Выступление «Организация учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе»
Пояснительная записка к презентации
МБОУ «Пригородная СОШ»
«Организация учебной деятельности учащихся
на основе системно – деятельностного подхода
на уроках русского языка в начальной школе»
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1456414104.ppt (выступление на...арта 2014г.ppt)
Вступление
Организация учебной деятельности учащихся на основе системно – деятельностного подхода – это одна из образовательных задач программы начального общего образования Федерального Государственного Образовательного Стандарта. На достижение данной задачи ориентирован весь методический аппарат УМК «Школа России», в том числе и учебники Канакиной Валентины Павловны «Русский язык» для 1, 2, 3, 4 классов.
В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться, основу которого составляют познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные УУД.
Тематические разделы учебников завершаются рубрикой «Наши проекты», содержание которых выстроено так, что способствует организации проектной деятельности как на уроке, так и во внеурочное время. При работе над учебными проектами решаются проблемы поискового и творческого характера. Выполняя задания рубрики «Наши проекты» учащиеся приобретают первичные навыки работы с информацией: учатся осуществлять её поиск в различных источниках (в книгах, журналах, в сети Интернет, в беседах со взрослыми), выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать её, преобразовывать и представлять в определённом виде (в виде таблиц, схем, рисунков, аппликаций, в виде текстов для стенгазет, книг, написанных от руки и набранных с помощью клавиатуры компьютера). Содержание заданий рубрики «Наши проекты» способствует организации контрольно – оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Выполнение проектов в парах и группах помогают преодолению неуспешности отдельных учеников, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует пониманию собственного результата. Участвуя в презентациях проектов, ученик оценивает свои знания и умения, свои мысли и результаты, осознаёт, чему он научился, а чему ему ещё придётся научиться.
Организация проектной деятельности
Рассмотрим организацию проектной деятельности учащихся начальных классов на примере урока русского языка в 3-а классе по теме «Имена прилагательные в загадках».
Класс |
3 |
Предмет |
Русский язык |
Тема урока: |
Проект «Имена прилагательные в загадках» |
Раздел |
Части речи. Имя прилагательное. |
Цель проекта: |
развитие умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное; развитие творческих способностей и языковых возможностей обучающихся; развитие умения представлять свой проект |
Характеристика деятельности учителя |
Наблюдение за деятельностью групп и направление работы учащихся. |
Характеристика деятельности учащихся |
Наблюдение над именами прилагательными в загадках. Подбор своих загадок с именами прилагательными. Участие в конкурсе загадок. |
Планируемые результаты: |
Предметные: Отличать загадки от других жанров русского народного творчества, подбирать и сочинять свои загадки с именами прилагательными. Учить согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. Проводить устный морфологический разбор имён прилагательных (определять грамматические признаки имён прилагательных) по плану. Метапредметные результаты: Овладение способностью понимать и принимать учебную задачу, решать её совместно со сверстниками в группе. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в совместной деятельности Использование различных способов поиска информации. Формирование умения составлять связное монологическое высказывание по плану. Личностные результаты: Развитие интереса к познанию русского языка и языковой деятельности. Формировать мотивацию к творческому труду. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Развитие умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, проявлять уважительное отношение к иному мнению. Развитие умения выявлять причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
Тип проекта: |
поисково-творческий, межпредметный (русский язык и литературное чтение), групповой, краткосрочный. |
Продукт проекта: |
Иллюстрированные страницы с загадками, в текстах которых есть имена прилагательные |
Межпредметные связи: |
Литературное чтение. Особенности загадок. |
Ресурсы проекта: |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2, - М.: Просвещение, 2012 Сборники загадок Интернет Фантики от конфет «Конфеты детям» |
Ход урока
Организационный этап Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне |
Слайд № 9 |
Актуализация знаний Цель: повторение изученного на уроках литературного чтения материала о загадках с помощью заданий учебника русского языка, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Слайд № 10 |
Постановка учебной задачи Цель: осознание того, что в ходе совместной деятельности в группе должен получиться продукт «Иллюстрированная страница с загадками, в текстах которых есть имена прилагательные» |
Слайд № 11 |
Поисково – творческая деятельность Цели: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в совместной деятельности (метапредметные результаты); Формирование умения составлять связное монологическое высказывание по плану. Отличать загадки от других жанров русского народного творчества, подбирать и сочинять свои загадки с именами прилагательными, определять грамматические признаки имён прилагательных по плану (предметные результаты); Формировать мотивацию к творческому труду, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, проявлять уважительное отношение к иному мнению (личностные результаты). Этапы поисково-творческой деятельности в группах: Распределение работы внутри группы Работа над созданием странички загадок в группах (поиск загадок с прилагательными, выполнение рисунков – отгадок, нахождение имён прилагательных и определение их грамматических признаков (рода и числа), оформление странички загадок) Подготовка выступления группы по плану |
Слайды №№ 12-14 |
V. Защита проекта (выступления групп) Цель: Формирование умения составлять связное монологическое высказывание по плану, проводить устный морфологический разбор имён прилагательных по плану. |
Слайд № 15 |
Конкурс загадок Цель: выявить лучший продукт проекта, формировать умение оценивать продукт в соответствии с темой и учебной задачей. |
Слайд № 16 |
VII. Рефлексия деятельности Цель: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в совместной деятельности, формировать умение формулировать самооценку своей деятельности и всей группы |
Слайд № 17 |
Результаты проектной деятельности по теме «Имена прилагательные в загадках»
Предметные результаты
(Устный морфологический разбор имён прилагательных (определять грамматические признаки имён прилагательных) по плану).
Грамматические признаки имён прилагательных (род, число) определены верно) – 5 групп.
Метапредметные результаты
(Овладение способностью понимать и принимать учебную задачу, решать её совместно со сверстниками в группе).
Справились с поставленной задачей полностью (загадки подобраны с именами прилагательными, грамматические признаки имён прилагательных (род, число) определены верно) – 3 группы.
Справились с поставленной задачей на половину (не во всех подобранных загадках есть имена прилагательные, грамматические признаки имён прилагательных (род, число) определены верно) – 1 группа.
Не справились с поставленной задачей (все загадки подобраны без имён прилагательных) – 1 группа
Коммуникативные навыки
Хороший уровень – 3 группы
Средний уровень – 1 группа
Низкий уровень – 1 группа
Проблемы:
Для решения проектных задач (мини-проектов) не хватает 45 мин.
Контингент учащихся:
Хороший уровень развития – 9 чел. 35% (из них высокий уровень развития – 4 чел. 15%)
Средний уровень развития – 6 чел. 23%
Низкий уровень развития – 11 чел. 42%