Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2036»
Сборник советов
по развитию мелкой моторики
«УСПЕХ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
Руководители проекта:
Горячева Наталья Валерьевна, педагог-психолог,
Плешкова Людмила Владимировна, учитель начальных классов,
Орловская Наталья Викторовна, учитель-логопед
Москва, 2019
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Введение
Дети «мыслят руками»: не столько размышляют,
сколько непосредственно действуют. Чем больше разнообразно использует ребёнок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, ярче эмоции и успешнее деятельность. Но просто делать упражнения детям не интересно – надо обратить их в интересные игры
Волшебная книжка для Ваших пальчиков
Мы создали с опорой на зрительные символы буклет-памятку с информацией о видах моторики, о различных способах развития моторики, о важности развития моторики для общей успешности
Содержание
В нашей книге собраны
упражнения для развития мелкой моторики:
ответ на вопрос: «Зачем развивать мелкую моторику?»;
пальчиковая гимнастика;
игры для развития пальцев рук;
прикладные занятия.
Мы сами выполняем эти упражнения и считаем,
что они очень полезны!
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняется сидя или стоя)
1. Имитация игры на пианино. Кисть куполом, пальцы выполняют имитацию игры на пианино
Упражнения для пальчиковой гимнастики
2. Лошадка. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе). «Ходить» четырьмя пальцами, выставив средний палец вперед (голова лошади), который опускать вниз и поднимать (щипать траву)
3. Бегающие человечки - «бегать» вперед- назад указательным и средним пальцами правой и левой руки
3. Бегающие человечки - «бегать» вперед- назад указательным и средним пальцами правой и левой руки
Упражнения для пальчиковой гимнастики
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняется сидя или стоя)
4. Футбол - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняется сидя или стоя)
5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркальные и симметричные рисунки, буквы
Упражнения для пальчиковой гимнастики
6. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняется сидя или стоя)
7. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко
Игры для развития пальцев рук
1. Пазлы. При собирании пазлов активно развивается мелкая моторика. Картинка разрезана на мелкие неровные части, с которыми приходится работать юному исследователю. Вставить часть пазла правильно непросто. Но постепенно к рукам придет точность, ребенок будет подходить к этому занятию осмысленно и сразу ставить деталь правильно
Игры для развития пальцев рук
2. Обводилки, шаблоны, раскраски. Развивают и моторику, и зрительное мышление. Обводить можно различные предметы и фигурки, снаружи и внутри, раскрашивать и штриховать. Важно следить, чтобы линии не выходили за пределы образца или ведущих линий
Игры для развития пальцев рук
3. Использование компьютерных программ. Эти игры помогают развитию зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, скорости реакции и мелкой моторики
Игры для развития пальцев рук
4. Игры с колючими предметами (ковриками – травками, колючими шариками-ежиками и колечками, дорожками). Взаимодействуя с предметами яркой текстуры (предметы острые, но не травмируя нежные пальчики) развивают и моторику, и мышление, и восприятие
Игры для развития пальцев рук
5. Крупный, средний и мелкий конструктор Лего. Можно собирать фантазийные образы или предлагать детям строгие образцы
Игры для развития пальцев рук
6. Пришивание пуговиц. Пуговицы различной формы, размера, конфигурации можно пришивать хаотично или по ранее нарисованному на ткани контуру. Также можно заполнить все внутреннее пространство фигуры разными или одинаковыми пуговками
Игры для развития пальцев рук
7. Перебирание мелких пуговиц, крупы, ракушек. Вспомните сказку про Золушку и придумайте для ребенка подобное задание. Желательно дать четкую инструкцию – что и куда. Ребенок раскладывает в различные мисочки определенные предметы по цвету, форме и т.д.
Прикладная деятельность
Для развития мелкой моторики можно использовать все техники рукоделия, Хенд-мейд и современного искусства. Для ребенка важно получать удовольствие от работы и видеть позитивный практический результат. Предмет, который можно взять в руки, подарить кому-то, порадоваться, что это сделал именно он.
Поделки могут быть как индивидуальными, так и групповыми
Прикладная деятельность
Работа с тестом, пластилином, пластикой. Подобные занятия можно проводить с использованием всех видов современных пластичных материалов. Для малышей лучше брать тесто (настоящее или соленое). С его помощью можно создавать как отдельные изделия, так и барельефы, и имитировать различные текстуры
Прикладная деятельность
Игры с бумагой – очень полезное мероприятие
Ребенку нужно научиться:
мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики;
создать из комков бумажную скульптуру - забавного снеговика, цыпленка, ежика
Прикладная деятельность
распрямлять ладонью и пальцами смятые листы бумаги;
отщипывать мелкие кусочки от целого листа;
скатывать из бумажных полосок «рулончики», «трубочки»
Прикладная деятельность
Поделки из спичечных коробков (моделирование). Коробок напоминает мини-кирпичик, можно смастерить домик, робота, замок, новогоднюю елку, дворец, а также мелких зверьков и машинки
Прикладная деятельность
Создание бумажных открыток в различных техниках к праздникам. Кроме развития моторики, у ребят развиваются волевые и моральные качества, повышается самооценка, ведь сделанную своими руками открытку так приятно подарить близкому человеку.
Эти виды деятельности требуют точности и согласованности движений кистей рук, а значит, развивают мелкую моторику
Ваш успех на кончиках пальцев!
Выводы: ученики начальной школы, которые хотят развить у себя мелкую моторику, должны познакомиться с нашими рекомендациями, выучить эти упражнения и регулярно выполнять их.
Будут развиваться не только мелкая моторика, но и другие важные процессы: речь, память, внимание, мышление.
Повысится успешность, ребята морально смогут лучше себя чувствовать и с энтузиазмом браться за новые интересные и сложные дела, не только в школе, но и в повседневной жизни!
Развитие мелкой моторики ведет к успеху!
Литература
1. 30 уроков развития мелкой моторики руки; Современная школа, Кузьма - М., 2012. - 32 c.
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Большая книга подготовки к школе для детей 6-7 лет. Математика, логика, речь, мелкая моторика руки; Академия развития - М., 2013. - 240 c.
3. Гришечкина, Н.В.; Козюлина, В.А.; Матюшкина, О.П. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений; Ярославль: Академия развития - М., 2014. - 192 c.
4. Жукова Н. С. Уроки чистописания и грамотности. Обучающие прописи; Эксмо - М., 2014. - 120 c.
5. Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков; Генезис - М., 2012. - 70 c.
pps1602
Горячева Наталья Валерьевна
Нина Ивановна
Горячева Наталья Валерьевна
gorjacheva
Горячева Наталья Валерьевна
Плешкова Людмила Владимировна
Горячева Наталья Валерьевна
Фоменко Лилия Николаевна
Горячева Наталья Валерьевна
Орловская Наталья
Горячева Наталья Валерьевна
Бирюкова Ольга Анатольевна
Горячева Наталья Валерьевна
Чернышева Нина Геннадьевна
Горячева Наталья Валерьевна
Сальникова Вероника Валентиновна
Горячева Наталья Валерьевна
Архипова Юлия Леонидовна
Горячева Наталья Валерьевна