Сборник учебно-методических материалов «Организация проектной деятельности на уроках русского языка в начальных классах»
Разработано:
Валова Надежда Владимировна (МБОУ ООШ № 9 г. Канска)
Темы учебных проектов, которые возможно включить в программу по русскому языку 3 класса
(УМК «Школа России»)
Тема проекта | Цель, задачи проекта | Результат проектной деятельности |
Раздел ««Язык и речь» | ||
«Язык и речь – одно и то же?» | Выявить отличие речи от языка | Устное или письменное сообщение по теме |
Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание» | ||
«Кто здесь главный?» | Обобщить знания о главных членах предложения, разработать групповой проект «Главные члены предложения» | Информационный продукт – плакат |
«Дружба слов» | Выяснить различия словосочетания и предложения, определять роль словосочетания | Информационный продукт – паспорт словосочетания |
Раздел «Состав слова» | ||
«Из чего состоят слова?» | Обобщение и систематизация знаний о частях слова, создание учебного плаката о частях слова | Информационный продукт – плакат |
«Где прячутся ошибки?» | Определять орфограммы при анализе морфем в слове | Информационный продукт – плакат «Я знаю орфограммы» |
Разделы «Имя существительное, «Имя прилагательное, «Местоимение», «Глагол» | ||
«Служба частям речи» | Углубить знания о служебных частях речи (предлог, союз, частица) | |
«Числительные в поговорках» | Выявить особенность употребления числительных в поговорках | Сборник поговорок и пословиц, в которых употребляются числительные |
«Всё, что существует» | Обобщить знания о существительном, развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные | Устные сообщения «Имена существительные – предметы, которые нас окружают», «Имена существительные – явления природы», «Имена существительные – представитель экосистем» |
«Удивительный мир прилагательных» | Обобщить знания об имени прилагательном и его грамматических признаках | Информационный продукт – паспорт прилагательного |
«Вместо имени» | Обобщить знания по теме «Местоимения» | Таблицы «Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3лица» |
«Такой важный глагол» | Обобщить знания по теме «Глагол» | Информационный продукт – «Портрет Царя Глагола» |
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с использованием проектной деятельности
Предмет | Русский язык |
УМК | «Школа России» |
Класс | 3 |
Тема урока | Из чего состоят слова? |
Тип урока | Урок-проект |
Цели урока | Создать условия для обобщения и систематизации знаний о частях слова, формировать способности учащихся к творческому способу действия |
Планируемые результаты (для выпускника) | Определяет части слова, находит корень, окончание, суффикс, приставку в словах |
Планируемые результаты урока | Создаст учебный плакат о части слова, представит готовый продукт |
Предметно-развивающая среда | Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, 1 часть Толковый словарь, цветные карандаши, ватман |
Основные термины и понятия | Состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, проект |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование предметных и УДД |
Мотивационный этап | ||
Создает мотивацию у обучающихся на деятельность. Приветствует обучающихся. - Я хочу начать наш урок словами великого мыслителя прошлого Жан-Жака Руссо, которые он посвятил своим ученикам. А я хочу посвятить их вам: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если постоянно будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» | Обучающиеся сразу разделены на проектные группы. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Л.: самоопределение |
Предпроектный этап. Самоопределение к деятельности | ||
Организует подводящий к теме диалог. - А вы никогда не задумывались о том, что всё на свете состоит из чего-то? Лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы – из более мелких частиц. - Можете привести свои примеры? - Ребята, а кто-то из вас в детстве разбирал игрушки на части? - Зачем вы это делали? - А можно ли разобрать на части слова? - А какие части слова вы знаете? Мы заканчиваем изучение раздела «Состав слова». Как вы думаете, почему мы сегодня снова говорим о частях слова? -Что делают исследователи, чтобы знания, собранные ими не забылись и не потерялись? Помогает определить результат проекта (продукт). - А как мы можем обобщить и зафиксировать все наши знания, которые были получены при изучении раздела «Состав слова»? Какой продукт создадим? Где его сможем применить? - Предлагаю вам побыть сегодня в роли разработчиков проектов, поработать в группах и создать плакат о какой-либо части слова. - Сформулируйте тему нашего мини-проекта. - Какую цель поставим перед собой? | Дают ответы: - Автомобиль состоит из разных деталей. - Компьютер состоит из монитора, системного блока, клавиатуры. Поднимают руку, отвечают. Отвечают. - Интересно было узнать, из чего они состоят. - Да, можно выделить буквы, слоги, звуки, части слова. - Приставку, корень, окончание, суффикс, основу. - Чтобы закрепить знания. - Они их записывают, зарисовывают. - Можно оформить в виде плакатов. - Будем использовать для повторения. Ими сможем пользоваться не только мы, но и ученики других классов. - «Из чего состоят слова?» Совместно с учителем формулируют цели. 1) Обобщить всё, что уже знаем о частях слова. 2) Применить свои знания при создании плаката. | П.: осознанно строит речевое высказывания в устной форме. Р.: прогнозирует, принимает и сохраняет учебную задачу. Планирует деятельность на уроке. В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи. К.: владеет диалогической формой коммуникации. |
Повторение и систематизация знаний | ||
Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог. Прочитайте стихотворение на доске: Проплясали по снегам Снежные метель. У заснеженной река Воробьи сидела. Что заметили? Что сделать, чтобы получилось настоящее стихотворение? В каких словах? Что мы знаем об окончании. Обобщите изученный материал. Найдите однокоренные слова. Докажите. Выделите корень. Что заметили? Обобщим знания о корне. Что вы знаете о корне? Какое слово среди однокоренных состоит только из корня и окончания? Какие слова состоят не только из корня и окончания? Как образовалось слово «снежные»? Что вы знаете о суффиксе? -Из каких частей состоит слово «заснеженной». Обобщите знания о приставке. | Читают стихотворение. Отвечают на вопросы полным и развернутым ответом: -Нет связи некоторых слов в предложении. - Изменить окончания. Дети изменяют окончания и читают правильный текст. Вспоминают и обобщают учебный материал. - Окончание – изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении. Не образует новых слов. Может быть нулевым. Называют однокоренные слова. - Одинаковые по значению, и по написанию. - Чередование согласных. - Корень – это главная часть родственных слов, в которой заключено их главное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково. Называют слова. - С помощью суффикса. - Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. - Состоит из корня, приставки, суффикса и окончания. - Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов | Пр.: определяет в слове его части (приставку, корень, окончание, суффикс). П.: осознанно строит речевое высказывания в устной форме. Л.: проводит анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, приводит доказательство. Р.: принимает учебную задачу и следует ей в познавательной деятельности. Осуществляет контроль, коррекцию. К.: взаимодействует с учителем и одноклассниками во время работы, формулирует несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. |
Применение знаний и умений в новой ситуации. Решение проектной задачи | ||
Координирует работу обучающихся по составлению плана деятельности. - Прежде чем приступить к выполнению проекта, необходимо составить план. - По какому плану будем работать? - Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта? Организует работу в группах. - Как надо работать в группе? У каждой группы есть необходимый материал и инструкция по выполнению задания. Ознакомьтесь с инструкцией и приступайте к работе. При оформлении работы можете проявить свое творчество и фантазию. Консультирует, наблюдает за работой групп, за включением в работу всех членов группы. | На столах бумага формата А3, карандаши, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова. 1. Найти определение данной части слова. 2. Изобразить условное обозначение части речи. 3. Составить алгоритм нахождения этой части в слове. 4. Привести примеры слов с этой частью. 5. Оформить всё это в виде плаката и защитить его. Дают свои ответы. Повторяют правила работы в группе. Обучающиеся, обсуждая в группе, вырабатывают план действий. Обобщают знания по части речи. Самостоятельно создают продукт проектной деятельности: Группа 1 – «Корень», группа 2 – «Основа», группа 3 – «Окончание», группа 4 – «Приставка», группа 5 – «Суффикс». | Пр.: формулирует определение части слова, записывает условное обозначение. П.: решает проблемы творческого характера. Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Р.: проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей. К.: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности. Владеет диалогической формой коммуникации. Л.: имеет устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам действий. |
Представление результатов работы | ||
- Кто справился с проектом? - Кто готов защитить свой проект? План: 1) Представиться (авторы работы); 2) Защита работы. 3) Определить, где можно использовать готовый продукт. Слушает, как обучающиеся презентуют свою работу, задает уточняющие вопросы. | Каждая группа представляет свой продукт по плану. Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников. | Р.: адекватно оценивает продукт проектной деятельности. К.: ведет монолог и диалог. Л.: уважительно относится к результату труда одноклассников. П.: осознанное строит речевое высказывание в устной форме. |
Рефлексивно-оценочный этап | ||
-Подводим итог работы на уроке. Организует беседу по вопросам: - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Как вы оцениваете свою работу в группе? Акцентирует внимание на конечном продукте: -Мы убедились, что к любому делу можно подойти творчески. - А где вам могут пригодиться эти знания? | Отвечают на вопросы, дают оценку своей работе. - Делали проект. -Защищали проект. -Оценивали проект. Оценивают личный вклад в совместную деятельность. Отвечают: -Эти знания помогут нам быть грамотными. - Зная части слова, мы сможем образовывать новые слова. | Р.: адекватно оценивает свою и чужую деятельность на уроке. К.: владеет диалогической формой коммуникации. |
Домашнее задание | ||
- Дома можете украсить плакат иллюстрациями, добавить что-то интересное про части слова, сочинить стихи. Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |