Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами игры-драматизации

4
2
Материал опубликован 19 March 2021

Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами игры-драматизации


Шехватова Ирина Петровна, педагог-психолог

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа31», г. Калуга


Communicative sphere is an area of human communicative activity, in which there is communication or obtaining of definite information. Game dramatization, creative sketches, theatrical productions can help to develop communicative abilities of children: skills and communication skills with other people.

Аннотация: Статья посвящена развитию коммуникативных способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами игры-драматизации.

Ключевые слова: коммуникативные способности, дети с ОВЗ, театрализованная игра, игра-драматизация, младший школьный возраст.


Коммуникативная сфера – это область деятельности человека, в которой происходит общение или получение определенной информации. «Коммуникация от лат сommunico делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

В современной педагогике и психологии понятие коммуникативных способностей рассматривается с разных точек зрения.

А.П. Воронова уделяет особое внимание речевым способностям человека, используя которые он устанавливает коммуникативные связи с окружающими [1, c. 49].

Е.О. Смирнова отмечает, что от условий, необходимых для развития речевой коммуникации, напрямую зависит успешность или не успешность общения [5, c. 72].

Гармоничное и успешное общение является основным условием для развития и совершенствования коммуникативных способностей личности в любом возрасте. Процесс общения является сложным процессом, который включает в себя множество условий и факторов.

По мнению А.Е. Колесниковой, коммуникативные способности хпрактеризуются с точки зрения динамики общения, которая проявляется в виде легкости и скорости вхождения личности в новый круг общения, успешности в формировании новых качеств в процессе общения, умения управлять вербальными и невербальными средствами общения, степенью эмоциональной выразительности [8, c. 35-50].

Таким образом, под коммуникативными способностями подразумевается умение вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, возможность личности устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Развитие общения необходимое условие для формирования готовности к обучению. У большинства детей с ОВЗ обнаружен низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.

Во взаимодействии друг с другом дети не обращают внимания на собеседника. Существует так называемая эмоциональная незрелость детей, что приводит к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей неустойчивы.

Таким образом, рассматривая разные подходы к пониманию коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что успешность процесса общения в полной мере зависит от уровня их развития. То есть умение воспроизводить понятную для окружающих речь, отвечающую внешним условиям общения, реагировать на эмоциональные связи и особенности поведения.

Игра вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности [5, c. 67].

По мнению Королева И.В. игра развивает внимание, память, пассивный и активный словарь, слуховые образы. Вымышленные персонажи становятся действующими лицами, а их приключения сюжетом игры. Через игры-драматизации осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения, развиваются коммуникативные способности. [2, c. 53].

Нами проводилась исследовательская работа по оценке коммуникативных способностей детей с ОВЗ младшего школьного средствами игры-драматизации.

Исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Калуги, в период с ноября 2017 по декабрь 2018 года. В исследовании принимало участие 14 детей первого класса, которые были разделены на две подгруппы, контрольную и экспериментальную (КГ и ЭГ).

Исследование проводилось в три этапа. Первый (начальный) этап (2017 -2018 гг.) включал сбор и изучение научной информации по проблеме исследования, обработку и систематизацию теоретических источников. Подбирался инструментарий исследования.

Второй этап (2018-2019 гг.) представлял собой опытно-экспериментальную часть исследования. Определялись и реализовывались психолого-педагогические условия формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста. Разрабатывалась и реализовывалась на практике программа «Кукольный театр «Колобок».

Третий этап (2018-2019 гг.) состоял из экспериментальной работы, которая заключалась в обобщении полученных результатов опытно-экспериментальной работы, уточнении теоретических положений, оформлении материалов исследования.


1.Констатирующий этап, (20 января 2018 года) во время которого была определена экспериментальная база, а также комплекс диагностических методик выявления уровня развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, использовавшаяся в эксперименте. Так же был выявлен уровень детей с коммуникативными нарушениями.

2.Формирующий этап, (10 сентября 2018 года- 15 мая 2019 года) в рамках которого проходило целенаправленное исправление коммуникативных нарушений, посредством использования потешек, чистоговорок, игр-драматизаций, и творческих заданий. На основе полученных данных были поставлены цели и определены задачи будущей работы. Разработан план проведения игр драматизаций, упражнений, творческих заданий по развитию коммуникативных способностей.

3.Контрольный этап, где был проведен анализ полученных данных по уровню детей с коммуникативными нарушениями.

1. На констатирующем этапе исследования была поставлена задача:

провести диагностическое исследование группы детей, участвующих в исследовании.

осуществить обработку полученных данных.

В целях комплексного исследования коммуникативных способностей, нами использовались методики Г. А. Цукермана:

«Узор под диктовку». Направлен на развитие коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности

«Рукавички». Направлен на развитие коммуникативных действий, на организацию и осуществление сотрудничества

Задание на норму справедливого распределения. Направлен на развитие универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания.

Нами была проведена первичная диагностика уровня коммуникативных способностей детей по следующим показателям:

умение детей учитывать в процессе общения мнение собеседника;

умение детей слушать, понимать другого человека;

умение детей владеть способами общения (вербальными и не вербальными);

умение детей вести диалог.

В результате исследования уровня коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста, при первичной диагностике, мы получили следующие данные: с низким уровнем 5 человек (36%), со средним  7 человек (50%), с высоким – 2 человека (14%).

Задачей первого этапа эксперимента являлось выявление уровней коммуникативных способностей детей. С этой целью дети включались в коммуникативные ситуации, мотивирующие детей к познанию разных форм и методов общения.

2.Формирующий этап (2018 – 2019 гг.) представлял собой опытно-экспериментальную часть исследования. Были определены и реализованы психолого-педагогические условия формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста. Разработана и реализована на практике программа «Кукольного театра «Колобок». Данная программ организует занятия для детей с ОВЗ (инклюзивное образование) совместно с обычными детьми. В процессе занятий использовались возможности кукольного театра для реабилитации и развития детей, применение арт-терапевтического потенциала различных видов художественного творчества.

Занятия проводились в двух группах, (2 раза в неделю в контрольной и экспериментальной группе) 152 часа. В экспериментальной группе большее внимание уделялось работе по развитию коммуникативных способностей детей с использованием игр-драматизаций.

Основной целью программы было формирование коммуникативных способностей детей, в том числе с ОВЗ.

В процессе реализации программы дети научились общаться, сотрудничать со здоровыми детьми, это помогло детям с ОВЗ усовершенствовать коммуникативные навыки, а детям с нормой совместные мероприятия способствовали воспитанию милосердия, терпимости, отзывчивости.

В процессе занятий дети смогли пережить ситуации успеха, у них сформировались коммуникативные навыки, адекватная самооценка.

Побуждая детей к самовыражению, мы использовали прием «куклотерапии», когда ребенок сам выбирает ту куклу, с которой ему нравится работать (пальчиковая, перчаточная, вязанные куклы, планшетная кукла).

Разнообразие методов и приемов работы помогло нам одновременно воздействовать на коммуникативные, речевые, зрительные, слуховые, тактильные органы детей, активизировать психические процессы (речь, восприятие, мышление, воображение, память, эмоциональную сферу).

3.Контрольный этап исследования уровня коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста, КГ и ЭГ группы, мы получили следующие данные: с низким уровнем 1 человек (14 %), со средним 3 человека (43%), с высоким 3 человека (43%.)


t1616170822aa.png


Рисунок 1. Сравнительный количественный показатель коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста КГ и ЭГ, итоговая диагностика


В экспериментальной группе показатели коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста немного выше.

Применение вышеназванных форм игры-драматизации показало, что эффективность ее использования даёт о себе знать уже через 3-4 месяца. При проведении своевременного педагогического воздействия отмечается планомерное (в основном без явных скачков) стабильное повышение уровня развития коммуникативной деятельности, и сопутствующих областей.

Третий этап обеспечил реализацию индивидуальных коммуникативных способностей ребёнка в ситуациях межличностного взаимодействия, основу которого составило самостоятельное режиссирование театрализованных игр, умения оценивать себя с позиции партнера и обшей цели или дела группы.

Данный вид игр позволяет широко варьировать содержание учебно-воспитательного процесса, особо значимыми являются следующие формы обучения: уроки с включениями элементов драматизации, уроки-репетиции, уроки-спектакли и т.д. Эти формы способствуют развитию коммуникативного общения, коллективному взаимодействию, групповым дискуссиям. 

Показатели уровня коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с проблемами коммуникативной сферы.

Анализируя данные контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что за указанный период времени нам удалось реализовать задачи формирующего эксперимента, то есть у детей повысился уровень коммуникативных способностей, а, следовательно, и общий уровень развития детей. В результате исследования мы выявили, что показатель коммуникативных способностей у детей экспериментальной группы выше показателя контрольной группы. То есть высокий уровень коммуникативных способностей на заключительном этапе эксперимента у экспериментальной группы на 14% выше, чем у контрольной. А также, если сравнивать низкий уровень коммуникативных способностей у обеих групп, то у экспериментальной группы на заключительном этапе он ниже на 15% по сравнению с контрольной.

Таким образом, проведенное исследование позволило теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности развития коммуникативных способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами игры-драматизации.

Список литературы:

Воронова, А.П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3-6лет) [Текст] / А.П. Воронова, О.В. Защиринская, Т.А. Нилова, Л.М. Шипицына. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 384 с.

Доронова, Т.Н. Играем в театр: театрализованной деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. [Текст] / Т.Н. Доронова. М.: Просвещение. 2005. 225 с

Королева, И.В. Учусь слушать и говорить, играя [Электронный ресурс]: сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи / И.В. Королева. Электрон. текстовые данные. СПб.: КАРО, 2017. 88 c. 978-5-9925-1181-9. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61044.html

Пенни, Уорнер 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет [Электронный ресурс] / Уорнер Пенни. Электрон. текстовые данные. М.: Альпина Паблишер, Альпина нон-фикшн, 2016. 352 c. 978-5-91671-390-9.  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42659.html

Смирнова Е.О. Организация игровой деятельности: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 223 с.

Татаринцева, А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. [Текст] / А.Ю. Татаринцева // СПб.: Речь, 2007. – 184 с.

Полозова О. Значение театрализованных игр (кукольного театра) в развитии коммуникативной деятельности детей с системными нарушениями речи [Текст] / О. Полозова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 101-106.

Колесникова, А.Е. Новый подход к решению проблемы формирования стойких коммуникативных умений путем моделирования ситуаций с применением диалога у детей старшего школьного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / А.Е. Колесникова // Логопедия. – 2015.№ 3. – С. 35-50.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересное исследование! Сейчас это актуально, т.к практически в каждом классе есть дети с ОВЗ. У меня их трое.

20 March 2021

Благодарю за полезный ресурс!

20 March 2021

Похожие публикации