Сборник учебно-методических материалов «Организация проектной деятельности на уроках русского языка в начальных классах»

4
0
Материал опубликован 4 May 2020

Разработано:

Валова Надежда Владимировна (МБОУ ООШ № 9 г. Канска)


Темы учебных проектов, которые возможно включить в программу по русскому языку 3 класса

(УМК «Школа России»)

Тема проекта

Цель, задачи проекта

Результат проектной деятельности

Раздел ««Язык и речь»

«Язык и речь – одно и то же?»

Выявить отличие речи от языка

Устное или письменное сообщение по теме

Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание»

«Кто здесь главный?»

Обобщить знания о главных членах предложения, разработать групповой проект «Главные члены предложения»

Информационный продукт плакат

«Дружба слов»

Выяснить различия словосочетания и предложения, определять роль словосочетания

Информационный продукт паспорт словосочетания

Раздел «Состав слова»

«Из чего состоят слова?»

Обобщение и систематизация знаний о частях слова, создание учебного плаката о частях слова

Информационный продукт – плакат

«Где прячутся ошибки?»

Определять орфограммы при анализе морфем в слове

Информационный продукт – плакат «Я знаю орфограммы»

Разделы «Имя существительное, «Имя прилагательное, «Местоимение», «Глагол»

«Служба частям речи»

Углубить знания о служебных частях речи (предлог, союз, частица)


«Числительные в поговорках»

Выявить особенность употребления числительных в поговорках

Сборник поговорок и пословиц, в которых употребляются числительные

«Всё, что существует»

Обобщить знания о существительном, развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Устные сообщения «Имена существительные – предметы, которые нас окружают», «Имена существительные – явления природы», «Имена существительные – представитель экосистем»

«Удивительный мир прилагательных»

Обобщить знания об имени прилагательном и его грамматических признаках

Информационный продукт паспорт прилагательного

«Вместо имени»

Обобщить знания по теме «Местоимения»

Таблицы «Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3лица»

«Такой важный глагол»

Обобщить знания по теме «Глагол»

Информационный продукт – «Портрет Царя Глагола»





Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с использованием проектной деятельности

Предмет

Русский язык

УМК

«Школа России»

Класс

3

Тема урока

Из чего состоят слова?

Тип урока

Урок-проект

Цели урока

Создать условия для обобщения и систематизации знаний о частях слова, формировать способности учащихся к творческому способу действия

Планируемые результаты (для выпускника)

Определяет части слова, находит корень, окончание, суффикс, приставку в словах

Планируемые результаты урока

Создаст учебный плакат о части слова, представит готовый продукт

Предметно-развивающая среда

Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, 1 часть

Толковый словарь, цветные карандаши, ватман

Основные термины и понятия

Состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, проект





Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование предметных и УДД

Мотивационный этап

Создает мотивацию у обучающихся на деятельность. Приветствует обучающихся.

- Я хочу начать наш урок словами великого мыслителя прошлого Жан-Жака Руссо, которые он посвятил своим ученикам. А я хочу посвятить их вам: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если постоянно будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

Обучающиеся сразу разделены на проектные группы.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.


Л.: самоопределение

Предпроектный этап. Самоопределение к деятельности

Организует подводящий к теме диалог.

- А вы никогда не задумывались о том, что всё на свете состоит из чего-то? Лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы – из более мелких частиц.

- Можете привести свои примеры?


- Ребята, а кто-то из вас в детстве разбирал игрушки на части?

- Зачем вы это делали?


- А можно ли разобрать на части слова?


- А какие части слова вы знаете?

Мы заканчиваем изучение раздела «Состав слова». Как вы думаете, почему мы сегодня снова говорим о частях слова?

-Что делают исследователи, чтобы знания, собранные ими не забылись и не потерялись?

Помогает определить результат проекта (продукт).

- А как мы можем обобщить и зафиксировать все наши знания, которые были получены при изучении раздела «Состав слова»?

Какой продукт создадим? Где его сможем применить?

- Предлагаю вам побыть сегодня в роли разработчиков проектов, поработать в группах и создать плакат о какой-либо части слова.

- Сформулируйте тему нашего мини-проекта.

- Какую цель поставим перед собой?







Дают ответы:

- Автомобиль состоит из разных деталей.

- Компьютер состоит из монитора, системного блока, клавиатуры.

Поднимают руку, отвечают.

Отвечают.

- Интересно было узнать, из чего они состоят.

- Да, можно выделить буквы, слоги, звуки, части слова.

- Приставку, корень, окончание, суффикс, основу.


- Чтобы закрепить знания.



- Они их записывают, зарисовывают.





- Можно оформить в виде плакатов.

- Будем использовать для повторения. Ими сможем пользоваться не только мы, но и ученики других классов.





- «Из чего состоят слова?»

Совместно с учителем формулируют цели.

1) Обобщить всё, что уже знаем о частях слова.

2) Применить свои знания при создании плаката.

П.: осознанно строит речевое высказывания в устной форме.

Р.: прогнозирует, принимает и сохраняет учебную задачу.

Планирует деятельность на уроке.

В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи.

К.: владеет диалогической формой коммуникации.

Повторение и систематизация знаний

Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

Прочитайте стихотворение на доске:

Проплясали по снегам

Снежные метель.

У заснеженной река

Воробьи сидела.

Что заметили?

Что сделать, чтобы получилось настоящее стихотворение?

В каких словах?

Что мы знаем об окончании.

Обобщите изученный материал.



Найдите однокоренные слова. Докажите.

Выделите корень. Что заметили?

Обобщим знания о корне.

Что вы знаете о корне?



Какое слово среди однокоренных состоит только из корня и окончания?

Какие слова состоят не только из корня и окончания?

Как образовалось слово «снежные»?

Что вы знаете о суффиксе?


-Из каких частей состоит слово «заснеженной».

Обобщите знания о приставке.

Читают стихотворение.



Отвечают на вопросы полным и развернутым ответом:



-Нет связи некоторых слов в предложении.

- Изменить окончания.

Дети изменяют окончания и читают правильный текст.

Вспоминают и обобщают учебный материал.

- Окончание – изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении. Не образует новых слов. Может быть нулевым.

Называют однокоренные слова.

- Одинаковые по значению, и по написанию.

- Чередование согласных.

- Корень – это главная часть родственных слов, в которой заключено их главное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.

Называют слова.




- С помощью суффикса.

- Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

- Состоит из корня, приставки, суффикса и окончания.

- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Пр.: определяет в слове его части (приставку, корень, окончание, суффикс).

П.: осознанно строит речевое высказывания в устной форме.

Л.: проводит анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, приводит доказательство.

Р.: принимает учебную задачу и следует ей в познавательной деятельности.

Осуществляет контроль, коррекцию.

К.: взаимодействует с учителем и одноклассниками во время работы, формулирует несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

Применение знаний и умений в новой ситуации. Решение проектной задачи

Координирует работу обучающихся по составлению плана деятельности.

- Прежде чем приступить к выполнению проекта, необходимо составить план.

- По какому плану будем работать?

- Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта?

Организует работу в группах.

- Как надо работать в группе?

У каждой группы есть необходимый материал и инструкция по выполнению задания. Ознакомьтесь с инструкцией и приступайте к работе. При оформлении работы можете проявить свое творчество и фантазию.

Консультирует, наблюдает за работой групп, за включением в работу всех членов группы.

На столах бумага формата А3, карандаши, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

1. Найти определение данной части слова.

2. Изобразить условное обозначение части речи.

3. Составить алгоритм нахождения этой части в слове.

4. Привести примеры слов с этой частью.

5. Оформить всё это в виде плаката и защитить его.

Дают свои ответы.

Повторяют правила работы в группе.

Обучающиеся, обсуждая в группе, вырабатывают план действий.

Обобщают знания по части речи.

Самостоятельно создают продукт проектной деятельности: Группа 1 – «Корень», группа 2 – «Основа», группа 3 – «Окончание», группа 4 – «Приставка», группа 5 – «Суффикс».

Пр.: формулирует определение части слова, записывает условное обозначение.

П.: решает проблемы творческого характера.

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Р.: проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К.: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности.

Владеет диалогической формой коммуникации.

Л.: имеет устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам действий.

Представление результатов работы

- Кто справился с проектом?

- Кто готов защитить свой проект?

План:

1) Представиться (авторы работы);

2) Защита работы.

3) Определить, где можно использовать готовый продукт.

Слушает, как обучающиеся презентуют свою работу, задает уточняющие вопросы.

Каждая группа представляет свой продукт по плану.


Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников.


Р.: адекватно оценивает продукт проектной деятельности.

К.: ведет монолог и диалог.

Л.: уважительно относится к результату труда одноклассников.

П.: осознанное строит речевое высказывание в устной форме.

Рефлексивно-оценочный этап

-Подводим итог работы на уроке.

Организует беседу по вопросам:

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Как вы оцениваете свою работу в группе?

Акцентирует внимание на конечном продукте:

-Мы убедились, что к любому делу можно подойти творчески.

- А где вам могут пригодиться эти знания?

Отвечают на вопросы, дают оценку своей работе.

- Делали проект.

-Защищали проект.

-Оценивали проект.

Оценивают личный вклад в совместную деятельность.

Отвечают:

-Эти знания помогут нам быть грамотными.

- Зная части слова, мы сможем образовывать новые слова.

Р.: адекватно оценивает свою и чужую деятельность на уроке.

К.: владеет диалогической формой коммуникации.


Домашнее задание

- Дома можете украсить плакат иллюстрациями, добавить что-то интересное про части слова, сочинить стихи. Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации