедет без бензина наша быстрая … (машина).

Ты к обеду положи ложки, вилки и ….. (ножи).

Захотели малыши поточить….. (карандаши).

Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….. (мыши).

Белокрылые хозяйки, над волной летают….. (чайки).

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а ….. (снежинки).

Удивляется наш Сашка:

Блюдце есть, а где же….. (чашка)?

Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая …..(туча).

Я от досады чуть не плачу –

Не решается….. (задача).

Игра «Занимательные слова»

t1621792781ac.gifРаздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.

Практические работы для обучающихся 4-5 классов с ОВЗ на усвоение темы «Имя существительное»

При выполнении данных заданий разрешается пользоваться учебником.

1. Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Имя существительное как часть речи. Существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, число имён существительных)

Вариант А

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

1. Имя существительное – это ___________________, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?

2. Ирина, Москва, Жучка, Волга – это имена ______________________.

Они пишутся _________________________________________________.

3. Имена существительные, обозначающие людей и животных, называются

______________________.

4. Имена существительные имеют 2 числа ___________________ и __________________.



Часть 2.

Задание 1. Какие это имена существительные (собственные, нарицательные)?

Москва, Ирина, Новогеоргиевка, Жучка ________________________.

Девочка, корова, птица, журнал _______________________________.

Задание 2. Найди 4-е лишнее слово.

Денис, Иванов, девочка, Волга __________________________

Кошка, корова, ручка, курица ___________________________

Цветы, картины, стол, руки _____________________________

Задание 3. Измени словосочетания так, чтобы они обозначали один предмет. Определи число имён существительных.

__________(число) _____________ (число)

Спелые яблоки - _____________________

Старые клёны - _____________________

Синие ленты - _____________________

Задание 4. Допиши словечко. Определи число имён существительных (ед. ч., мн.ч.)

По геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но к большому сожаленью,

Победила Лену ___________. (__________)

Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в _____________. (________)

Оля мучила расчёску,

К школе делала причёску.

Мучила-то, мучила,

Да получилось ____________. (__________)

Начался учебный год,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли ____________? (__________)

Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

Ст_лица, остр_в, р_внина, в_рёвка, с_лат.


2. Практическая работа по теме

«Имя существительное»

(Имя существительное как часть речи. Существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, число имён существительных)

Вариант В

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

1. Имя существительное – это ___________________, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?

2. Ирина, Москва, Жучка, Волга – это имена ______________________.

Они пишутся _________________________________________________.

3. Имена существительные, обозначающие людей и животных, называются

______________________.

4. Имена существительные имеют 2 числа ___________________ и __________________.

Часть 2.

Задание 1. Запиши существительные в два столбика.

Реки, ягода, голуби, озеро, завод, сторож, моря, тарелки,

Единственное число

Множественное число

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

Задание 2. Измени число имён существительных.

Вкусные яблоки - _____________________________.

Новые костюмы - _____________________________.

Известная фамилия - ___________________________.

Глубокие моря - _______________________________.

Задание 3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи число выделенных имён существительных.

Дни стали к . роче. Солнышко встаёт позже. Воздух становится х . л . днее. Ул . тели в тёплые страны ласточки, журавли, гуси.

Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

Ст_лица, остр_в, р_внина, в_рёвка, с_лат.


3.Практическая работа по теме

«Имя существительное»

(Род имён существительных. Имена существительные с шипящей на конце.)

Вариант А

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

1. Имя существительное – это ___________________, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?

2. Имена существительные бывают ______________, ____________ и ___________ рода.

3. В именах существительных женского рода с шипящей на конце Ь _____________.

4. В именах существительных мужского рода с шипящей на конце Ь _______________.

Часть 2.

Задание 1. Найди 4-е лишнее слово.

Дом, мама, стена, ручка__________________________

Косточка, пенал, стол, цветок ______________________

Метла, облако, солнце, пальто______________________

Задание 2. Подчеркни существительные, противоположные по значению. Определи их род.

Труд кормит, а лень портит.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 3. Запиши в единственном числе. Определи род имён существительных

Спелые яблоки - ___________________ (____________)

Старые клёны - ____________________ (____________)

Синие ленты - _____________________ (____________)

Задание 4. Вставь подходящие по смыслу слова с шипящими на конце. Укажи род.

Возьми ____________ и отопри дверь. (___________)

Принеси дров и затопи _____________. (___________)

Дети играли в ___________ (_____________)

Сад охраняет ______________ (____________).

Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

Ст_лица, остр_в, р_внина, в_рёвка, с_лат.

3. Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Род имён существительных. Имена существительные с шипящей на конце.)

Вариант В

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

1. Имя существительное – это ___________________, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?

2. Имена существительные бывают ______________, ____________ и ___________ рода.

3. В именах существительных женского рода с шипящей на конце Ь _____________.

4. В именах существительных мужского рода с шипящей на конце Ь _______________.

Часть 2.

Задание 1. Запиши существительные в три столбика.

Река, ягода, голубь, озеро, завод, сторож, лекарство, море, солома, тарелка, урожай, богатство.

Женский род

Мужской род

Средний род

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

Задание 2. Допиши слово.

Женский род

Мужской род

Даже в сырую дождливую полночь

Едет на выручку «Скорая __________»

Возле штанг, как циркач,

Я ловлю футбольный _________.



Устала мама. Ей помочь

Решила маленькая __________.

Услыхал деревьев плач


Задание 3. Замени одним словом. Определи род.

Человек, который играет на трубе.____________________

Человек, который выступает в цирке.__________________

Колючее животное.______________________

Очень сильный человек._____________________

Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

Ст_лица, остр_в, р_внина, в_рёвка, с_лат.


4. Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Изменение имён существительных по падежам)

Вариант А

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

Сколько падежей в русском языке?_________________________

На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

____________? _____________?

Каким членом предложения являются?__________________________________.

Какими членами предложения являются имена существительные в других падежах?___________________________________________________________.

Часть 2.

Задание 1. Вставь существительное машина в нужном падеже. Определи падеж.

В нашей школе есть новая _________________. У ________________ всегда толпятся ребята. К _______________ идёт дядя Миша – наш шофёр. Дядя Миша всегда следит за__________________. Он возит нас на _________________ за город.

Задание 2. Подчеркни подлежащее. Определи падеж.

Наступило зимнее холодное утро. В лесу замерла жизнь. Птицы не поют. Насекомые уснули до весны.

Задание 3Из данных слов составь предложения. Определи падеж существительных.

По двору, ходила, с цыплятами, курочка.

Пошёл, вдруг, дождь, сильный.

Под крылышко, залезли, цыплята, к наседке.

Задание 4. Найди 4-е лишнее слово. Определи его падеж.

Птица, о птице, о весне, о девочке __________________ (_________).

У лисы, без песни, от камня, к реке __________________(_________).

К бабушке, к пристани, сестре, к путнику_______________ (_________).

Задание 5. Допиши словарное слово. Определи его падеж.

Проводница предложила ______________ пройти в вагон и занять свои места.


Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Изменение имён существительных по падежам)

Вариант В

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

Сколько падежей в русском языке?_________________________

Допиши падежные вопросы:

И.п. ___________? ___________?

Р.п. ___________? ___________?

Д.п. ___________? ___________?

В.п. ___________? ___________?

Т.п. ___________? ___________?

П.п. ___________? ___________?

3. Имена существительные в именительном падеже в предложении всегда бывают __________________________.

Часть 2.

Задание 1. Вставь существительное машина в нужном падеже. Определи падеж.

В нашей школе есть новая (что?)_________________. (У чего?) У ________________ всегда толпятся ребята. (К чему?) К _______________ идёт дядя Миша – наш шофёр. Дядя Миша всегда следит (за чем?) за__________________. Он возит нас (на чём?) на _________________ за город.

Задание 2. Определи падеж подлежащих.

Наступило зимнее холодное утро. В лесу замерла жизньПтицы не поют. Насекомыеуснули до весны.

Задание 3. Из данных слов составь предложения. Определи падеж выделенных существительных.

По двору, ходила, с цыплятами, курочка.

Пошёл, вдруг, дождь, сильный.

Под крылышко, залезли, цыплята, к наседке.

Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

П_ссажир.


6. Практическая работа по теме «Имя сушществительное»

(Три склонения имён существительных)

Вариант А

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

Имена существительные бывают _________ склонений.

Склонение имён существительных можно определить по начальной форме –

____________________ падежу, ___________________ числа.

Заполни схему.

1- е скл.

2- е скл.

3- е скл.

______ и ______ род

______ и ______ род

______ род

окончания -___, -___

окончания -___, -___

на -___, на ____________

-___

Часть 2.

Задание 1. Запиши слова в три столбика.

Конь, лошадь, лошадка, герой, героиня, геройство, ночь, ночёвка, ночлег.

1- е скл.

2- е скл.

3- е скл.

________________

________________

________________

________________

________________

________________

_________________

_________________

_________________

Задание 2. Найди 4-е лишнее слово. Определи его склонение.

Степь, поле, пыль, лошадь _______________________ (_____________).

Зерно, луна, солнце, ведро _________________________(_____________).

Лебедь, медведь, лось, сельдь _____________________(_____________).

Задание 3. Подбери к существительным слова противоположные по значению. Определи их склонение.

Ночь - ___________ (___скл.).
Утро - __________ (___скл.)

Жара - _____________(___скл.).
Горе - __________ (___скл.)

Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Определи их род и склонение.

Грам_та, _враг.


7. Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Первое склонение имён существительных в единственном числе)

Вариант А

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

К 1-му склонению относятся имена существительные ________ и _______ рода, с окончаниями -___, -____.

Имена сущ. 1 скл. в И.п. имеют окончания -___, -___.

Имена сущ. 1 скл. в Р.п. имеют окончания -___, -___.

Имена сущ. 1 скл. в Д.п. имеют окончания -___.

Имена сущ. 1 скл. в В.п. имеют окончания -___, -___.

Имена сущ. 1 скл. в Т.п. имеют окончания -___, -___, -___.

Имена сущ. 1 скл. в П.п. имеют окончание -___.

Часть 2.

Задание 1. Запиши, раскрывая скобки. Определи склонение и падеж.

Цени (дружба, забота)______________________________.

Гнездо (белка, птичка)_______________________________.

Соловей распевал на (ветка, рябина)_______________________________.

Задание 2. Напиши полные ответы на вопросы.

Где сидели птицы? (осина, рябина, липа)

_______________________________________________________________________

Над чем пролетел самолёт?

_______________________________________________________________________

Задание 3. Составь словосочетания. Определи падеж.

Варенье из (вишня) - _________________________________.

Занятие (лепка) - ____________________________________.

Цветы (черёмуха) - __________________________________.

Приём в (поликлиника) - _____________________________.

Задание 4Допиши окончания имён существительных. Определи падеж.

Саша отправил посылку тёт_ Зин_ в деревн_. Мама послала телеграмму бабушк_ Кат_. Папа сбросил снег с крыш_. Я принёс книги в библиотек_.

Задание 5. Допиши словарное слово.

Боевой ______________ вернулся после трудного задания.


8. Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Первое склонение имён существительных в единственном числе)

Вариант В

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

К 1-му склонению относятся имена существительные ________ и _______ рода, с окончаниями -___, -____.

Соедини стрелочками падеж с нужным окончанием.

1 скл. И.п. имеют окончания -и, -ы

1 скл. Р.п. имеют окончания -а, -я

1 скл. Д.п. имеют окончания -у, -ю

1 скл. В.п. имеют окончания -е

1 скл. Т.п. имеют окончания -е

1 скл. П.п. имеют окончание -ой, -ей, -ёй

Часть 2.

Задание 1. Запиши, вставляя окончания. Определи склонение и падеж.

Цени дружб_, забота_ .

Гнездо белк_, птичк_.

Соловей распевал на ветк_, на рябин_.

Задание 2. Напиши полные ответы на вопросы.

Где сидели птицы? (осина, рябина, липа)

_______________________________________________________________________

Над чем пролетел самолёт?

_______________________________________________________________________

Задание 3. Допиши окончания имён существительных. Определи падеж.

Саша отправил посылку (кому?) тёт_ Зин_ в деревню. Мама послала телеграмму (кому?) бабушк_ Кат_. Папа сбросил снег (с чего?) с крыш_.

Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

_тряд.


9. Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Второе склонение имён существительных в единственном числе)

Вариант А

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

Ко 2-му склонению относятся имена существительные ________ и _______ рода, с окончаниями -___, -___, на ________________, на____, на____.

Неодушевлённые имена сущ. 2 скл. в И. и В.п. имеют окончания -___, -___, на__________________, ___, ____.

Имена сущ. 2 скл. в Р.п. имеют окончания -___, -___.

Одушевлённые имена сущ. 2 скл. в Р. и В.п. имеют окончания -___, -___.

Имена сущ. 2 скл. в Д.п. имеют окончания -___, -____.

Имена сущ. 2 скл. в Т.п. имеют окончания -___, -___.

Имена сущ. 2 скл. в П.п. имеют окончание -___.

Часть 2.

Задание 1. Из данных слов выпиши имена существительные второго склонения.

Лагерь, календарь, север, берег, яблоко, солнце, хозяйка, морковь, картофель, овёс, рожь, конь, лошадь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Слова в скобках поставь в нужном падеже. Определи падеж.

Купался в (озеро) ____________________________.

Увлекался (спорт) ______________________________.

Набросилась на (Колобок)____________________________.

Задание 3Вставь пропущенные буквы. Определи склонение и падеж существительных.

Не покажись слов__, а покажись дел__. Ястреб с голуб__ не друзья. Красна птица пени__, а человек умени__.

Задание 4Из данных слов составь предложения. Имена существительные поставь в нужном падеже.

Наша, живёт, семья, в, дом, новом.

Мы, на, путешествуем, большом, пароход.

Класс, наш, лес, отдыхал, в.

Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

Ж_лезо, м_талл, б_нзин.

10. Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Второе склонение имён существительных в единственном числе)

Вариант В

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

Ко 2-му склонению относятся имена существительные ________ и _______ рода, с окончаниями -___, -___, на _______________, на___, на___.

Соедини стрелочками падеж с нужным окончанием.

2 скл. И. и В.п. (неодушевлённые) имеют окончания -а, -я

2 скл. Р. и В.п. (одушевлённые) имеют окончания на согласный, на Ь, на й, -о, -е

2 скл. Д.п. имеют окончания -ом, -ем

2 скл. Т.п. имеют окончания -е

2 скл. П.п. имеют окончание -у, -ю

Часть 2.

Задание 1. Из данных слов выпиши имена существительные второго склонения.

Лагерь, календарь, север, берег, яблоко, солнце, хозяйка, морковь, картофель, овёс, рожь, конь, лошадь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Слова в скобках поставь в нужном падеже. Определи падеж.

Купался в чём? (озеро) ____________________________.

Увлекался чем? (спорт) ______________________________.

Набросилась на кого? (Колобок)____________________________.

Задание 3. Найди и исправь ошибку в предложениях. Определи падеж выделенных существительных.

Наша семья живёт в новом дом. ______________________________________________

Мы путешествуем на большом пароход. _______________________________________

Наш класс отдыхал в лес. ____________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

Ж_лезо, м_талл, б_нзин.


11. Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Третье склонение имён существительных в единственном числе)

Вариант А

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

К 3-му склонению относятся имена существительные ____________рода, на ___.

Имена сущ. 3 скл. в Р., Д. и П.п. имеют окончание -___.

Неодушевлённые имена сущ. 3 скл. в И. и В.п. оканчиваются на___.

Имена сущ. 3 скл. В Т.п. имеют окончание -___.

Часть 2.

Задание 1. В каждой строчке найди лишнее слово. Определи его склонение.

Конь, лошадь, олень___________________________

_________________________________________

Морковь, картофель, пень________________________

____________________________________________

Журавль, жизнь, корень _____________________

___________________________________________

Задание 2. Слова в скобках поставь в нужном падеже. Определи падеж.

Рисует в (тетрадь)________________________________

______.

Сверчок за (печь) _______________________________

________.

Гусеницы на (капуста) _________________________

__________.

Задание 3Письменно ответь на вопросы, используя слова в скобках. Определи их падеж.

Чья любовь согревает нас? (мать).______________________________________________

Где написали упражнение? (тетрадь).___________________________________________

Что фермеры убрали с полей? (рожь).___________________________________________

Задание 4Подбери к данным выражения близкие по смыслу

Спокойной ноч_ (____ п.) - ______________________________________________

Говорить по совест_ (_____п.) - ____________________________________________

На краю пропаст_ (____п.) - _______________________________________________

(пожелание спокойного сна, находиться в опасности, говорить откровенно).

Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

К_лонна к_никулы.


12. Практическая работа по теме «Имя существительное»

(Третье склонение имён существительных в единственном числе)

Вариант В

Часть 1.

Задание 1. Вспомни.

К 3-му склонению относятся имена существительные ____________ рода, на ___.

Соедини стрелками падежи с нужными окончаниями.

Имена сущ. 3 скл. в Р., Д. и П.п. ь

Неодушевлённые имена сущ. 3 скл. в И. и В.п. ю

Имена сущ. 3 скл. В Т.п. имеют окончание и

Часть 2.

Задание 1. Из данных слов выпиши имена существительные третьего склонения.

Олень, соль, журавль, лето, скатерть, корень, доска, ведро, календарь, рожь, вещь, морковь, сирень.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Слова в скобках поставь в нужном падеже. Определи падеж.

Рисует в чём? В (тетрадь)____________________________________.

Сверчок за чем? за (печь) _______________________________________.

Гусеницы на чём? на (капуста) ___________________________________.

Задание 3. Соедини стрелками данные выражения с близкими по смыслу. Вставь пропущенные окончания. Определи падеж.

Спокойной ноч_ (____ п.) находиться в опасности

Говорить по совест_ (_____п.) пожелание спокойного сна

На краю пропаст_ (____п.) говорить откровенно

Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

К_лонна к_никулы.



Дидактические игры, используемые на уроках математики

Игра «Математический бег по числовому ряду»

Цель: обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд.

Оснащение: числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров

4 + 2 = 8 + 2 = 6 + 2 =

4 – 2 = 8 – 2 = 6 – 2 =

Содержание игры. Перед началом игры повторяем, что, прибавляя единицу, мы получаем следующее число.

- С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа).

-На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)

- Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2).

- Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.)

Игра «Было – стало»

Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.


Оснащение. На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.

Содержание. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

t1621792781ad.jpgt1621792781ah.gif    t1621792781af.gif      t1621792781ai.gif    t1621792781ag.gif   t1621792781ae.gif


Игра «Восстанови путь Карлсона»

Цель. Закрепление знаний таблицы умножения и деления с числом 8.

Оснащение. Изображение Карлсона, запись примеров на доске.

Содержание. Записанными на доске примерами зашифрованы города. Учащимся нужно восстановить путь Карлсона, узнав города, в которых он побывал. Код городов также зашифрован, узнать его можно, решив пример, записанный под Карлсоном. Узнав код (это число 8), учащиеся находят города с таким же кодом (ответом) и восстанавливают путь, проводя линию от одного примера к другому.

t1621792781aj.jpg

Игра «Вырастим сад»

Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.

Оснащение. Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры.

Содержание игры. Ученик берёт понравившуюся картинку, выполняет задание и сажает растение в «школьном саду». Если играющий ошибся, картинка остаётся лежать на столе. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся саженцы.

Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания.

По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.


t1621792781ak.jpg






t1621792781al.pngt1621792781am.gif


t1621792781an.jpg

t1621792781ao.jpg

Игра «Что перепутал Незнайка?»

Цель. Повторение таблицы умножения, формирование умения сравнивать числовые выражения.

Оснащение. Изображение Незнайки и записанные на доске верные и неверные неравенства.

Содержание. Учащимся предстоит проверить правильность постановки знаков в неравенствах в домашнем задании Незнайки. Учитель поочерёдно указывает на неравенство, учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Нашедший ошибку, выходит к доске и исправляет её, доказывая свою правоту объяснением.


Игра «Проводи Красную Шапочку к бабушке»

Цель. Повторение таблицы умножения.

Оснащение. На магнитной доске – изображения домика бабушки, Красной шапочки, деревьев, кустов, цветов, под которыми записаны примеры на умножение и деление.

Содержание. Игра построена по типу «круговых примеров». Ученики поочерёдно выходят и, решив пример. Передвигают девочку от одного объекта к другому. Игра продолжается до тех пор, пока Красная шапочка не окажется у домика бабушки.

Эту игру можно проводить в форме соревнования. Одна команда будет искать тропинку волка, другая – Красной шапочки. Кто быстрее доберётся до бабушки, тот и победил.


Игра «Ну, погоди!»

Цель: повторение порядкового счета; развитие внимания, логического мышления.

- Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.



t1621792781ap.jpg






t1621792781aq.gif

5



Игра «Треугольники»


Цель: развитие вос­приятия формы предметов.

На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изобра­жено на рисунке?

t1621792781ar.png











«Запомни и назови» 
Цель:  Продолжать учить детей находить изображение двух или нескольких предметов по словесному описанию из пространственного расположения, учить запоминать словесные определения пространственных отношений объектов.
Оборудование:  Карты лото,  две - четыре картинки с изображением знакомых детям предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу (например, шарик на кубике, шарик и кубик
рядом; собака около будки, собака на будке; портфель на столе, линейка в портфеле; мяч под столом, мяч на столе; на шкафу, за шкафом; два дерева рядом, по обеим сторонам дома по одному дереву), маленькие карточки с изображением предметов в тех же пространственных отношениях.        
Ход игры: (проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами).
1 уровень:  Перед ребёнком лежит одна большая карта, с расположенными на
ней двумя картинками. Ребёнок совместно с педагогом рассматривают, что изображено на ней (шарик на кубике, шарик
и кубик рядом). Педагог называет изображение на картинке и  просит показать его на большой карточке. Затем педагог даёт её  ребёнку маленькую карточку, совместно с педагогом закрывают ею изображение на большом листе. Дальше продолжают со вторым изображением.
 
2 уровень:  Перед ребёнком лежит одна большая карта, с расположенными на ней тремя картинками. Ребёнок с частичной  помощью педагога рассматривает, что изображено на ней (шарик на кубике, шарик и кубик рядом и т.д.). Педагог показывает изображение на картинке и просит  называет (показать) его.
Затем педагог даёт её ребёнку маленькую карточку, с частичной  помощью педагога  закрывают ею изображение на большом листе. Дальше продолжают с другими изображениями.

3 уровень:
  Перед ребёнком лежит одна большая карта, с расположенными на ней четырьмя картинками. Ребёнок рассматривает, что  изображено на ней (шарик на кубике, шарик и кубик рядом и
т.д.). Педагог показывает изображение на картинке  и просит  называть его. Затем педагог даёт  ребёнку маленькую карточку, и ребёнок закрывает ею изображение на большом листе. Дальше продолжают с другими изображениями.

 «Лото (определение предмета по величине)»
Цель:  Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ словом.              
Оборудование:  Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному (например:
большой дом, маленький дом, маленькое дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, большой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).
Ход игры: 
1 уровень:  У ребёнка на парте лежит большая карточка с изображением двух
предметов разных по величине, и предметные картинки. Педагог с ребёнком рассматривают, что изображено на большой карточке, проговаривая, что изображено на ней. Далее педагог показывает
ребёнку предметную картинку и просит показать это же изображение на большой карточке. Затем педагог совместно с ребёнком соотносит изображения. Далее  продолжаем те же действия с другой картинкой.
2 уровень:  У ребёнка на парте лежит большая карточка с изображением четырёх предметов разных по величине, и предметные картинки. Педагог с ребёнком рассматривают, что изображено на большой карточке, проговаривая, что изображено на ней. Далее педагог показывает  ребёнку предметную картинку и просит назвать (показать) что изображено на карточке. Затем педагог предлагает ребёнку соотнести
изображения. Ребёнок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т.е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. Далее продолжаем те же действия с другими картинками.

3 уровень:
  У ребёнка на парте лежит большая карточка с изображением шести предметов разных по величине, и предметные картинки. Педагог
предлагает ребёнку рассмотреть, что изображено на большой карточке, проговаривая, что изображено на ней. Далее педагог показывает ребёнку предметную картинку и просит назвать, что изображено на карточке. Затем ребёнок соотносит изображения.
 
                 

Игра «Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Эта игра очень нравится учащимся.


Игра «Морской бой»

Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.


Игра «Математическое лото»

t1621792781as.jpg

Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.


Игра «Магические квадраты»

А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

t1621792781at.jpg

Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

t1621792781au.jpg

Игра «Забег по кругу»


t1621792781av.jpg


На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки.

Эти игры помогают усвоить все действия с целыми числами, вычислительные навыки, сообразительность, внимательность.

Игра «Цветочек»

В листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лепестках цветка.

t1621792781aw.jpg

1) 1,5 ∙ 0,2

2) 3,75 ∙ 0,2

3) 3,4 : 0,2

4) 0,08 + 0,2

5) 4,02 + 0,2

6) 5,3 – 0,2

После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений.

«Индивидуальное лото»

Цель: закрепить знания учащихся на действия с десятичными дробями.

Организация урока. В игре участвует весь класс или подгруппа

Описание игры: в специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на контрольной карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7 -8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены, верно, то обратные стороны наложенных карточек составят слово, рисунок, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.

Примеры карточек.


0,5 · 3,46 ׃ 2


0,5 · 5,6 · 5


34,47 · 0,9 + 5,53 · 0,9


4 · 1,75


28,53 · 0,8 +1,47


2,8 · 1,5 – 0,1



13,56х – 2,86х,

если х=0,4


7,86х + 2,14х,

если х=0,02


13,56х + 6,44х,

если х=0,6


7

24

36

2

22,4

12



Математический лабиринт

Лабиринт – греческое слово, означает ход в подземелье. Лабиринт – запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений.

Найдите выход из запутанного положения: последняя цифра ответа решенного примера дает начало следующего.

Может найти применение:

При обработки вычислительных навыков, при закреплении и проверки изученного материала, а также при проведении самостоятельной работы практически любой темы за курс 5 – 6 классов.

Рассмотрим данную игру на примере устного счета.

1) 36*34=1224

2) 42*101=4242

3) 295*999=294705

4) 58*11=638

5) 87*93=8091

6) 17*99=1683

7) 69*101=6969

8) 99*93=9207

9) 764*25=19100

10) 33*82=2706

Таким образом, выстраивается последовательность решенных примеров

1 – 4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 или

4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 или

8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 – 8 и так далее.

Учащимся можно одновременно предложить до 10 вариантов самостоятельной работы. Учителю очень легко осуществить проверку на глазах учеников (примеры даются без ответов).





Дидактические игры, используемые на уроках профильного труда

Цель: Закрепить представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах.

«Загадай – отгадаем»

По существенным признакам надо найти различные овощи. Для этого подбираем самые яркие признаки, характерные для данного растения.

Ход игры.

Один из учащихся выходит за дверь. Все остальные готовят описание овоща в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина, вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ на выставке. ( Можно заменить натуру рисунком или муляжом)

Эта игра может иметь подготовительный период. В этом случае группы детей заранее подбирают или составляют загадки. Интерес возрастает от желания написать собственные маленькие стихи. Часто загадка создается в результате коллективного труда детей. Вот некоторые из наших загадок

В июне солнце Я зеленый и усатый,

Глянуло в оконце, Чуть колючий, полосатый.

На исходе лета – В себе прохладу сохраняю,

Новая примета: В жару жажду утоляю.

Лучиками желтыми (Огурец)

Раскрашено окошко,

Сыплет серым дождиком

Прямо к нам в лукошко Как слива, темна,

(Подсолнух) Как репа, бела,

На грядке силу копила,

К хозяйке в борщ угодила.

Весной - травкой шелковистой, (Свекла)

Летом – нивой золотистой,

К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

«Выбери инструменты»

Задача: отгадав загадку, узнаешь, какие инструменты нужны на уроке.

Заранее подобранные загадки учащиеся читают по карточкам. Отгадывающий угадывает и находит нас толе инструмент. Ведущий контролирует ход игры и правильность отгадки.

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

Зубов много, а ничего не ест.

(пила)

Цепкий рот на тех сердит,

Кто зазря в доске сидит.

( Клещи)

t1621792781ax.png

t1621792781ay.png

t1621792781az.png

Прочитайте и объясните значение пословиц

Земля кормит людей, как мать детей.

Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. 

В поле огрехи – в амбаре прорехи. 

Кто пахать не ленится - у того хлеб родится.



Вставьте пропущенные слова в тексте.

Лук начинает ….. в то время, когда листья у него полегают и …… постепенно желтеть. Шейка луковицы ……. мягкой, верхние чешуйки засыхают. Запаздывать с уборкой ……, потому что лук ….. попасть под осенние дожди.

Слова для справок: (нельзя, становится, может, начинают, убирать).

t1621792781ba.png

t1621792781bb.png



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы [Текст] / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. М. : Издательство «Просвещение», 1987. – 176 с.

Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно – методические материалы [Текст] / И. М. Бгажнокова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос, 2007. – 181с.

Волина, В. Учимся играя [Текст] / В. Волина. – М. : Издательство «Новая школа», 1994. 448 с.

Зеньковский В.В. Психология детства. - 1996.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. 1990.

Кутявина, С.Е. «Играем в слова» [Текст] / Е. С. Кутявина, Н. Г. Топоркова, И. Т. Щербинина. – Ярославль.: Издательство «Академия развития», 1997.

Масловская Т. А. Дидактические игры на уроках математики. Нач.шк. №2.1997.

Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М.: 1975.

Рекомендации для педагогов по работе с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.

3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

5. Не требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.

9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).

13. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

14. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

16. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.


1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.