Ум на кончиках пальцев. Мастер – класс для специалистов и родителей Учитель- дефектолог Павленко В.И.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки — она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.
Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу.
Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она так и оставалась связанной с жестикуляторной речью: эта связь дает о себе знать и у современного человека. «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга.. Функции кисти уникальны и универсальны. Она — основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку.
Как же выглядит взаимосвязь руки и речи с точки зрения современной науки? Рассмотрим, в общих чертах, как устроен человеческий мозг. Мы видим, что функции полушарий не симметричны. Левое полушарие отвечает за правую половину тела, а правое –за левую. Именно левое полушарие отвечает за речь и письмо. Именно левое полушарие формирует логику, как основу интеллекта. Зона Брока отвечает за воспроизведение речи и письма. Зона Вернике отвечает за понимание речи, чтение и счет.
Зона кисти руки занимает в мозге треть всей двигательной зоны тела Зона кисти руки вплотную примыкает к речевой зоне Брока и области письма Это дает основания рассматривать кисть руки, как часть органа речи Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. В своем речевом развитии, ребенок проходит все стадии коммуникации человечества. Сначала развиваются тонкие движения рук, затем появляется артикуляция звуков; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Зона Брока и зона Вернике, хоть и находятся в разных долях мозга, связаны, так называемым, крючковидным пучком, обеспечивающим взаимодействие и взаимовлияние. При этом, зона Вернике обладает ведущей ролью, так как фактически является центром анализа информации
Если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия со специалистами, так и занятия на развитие двигательных способностей рук. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и восприятие информации Наши предки не обладали современными знаниями о мозге. Но руководствовались многолетними наблюдениями и делали правильные выводы. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. А всевозможные занятия с горохом, фасолью, пуговицами – прекрасные способы развития мелкой моторики. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций — это три. И запомните простую и очень важную истину: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский
Скажи мне - и я забуду, Покажи мне - и, может быть, я запомню, Вовлеки меня – и тогда я постигну. (Конфуций) Истории на пальчиках Эмоции на палочках Дети, хорошо различают четыре основных чувства: счастье, грусть, злость и удивление. Сделайте эти эмоции в виде примитивных мордашек-смайликов разыграйте сценку. Изготовьте красочные фигурки из картона, придумав сюжет. Дети обожают визуализацию. Фетровая цепочка поможет ребенку выучить цвета, освоить навык застегивания пуговиц и понять, как полоски превращаются в колечки, а из звеньев складывается цепь. Игры с бумагой и фетром
Возьмите яркий контрастный поднос. Тонким слоем рассыпьте по нему мелкую крупу или песок. Проведите пальчиком ребенка по крупе - получится линия. Позвольте малышу самому "нарисовать" на крупе все, что захочется. После этого приступите к рисованию узоров, предложенных ниже. На первом этапе может понадобиться ваша помощь, которая заключается в манипулировании рукой ребенка. В дальнейшем, малыш справится с заданием самостоятельно. Игры с песком Игры с крупами Интересная игра с бесконечным количеством вариантов. Вначале показывайте на своей руке. Затем используйте картинки. Дайте место фантазии ребенка. Чередуйте руки ребенка. Игры с резинками
Развивающая доска с замочками впервые была предложена Марией Монтессори — не только как способ занять малыша, но и как пособие по развитию важных бытовых навыков, воображения и интеллекта. Развивающие доски Вы можете, как приобрести готовые доски, так и сделать их самостоятельно. Простор для фантазии здесь ничем не ограничен.
Рассмотрите вместе с малышом картинки, выложенные из спичек. Обсудите, на что они похожи. После этого приступайте к выкладыванию рисунков по образцам. Если ребенок хорошо справляется с заданием, попросите его выложить рисунки из спичек по памяти. Вы можете придумать свои узоры из спичек. Игры со спичками Игры со скрепками развивают, быстроту мышления, воспитывают терпение и усидчивость. Игра "Веселое солнышко" Наше солнышко потеряло свои лучики. Какого цвета лучи у солнышка? Давайте поможем солнышку снова ярко засветить. Игра "Поможем ежику" Загадка: "Не портной, а всю жизнь ходит с иголками" Кто это? Поможем нашему портному Ежику собрать свои иголки. Игра"Собери цепочку" 1 вариант игры. Собрать цепочку по образцу. 2 вариант игры. Кто соберет быстрей? Игры со скрепками
мозаика лепка рисование карандашами кисточками пальчиками стопами Сочетание лепки мозаики и рисования
Калягина Ирина Владимировна
Кузнецова Виктория Владимировна
Павленко Венера