Сборник развивающих игр как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

9
4
Материал опубликован 17 June 2021

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»










Сборник развивающих игр как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста






t1623905990aa.png





Камышлов, 2021


Сборник развивающих игр как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / сост. Пермикина В. М., Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021


Руководитель: А. И. Штыркина, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»



Рецензент: А. В. Якимова, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Е. В. Николюк, воспитатель МКДОУ Обуховский детский сад «Улыбка»





Применение развивающих игр способствует развитию восприятия, воображения, внимания, мышления и памяти у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие детей.

Данный сборник адресован воспитателям дошкольной организации, студентам педагогических колледжей специальности 44.02.01 Дошкольное образование, а также может быть полезен родителям детей старшего дошкольного возраста.






© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021


Оглавление

Пояснительная записка 5

Развивающие игры, направленные на формирование восприятия 8

«Бегите ко мне!» 8

«Собери капельки в стакан» 9

«Подбери шарик» 9

«Воздушные шары» 9

«Подбери по цвету» 10

«Живое домино» 10

«Составь картинку» 11

«Разложи, как я скажу» 11

«Назови форму предмета» 12

«Узнай предмет» 12

Развивающие игры, направленные на формирование воображения 14

«Поворята» 14

«Соедини предложения» 14

«Дорисуй» 14

«Что это такое?» 15

«Камешки на берегу» 15

«Отгадай и обойди» 16

«Несуществующая рыба» 16

«Удивительная ладонь» 16

«Дорисуй кружок» 17

«Волшебные очки» 17

Развивающие игры, направленные на формирование внимания 19

«Слушай хлопки» 19

«Рыба, птица, зверь» 19

«Запретное слово» 19

«Найди отличия» 20

«Архитектор» 20

«Танграм» 21

«Найди одинаковые картинки» 21

«Лабиринты» 22

«Шерлок Холмс» 22

«Лови – не лови» 22

Развивающие игры, направленные на формирование мышления 24

«Разложи предметы» 24

«Подбери пару к слову» 24

«Что это? Кто это?» 24

«Угадай-ка: плывет или тонет?» 25

«Летает – не летает» 25

«Придумай загадку» 26

«Нарисуй и зачеркни» 26

«Скажи мне наоборот» 26

«Скажи мне наоборот» 27

«Нелепицы» 27

Развивающие игры, направленные на формирование памяти 28

«Рассказываем сказку» 28

«Запоминаем слова» 28

«Запахи и звуки» 28

«Какой игрушки не хватает?» 29

«Бусы» 29

«Кто ушел?» 30

«Волшебная цифра» 30

«10 цифр» 30

«Экран» 31

«Вспомни пару» 31

Список литературы 33

Приложения 34



Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст – это важный период формирования познания мира, поэтому развивать познавательные способности необходимо начинать с дошкольного возраста. Кроме того, познавательные способности играют огромную роль в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Познавательные способности – сочетание интеллектуальных и сенсорных способностей, которые имеют непосредственное отношение к познанию мира и любознательности.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

По мнению известных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков) именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Проблеме развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста были посвящены многие исследования: Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Т.И. Шамовой, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С. П. Чумаковой и др.

Познавательные процессы и личностные особенности ребенка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.

Развивающие игры представляют собой набор задач постепенно возрастающей сложности, очень широкого диапазона – от элементарных, доступных 2–3 лет до таких, с которыми трудно справиться и взрослым.

Исследователями доказано, что развивающие игры способствуют развитию восприятия, воображения, внимания, мышления и памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он развивает восприятие, воображение, внимание, мышление и память.

Цель сборника – подбор и систематизация развивающих игр как средства развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи сборника:

подбор развивающих игр как средства развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста;

систематизация развивающих игр как средства развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста;

оформление сборника развивающих игр как средства развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие игры были подобраны в соответствии со следующими принципами:

доступность содержания;

возможности для варьирования содержания;

соответствие задачам познавательного развития дошкольников;

соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети.

Каждая представленная в данном сборнике развивающая игра включает в себя:

цель;

игровую задачу;

игровые правила;

оборудование;

описание игры.

Сборник развивающих игр как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста состоит из 5 разделов, разработанных с учетом видов познавательных способностей:

развивающие игры, направленные на формирование восприятия у детей старшего дошкольного возраста;

развивающие игры, направленные на формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста;

развивающие игры, направленные на формирование внимания у детей старшего дошкольного возраста;

развивающие игры, направленные на формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста;

развивающие игры, направленные на формирование памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В каждом разделе представлено 10 развивающих игр. Всего в сборнике представлено 50 развивающих игр.

Данный сборник составлен с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО и ПОП ДО «От рождения до школы».








Развивающие игры, направленные на формирование восприятия
«Бегите ко мне!»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.

Игровые правила: кто правильно выполнит задание, тот выигрывает.

Оборудование: синие, красные, желтые и зеленые флажки.

Описание: В вазе стоят синие, красные, желтые, зеленые флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов). Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими.

Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.

- Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, желтого, зеленого) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их).

- Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем дает команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.


«Собери капельки в стакан»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: положи в стаканчик капельку синего цвета.

Игровые правила: кто выберет капельку нужного цвета, тот выигрывает.

Оборудование: вырезанные из картона кружочки разного цвета.

Описание: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек».


«Подбери шарик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: возьмите флажок и подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком.

Игровые правила: кто правильно выполнит задание, тот выигрывает.

Оборудование: флажки и воздушные шарики разных цветов.

Описание:

- Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона).

- А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком.

- Какого цвета у вас шарик и флажок? Давайте украсим группу.


«Воздушные шары»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: посмотрите, какого цвета воздушный шарик, подойдите к фланелеграфу и ниточку такого же цвета.

Игровые правила: кто правильно выполнит задание, тот выигрывает.

Оборудование: воздушные шары, нитки.

Описание: Воспитатель говорит: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого.


«Подбери по цвету»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика.

Игровые правила: кто правильно положит все игрушки, тот выигрывает.

Оборудование: коврики и игрушки.

Описание: Воспитатель говорит: «Дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.


«Живое домино»

Цель: упражнять детей в сравнении цветов.

Игровая задача: постройте круг так, чтобы у каждого цвет ленты на руке совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

Игровые правила: кто правильно станет в круг, тот выигрывает.

Оборудование: цветные ленточки.

Описание: Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.


«Составь картинку»

Цель: развитие восприятия.

Игровая задача: собери по образцу разрезанную картинку.

Игровые правила: кто сложит все картинки правильно, тот выигрывает.

Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов, игрушек. Одна картинка целая, другая разрезана на 4-5 частей.

Описание: Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку. Можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.


«Разложи, как я скажу»

Цель: развитие дифференцировки плоских геометрических фигур.

Игровая задача: посмотри на фигуры и выложи фигуры слева направо.

Игровые правила: кто выложит все фигуры правильно, тот выигрывает.

Оборудование: карточки (геометрические фигуры).

Описание: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Воспитатель убеждается, что дети знают их названия. Затем воспитатель предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым - ромб и т. д.).

«Назови форму предмета»

Цель: развитие умения зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Игровая задача: первая команда называет предметы прямоугольной формы, а вторая – квадратной.

Игровые правила: какая команда правильно выполнит задание, та и выигрывает.

Оборудование: карточки с изображением предметов.

Описание: Дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая - квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.


«Узнай предмет»

Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины.

Игровая задача: дай мишке круг / дай кукле треугольник / дай зайке квадрат / положи квадрат на окно и т.д.

Игровые правила: кто правильно выполнит все задания, тот и выигрывает.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Описание: Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы:

Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги (можно называть другие цвета).

Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники (можно называть другие цвета).

Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты (можно называть другие цвета).

Собери большие круги (треугольники, квадраты).

Покажи маленькие круги (треугольники, квадраты).

Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты (можно называть другие цвета).
























Развивающие игры, направленные на формирование воображения


«Поворята»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: придумай, чем ты будешь в супе.

Игровые правила: выпрыгни в круг, если узнал себя.

Описание: Дети стоят в кругу и держатся за руки – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, чем он будет (картошка, морковка, лук и прочее). Воспитатель по очереди называет то, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг. В итоге получается вкусный суп.


«Соедини предложения»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: составь рассказ из двух предложений.

Игровые правила: кто правильно составит рассказ, тот и выигрывает.

Оборудование: незаконченные предложения.

Описание: Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.

- Прослушай два предложения, их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…» - «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».

Далее можно использовать предложения: «По улице проехал грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода»; «Мама купила в магазине рыбу…» - «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».


«Дорисуй»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: посмотри на недорисованные изображения и назови, что отсутствует; дорисуй недостающие детали.

Игровые правила: дорисуй недостающие детали.

Оборудование: таблицы с недорисованными изображениями.

Описание: Ребенку предлагаются карточки с недорисованными изображениями. Ему предлагается назвать, что отсутствует и дорисовать эти недостающие детали.


«Что это такое?»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: посмотри на круг и расскажи, на что он похож.

Игровые правила: кто больше всех расскажет, тот выигрывает.

Оборудование: круги разных цветов.

Описание: Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож.

Ответы не должны повторять друг друга.


«Камешки на берегу»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: посмотри на картину, расскажи, на что или на кого похож каждый камушек.

Игровые правила: кто больше всех расскажет, тот выигрывает.

Оборудование: картина, напоминающая морской берег (на картине должно быть изображено 7-10 камешков разной формы).

Описание:

- По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.

Далее следует предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

«Отгадай и обойди»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: определи, какой это предмет?

Игровые правила: кто больше всех назовет правильных ответов, тот и выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Воспитатель называет слова, а дети говорят, объемный или плоскостный предмет. При этом они должны показать это руками.


«Несуществующая рыба»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: придумай свою рыбу и нарисуй ее.

Игровые правила: кто нарисует самый оригинальный рисунок, тот выигрывает.

Оборудование: листы А4.

Описание: «Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-луна. Придумай и нарисуй свою рыбу». Далее воспитатель задает вопросы: «Чем питается рыба?», «Где обитает?».


«Удивительная ладонь»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: обведи свою ладонь и дорисуй детали; преврати изображение в необычный рисунок.

Игровые правила: кто нарисует самый оригинальный рисунок, тот выигрывает.

Оборудование: образцы рисунков.

Описание: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. Далее воспитатель предлагает детям сделать их разными: дорисовать какие-нибудь детали и превратить обычное изображение ладони в необычный рисунок.

При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.


«Дорисуй кружок»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: нарисуй с помощью дополнительных элементов различные образы.

Игровые правила: кто больше нарисует образов, тот и выиграл.

Оборудование: листы с изображением кружков.

Описание: Воспитатель раскладывает перед детьми листы с изображениями кружков: «Ваша задача из каждого кружочка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы».


«Волшебные очки»

Цель: развитие воображения.

Игровая задача: назовите круглые (квадратные, треугольные и т.д.) вещи/предметы.

Игровые правила: кто больше всех скажет предметов, тот и выигрывает.

Оборудование: предметы групповой комнаты.

Описание: «Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные и т.д.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые (квадратные, треугольные и т.д.) предметы в этой комнате». Затем воспитатель говорит: «Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите 5 предметов круглой (квадратной, треугольной и т.д.) формы, которые вам встретились». Также воспитатель может сказать: «Вспомните, какие круглые (квадратные, треугольные и т.д.) предметы у вас есть дома».





























Развивающие игры, направленные на формирование внимания
«Слушай хлопки»

Цель: развитие внимания.

Игровая задача: по моим хлопкам примите позу.

Игровые правила: кто правильно выполнит все задания, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды воспитателя: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.


«Рыба, птица, зверь»

Цель: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: назови зверя, если на тебе остановилась считалочка.

Игровые правила: кто быстро назовет зверя, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Дети сидят в круге. Воспитатель указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…». Тот игрок, на котором остановилась считалочка, должен быстро назвать в данном случае зверя.


«Запретное слово»

Цель: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: ответь на вопросы.

Игровые правила: при ответе на вопросы нельзя произносить слово «нет».

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Воспитатель задаёт вопросы, ребенок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы:

Ты спишь в ванной?

Снег белый?

Ты умеешь летать?

Ты был на Луне? И так далее.


«Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания и переключаемости.

Игровая задача: посмотри на картинки и найди отличия.

Игровые правила: кто больше всех назовет отличий, тот выигрывает.

Оборудование: карточки с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание: Ребенку предлагаются:

карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия;

серия картинок (по две картинки на каждой карточке); в каждой картинке надо найти пять отличий.

«Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».


«Архитектор»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Игровая задача: посмотри на мое сооружение и повтори его.

Игровые правила: кто правильно построит сооружение, тот и выигрывает.

Оборудование: кубики.

Описание: Воспитатель – архитектор, ребенок – строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить, строитель повторяет задание.


«Танграм»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Игровая задача: выложите по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.

Игровые правила: при составлении фигур необходимо использовать все части, не накладывая одну на другую.

Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.

Описание: Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру. При составлении фигур-силуэтов необходимо использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую».


«Найди одинаковые картинки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: посмотри на рисунок и найди одинаковые картинки.

Игровые правила: кто быстрее всех найдет одинаковые картинки, тот выигрывает.

Оборудование: рисунок с изображением животных, растений, предметов.

Описание: Ребенку предлагают отыскать на рисунке одинаковые картинки: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки животные, растения, предметы. Необходимо найти среди всех … (название того или иного животного, растения, предмета).

«Лабиринты»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Игровая задача: посмотри на картинку и пройди лабиринт.

Игровые правила: кто больше всех пройдет лабиринтов, тот выигрывает.

Оборудование: листы с изображением лабиринтов.

Описание: Ребенку показывают картинку, спрашивают: «Кто нарисова?», «Что она (он, они) делают?». Потом ребенка просят помочь герою и пройти лабиринт.


«Шерлок Холмс»

Цель: развитие наблюдательности.

Игровая задача: посмотри внимательно на Сашу (Катю, Степу и т.д.), отвернись; по моей команде повернись и угадай, что Саша изменил.

Игровые правила: кто больше всех изменений найдет, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.


«Лови – не лови»

Цель: развитие распределения внимания.

Игровая задача: лови светлый мяч.

Игровые правила: если бросающий темный мяч говорит «Лови», ловить нельзя.

Оборудование: светлый и темный мяч.

Описание: Ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются, - светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: «Лови», ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры. В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри. Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями.
























Развивающие игры, направленные на формирование мышления
«Разложи предметы»

Цель: развитие логического мышления, речи.

Игровая задача: сложи игрушки в две коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой.

Игровые правила: кто правильно сложит все игрушки, тот выигрывает.

Оборудование: деревянные и пластмассовые игрушки.

Описание: Воспитатель рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «Эти игрушки надо разложить в две коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В конце игры надо обобщить принцип группировки: «В одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».


«Подбери пару к слову»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Игровая задача: подбери пару к слову.

Игровые правила: кто правильно подберет все пары к словам, тот выигрывает.

Оборудование: мяч.

Описание: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом – в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».


«Что это? Кто это?»

Цель: развитие мышления и речи.

Игровая задача: отгадайте по описанию картинки предметы, фрукты, овощи, животных.

Игровые правила: чья команда отгадает картинки, те и выигрывают.

Оборудование: предметные картинки.

Описание: Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т.д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.


«Угадай-ка: плывет или тонет?»

Цель: развитие логического мышления.

Игровая задача: угадай, какие предметы плавают, а какие тонут?

Игровые правила: кто правильно ответит на все вопросы, тот и выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейка, деревянный и металлический корабли и др. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?


«Летает – не летает»

Цель: развитие операций классификации.

Игровая задача: назови предметы, которые летают и не летают?

Игровые правила: кто больше скажет предметов, которые летают и не летают, тот и выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».


«Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Игровая задача: угадайте по описанию предмет.

Игровые правила: кто правильно угадает все предметы, тот выигрывает.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

Описание: На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.


«Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие внимания и мышления.

Игровая задача: нарисуй и зачеркни фигуры, которые я тебе скажу.

Игровые правила: кто правильно зачеркнет фигуры, тот выигрывает.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш.

Описание: Воспитатель предлагает детям следующие задания:

Нарисуй два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркни третью фигуру;

Нарисуй три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркни вторую фигуру;

Нарисуй один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркни пятую фигуру.


«Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления и речи.

Игровая задача: назови слова противоположного значения.

Игровые правила: кто правильно назовет все слова, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький, веселый – грустный, быстрый – медленный и др.


«Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления и внимания.

Игровая задача: назови слова противоположного значения.

Игровые правила: кто правильно назовет все слова, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т.д.


«Нелепицы»

Цель: развитие речи, мышления и внимания.

Игровая задача: посмотри на рисунки, найди ошибки и объясни свой ответ.

Игровые правила: кто правильно найдет ошибки во всех рисунках, тот выигрывает.

Оборудование: карточки.

Описание: Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.




Развивающие игры, направленные на формирование памяти
«Рассказываем сказку»

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Игровая задача: расскажите сказку.

Игровые правила: необходимо придумывать сказку, не выходя за пределы темы.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание:

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку, а другой продолжает. Каждый произносит 1-2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.


«Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти.

Игровая задача: запомните и повторите слова.

Игровые правила: кто больше всех вспомнит слов, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных слов (тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка). Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.


«Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Игровая задача: ответь на мои вопросы.

Игровые правила: кто ответит на все вопросы, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: «Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?».


«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: посмотри на игрушки, закрой глаза, открой глаза и скажи, какая игрушка отсутствует.

Игровые правила: кто правильно скажет, какая игрушка отсутствует, тот выигрывает.

Оборудование: 6 игрушек.

Описание: Воспитатель ставит перед ребёнком на 15-20 секунд 6 игрушек. Далее ребенку предлагается закрыть глаза. В это время воспитатель убирает одну игрушку. Затем воспитатель говорит ребенку открыть глаза и спрашивает: «Какой игрушки не хватает?».


«Бусы»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: посмотри внимательно на геометрические фигуры, из которых сделаны бусы, а потом нарисуй бусы на листе бумаги.

Игровые правила: кто правильно нарисует бусы, тот выигрывает.

Оборудование: бусы.

Описание: Воспитатель кладет перед ребенком бусы и предлагает ребенку посмотреть на них, определить геометрические фигуры, из которых бусы состоят, их последовательность. После этого воспитатель убирает бусы и просит ребенка их нарисовать на листе бумаги.


«Кто ушел?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: угадай, кто ушел из шеренги.

Игровые правила: кто правильно угадает, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание:

1 вариант: дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей уходит из зала. Водящий должен повернуться и угадать, кого из детей не хватает.

2 вариант: когда кто-то из детей уходит, остальные меняются местами, чтобы запутать водящего.


«Волшебная цифра»

Цель: развитие памяти.

Игровая задача: запомни свою цифру и найди ее на коврике.

Игровые правила: кто правильно и быстро найдет цифру, тот выигрывает.

Оборудование: карточки с цифрами.

Описание: Воспитатель говорит: «Если хорошо знать цифры, то попадете в страну знаний». Для каждого ребенка воспитатель сообщает его волшебную цифру. На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный воспитателем. По сигналу воспитателя участники бегут к ковру и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.


«10 цифр»

Цель: развитие слуховой памяти.

Игровая задача: запомни цифры в том порядке, в котором я их назову. Запомни и повтори их.

Игровые правила: кто правильно повторит порядок названных цифр, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.


«Экран»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: посмотрите на предметы, закройте глаза, затем по моему сигналу откройте глаза и найдите изменения.

Игровые правила: кто правильно найдет изменения, тот выигрывает.

Оборудование: предметы.

Описание: На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети «фотографируют» своим внутренним взглядом эти предметы. «Фотографирование» идет на счет 5. После этого все закрывают глаза и отворачиваются. Воспитатель делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.


«Вспомни пару»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: послушай слова, постарайся их запомнить и назвать второе слово каждой пары.

Игровые правила: кто правильно назовет слова, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Воспитатель зачитывает ребенку ряд слов и предлагает запомнить их попарно. Затем воспитатель читает только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары (кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер).




























Список литературы

Ерохина Е. М. Развитие внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте: ведущий образовательный портал России infourok.ru. 06.11.2018. URL: https://infourok.ru/razvitie-vnimaniya-pamyati-voobrazheniya-v-doshkolnom-vozraste-3354346.html

Прудова Н. В. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста: Интернет журнал для воспитателей и учителей «Планета Детства». 26.05.2014. URL: https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/razvitie-poznavatelnyx-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta-opyt-pedagoga-prudovoj-n-v.html

Сергеева А. В., Федорова С. Н. Игровые упражнения в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. 2020. С. 111-114.

Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. М. : АРКТИ, 2009. 72 с.















Приложения





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нужное пособие, но ссылки не работают!

17 June 2021

Согласна ссылки не работают.

17 June 2021

Ссылки из списка литературы работают, другие (на игры) -нет. И заявленных приложений нет

17 June 2021

Согласна с коллегами!

17 June 2021

Похожие публикации