Методическая разработка «Сборник заданий по функциональной грамотности»
Сборник заданий по функциональной грамотности
Автор: Быстрова Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ………………………………………………………………….5
Задания по формированию читательской грамотности………………….5
Задания по формированию естественнонаучной грамотности………...10
Задания по формированию цифровой грамотности…………………….14
Задания по развитию креативного мышления…………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию функциональной грамотности учащихся, что связано с потребностями общества и требованиями к личной эффективности в условиях динамично меняющегося мира.
1. Раннее развитие навыков: Начальная школа является критическим этапом в формировании основ жизнедеятельности ребенка. Задания, предложенные в сборнике, способствуют раннему развитию у детей необходимых знаний и навыков, которые помогут им уверенно ориентироваться в окружающем мире и принимать адаптивные решения.
2. Интеграция учебных предметов: Сборник предлагает интегрированный подход к обучению, что соответствует современным требованиям к межпредметным связям. Предложенные задания способствуют синтезу знаний из различных областей, что повышает интерес учащихся и делает обучение более осмысленным.
3. Активация учебного процесса: Комплекс заданий нацеливает на активное участие обучающихся в образовательном процессе, расширение их креативного и критического мышления. Это важно для развития умений анализировать, обобщать и применять знания на практике.
4. Подготовка к жизни в цифровую эпоху: В условиях быстрого развития цифровых технологий и информационного пространства важно развивать у детей цифровую грамотность — умение безопасно и эффективно использовать технологии для решения различных задач. Задания из сборника нацелены на формирование таких навыков.
5. Потребности современного общества: Функциональная грамотность становится важным фактором успеха не только в учебе, но и в будущем профессиональном развитии обучающихся. Умение читать, понимать и анализировать информацию, работать с финансовыми документами и использовать цифровые технологии становится неотъемлемой частью жизни.
В итоге, актуальность сборника заключается в его способности адаптировать образовательный процесс к современным требованиям, обеспечивая комплексный подход к формированию жизненно необходимых навыков у младших школьников. Это, в свою очередь, способствует успешной социализации, обучению и подготовке детей к будущей жизни.
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Задания по формированию читательской грамотности
В международных исследованиях читательская грамотность определяется как способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Задание по формированию читательской грамотности для 1-2 класса
Цель: Формирование навыков понимания прочитанного текста, развитие способности пересказывать и анализировать информацию, а также эмоциональное восприятие литературного содержания.
Капелька и Солнечный Луч
В ясный весенний день на лужайке жила маленькая капелька. Она радостно прыгала по траве и искала лучик солнца.
— Где же ты, Солнечный Луч? — спрашивала капелька. — Я хочу с тобой поиграть!
Солнечный Луч проходил мимо и ответил:
— Я здесь, капелька! Давай играть вместе!
Капелька прыгнула и начала весело плясать под солнечными лучами. Они играли в прятки, катались по цветам и нежно светили друг другу.
— Как здорово быть с тобой, — сказала капелька. — Ты делаешь меня такой яркой и веселой!
— А ты меня радуешь своей искристостью, — ответил Солнечный Луч. — Вместе нам веселее!
Так прошел день. Капелька и Солнечный Луч поняли, что дружба делает жизнь ярче и веселее.
Задания:
1. Ответы на вопросы:
- Как звали капельку?
- Что она искала?
- Какой веселой игрой они развлекались?
2. Пересказ:
- Перескажите, что происходило в рассказе. Укажите, как капелька и Солнечный Луч проводили время вместе.
3. Рисунок:
- Нарисуйте, как капелька и Солнечный Луч играют на лужайке. Используйте яркие цвета, чтобы показать веселье и радость.
4. Обсуждение:
- Как вы думаете, почему дружба важна? Приведите пример из вашей жизни, когда у вас была радостная дружба с кем-то.
Задание по формированию читательской грамотности для 3 класса
Цель: Развивать навыки анализа и понимания прочитанного текста, учить учащихся делать выводы и обобщения, а также осваивать практические навыки.
Секреты Мудрой Совы
В густом лесу, среди высоких деревьев, жила мудрая сова по имени София. Она знала много тайн леса и всегда помогала другим животным. Однажды к ней пришёл зайчонок по имени Кеша, который сильно волновался.
— София, подскажи мне, как быть! — сказал Кеша. — Я заблудился во время игры и не знаю, как вернуться домой.
София внимательно выслушала зайчонка и предложила:
— Не переживай, Кеша. В такие моменты важно помнить несколько правил: следи за солнцем, оно всегда показывает путь на запад. Также прислушивайся к звукам леса: если ты услышишь шум воды, двигайся в его сторону.
Кеша записал советы совы и побежал искать дорогу домой. Он вспоминал, что София научила его, и вскоре нашёл знакомый куст, который стоял у его дома. Счастливый, он вернулся и поблагодарил мудрую сову.
— Спасибо, София! Теперь я знаю, как не потеряться! — сказал Кеша.
— Помни, доверяй своим знаниям и всегда слушай мудрых друзей, — ответила сова с улыбкой.
Задания:
1. Вопросы на понимание:
- Как звали сову?
- Какую проблему рассказал Кеша сове?
- Какие советы дала София зайчонку?
2. Пересказ:
- Перескажите кратко, как Кеша нашёл дорогу домой. Какие советы он использовал?
3. Картирование:
- Нарисуйте карту леса, используя ключевые элементы из рассказа (например, дом Кеши, место встречи с совой, куст, который он узнал).
4. Практическое задание:
- Придумайте и запишите три совета, которые вы бы дали другу, если бы он заблудился в вашем городе. Объясните, почему эти советы важны.
Задание по формированию читательской грамотности для 4 класса
Цель: Развивать навыки критического мышления и анализ текстов, укреплять способность пересказывать и делать выводы. Формировать понимание значимости информации и уроков, которые мы можем извлечь из прочитанного.
Тайна старой книги
В небольшой деревне, на чердаке старого дома, жил-был мальчик по имени Вася. Однажды он нашел очень старую книгу с заколоченной обложкой. Интригованный, Вася начал листать страницы и обнаружил, что это книга с таинственными историями о приключениях в разных странах.
Одна из историй рассказывала о смелом рыцаре по имени Артур, который отправился на поиски затерянного города золота. Рыцарь преодолевал множество опасностей: он сражался с драконами, решал сложные загадки и встречал удивительных существ. В конце концов, Артур понял, что истинное богатство — это не золото, а дружба и смелость, которые он проявил в своих приключениях.
Вдохновленный прочитанным, Вася решил рассказать своим друзьям о рыцаре Артуре и его приключениях. Он понял, что книги могут открывать новые миры и дарить знания, которые помогут в жизни.
Задания
1. Вопросы на понимание:
- О чем была история, которую читал Вася?
- Какие приключения пережил рыцарь Артур?
- Каковы уроки, которые Вася извлёк из прочитанного?
2. Пересказ:
- Перескажите кратко, что произошло в истории о рыцаре Артуре. Укажите, какие трудности он преодолевал и что узнал.
3. Сравнительный анализ:
- Сравните рыцаря Артура с одним из современных героев книг или фильмов. Какие у них общие черты? В чем они отличаются?
4. Творческое задание:
- Придумайте собственное короткое приключение для рыцаря Артура. Опишите, с чем он столкнется и какие выводы сделает в конце.
5. Обсуждение:
- Почему, по вашему мнению, важно читать книги? Какие книги запомнились вам больше всего и чему они вас научили?
Задания по формированию естественнонаучной грамотности
Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Задание по формированию естественнонаучной грамотности для 1-2 класса
Цель: Формировать у детей базовые представления о жизненном цикле растений, развивать умение слушать и понимать текст, а также стимулировать интерес к природным процессам.
Приключения маленькой семечки
На ярком солнышке, в теплом плоде, жила маленькая семечка. Она мечтала вырасти в большое дерево. Каждый день семечка смотрела на небо и думала: «Когда же я смогу вырасти?»
Однажды, сильный ветер перенес семечку на мягкую землю. Земля была очень уютной и влажной. Она обняла семечку и сказала: «Не бойся, моя дорогая! Я помогу тебе вырасти!»
Семечка стала впитывать воду и питательные вещества из земли. И вскоре начала расти! Сначала появилось маленькое корешок, затем — нежные листочки. Семечка стала ростком.
Росток стремился к солнцу, растя свой стебелёк. С каждым днем он становился всё больше и сильнее. И вот однажды он превратился в красивое дерево с зелеными листьями и яркими цветами. Воробьи строили гнезда в его ветвях, а под деревом радостно играли дети.
Семечка поняла, что с помощью солнца и земли осуществила свою мечту — она выросла в большое и красивое дерево, которое дарит радость всем вокруг.
Задания
1. Вопросы на понимание:
- Что мечтала стать маленькая семечка?
- Как семечка попала на землю?
- Что случилось, когда семечка начала впитывать воду?
2. Порядок событий:
- Расположите изображения (картинки) этапов роста растения (семечко, росток, дерево) в правильном порядке.
3. Подбор слов:
- Найдите в тексте слова, связанные с растением, и запишите их.
Например: «семечка», «дерево», «листочки».
4. Рисование:
- Нарисуйте, как выглядит семечка, росток и взрослое дерево. Можно украсить рисунок яркими цветами и солнцем.
5. Обсуждение:
- Поговорите с классом о том, как растут ваши любимые растения или цветы. Какие из них вы видели в своем саду или на улице? Как вы думаете, что им нужно для роста?
Задание по формированию естественнонаучной грамотности для 3-4 класса
Цель: применять соответствующие естественнонаучные знания
Найдите на рисунке части растения:
2
2. Подчеркни свойства воды в жидком состоянии
Хороший растворитель, не прозрачная, имеет форму, прозрачная, бесцветная, белая, без запаха, растекается.
3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос
На воды морей и океанов приходится 98% всей воды и лишь 2%-на пресные воды. Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 л хорошей воды. Всего одна капля нефти, попадая на водную поверхность, может растекаться тончайшей пленкой на 1 км. От загрязнения морей нефтью, гибнет много морских животных. Человек, как и все организмы, скоро может остаться без воды. А возможна ли дальнейшая жизнь на Земле, если не останется чистой воды? Уже есть страны, которые завозят чистую воду из соседних государств. Но воды не хватает! В засушливых районах воды не хватает, как и хлеба. Люди носят ее в тыквенных сосудах, бутылях за многие километры от дома. Около 80 % заболеваний в этих районах связанно с плохой водой. Такую воду пить нельзя. Через воду могут передаваться многие опасные для человека болезни: холера, брюшной тиф, дизентерия, желтуха, гельминтоз и другие.
На какую мысль наталкивает данный текст? Выбери один правильный ответ.
Вода – хороший растворитель
Воду надо беречь
Через воду передаются опасные для человека болезни
4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос
Полина решила провести ещё один эксперимент по проращиванию семян. Она взяла два стакана, положила в каждый из них влажную тряпочку и по 10 одинаковых семян гороха. Один стакан поставила на освещённое место, а второй убрала в тёмный шкаф. Продолжила наблюдение за прорастанием семян в обоих стаканах.
Какова была цель эксперимента, проведённого Полиной?
5. Текст задания: прочитай текст.
В цветочном магазине Полина с мамой купили: почво-грунт питательный, дренаж (керамзит). 9-го ноября она замочила фасоль, а 11-го ноября посеяла семена в «горшочки»: первый оставила в комнате (t 24⁰ С), без дополнительного освещения; второй поставила в шкаф, где мало света, отметила «без света»; третий поставила на подоконник (t 17-18⁰ С) отметила
«без тепла». Все горшочки регулярно поливала водой комнатной температуры. Четвертый оставила в комнате, но не поливала, отметила «без воды». Ежедневно наблюдала и записывала результаты в дневник наблюдений. Первые всходы появились в шкафу и в комнате на 3-й день, а на подоконнике на 6-й день, без полива всходов нет. На 6-11-й день в комнате растения – зеленые, на 12-й день появился 3 листок,
на подоконнике за этот период фасоль растет очень медленно, листья мелкие, некоторые погибли. В шкафу стебель тонкий, быстро вытягивается, листья побледнели, пожелтели. В горшке без полива всходов нет.
Что необходимо для развития и роста растений? Выбери один правильный ответ.
свет и тепло
свет, тепло и вода
свет, тепло, вода и почва
Задания по формированию цифровой грамотности
1. Основы цифровых навыков: Формирование первичных навыков безопасного и правильного использования компьютера важно в современном цифровом мире.
2. Развитие учебной и исследовательской активности: Знакомство детей с возможностями компьютера для учебы помогает им развивать интерес к знаниям и исследованиям.
3. Безопасность в интернете: Обучение основам интернет-безопасности помогает детям понять важность защиты личной информации.
4. Коммуникация и сотрудничество: Каждое задание стимулирует учащихся общаться друг с другом и работать в парах, что способствует развитию социальных навыков и умения делиться знаниями.
Задания по формированию цифровой грамотности 1-2 класса
Цель: Формировать начальные навыки безопасного и правильного использования компьютера и интернета, развивать понимание, что цифровые технологии могут быть полезны для учёбы.
Петя и его компьютер
Петя — мальчик, которому 7 лет. Он очень любит играть на своем компьютере. Однажды его мама сказала ему, что компьютер — это не только для игр, но и для учёбы.
— Ты можешь использовать компьютер, чтобы учиться, делать уроки и искать информацию, — объяснила мама. — Например, когда ты пишешь сочинение, ты можешь найти интересные картинки и факты в интернете.
Петя был рад узнать, что компьютер может помочь ему в учебе. Мама решила показать ему, как пользоваться компьютером правильно.
— Первое, что ты должен запомнить, — это быть осторожным в интернете, — сказала мама. — Никогда не общайся с незнакомыми людьми и не раскрывай свои личные данные.
Петя пообещал маме быть внимательным. Затем она научила его искать картинки, например, про животных. Петя нашёл много интересных фотографий и даже узнал о своих любимых зверях что-то новое!
— Теперь я знаю, как использовать компьютер не только для игр, но и для учёбы! — обрадовался Петя.
Задания
1. Вопросы на понимание:
- Какой у Пети любимый способ проводить время на компьютере?
- О чем мама научила Петю о компьютере?
- Почему важно быть осторожным в интернете?
2. Игра «Безопасный интернет»:
- Придумайте вместе с классом правила безопасного общения в интернете. Напишите их на листочке и украсьте рисунками.
3. Показать и рассказать:
- Найдите на компьютере или планшете изображение вашего любимого животного. Расскажите другому ученику, что вы узнали об этом животном, и покажите картинку.
4. Ролевая игра:
- Сыграйте с другом или с родителем сценку, где один из вас — Петя, а другой — его мама. Обсудите, как использовать компьютер для учёбы и игр.
5. Создание постера:
- Нарисуйте постер, на котором будут изображены полезные вещи, которые можно делать на компьютере (например, учиться, рисовать, читать). Подпишите, что изображено на каждом рисунке.
Задания по формированию цифровой грамотности 3-4 класса
Цель: Развить навыки безопасного и эффективного поиска информации в интернете, оценивания надежных источников, а также создание мультимедийных презентаций.
Путешествие в мир информации
Никита и Катя — ученики четвертого класса. Они готовятся к школьной выставке, на которой нужно представить проект о экосистемах различных биомов. Они решили исследовать, как важно охранять окружающую среду и что делает каждое животное в экосистеме, чтобы поддерживать ее баланс.
Никита предложил использовать интернет для поиска информации, и Катя согласилась:
— Давай сначала определим, какие биомы мы хотим изучить. Я хочу рассказать о тропических лесах, а ты?
— Я выберу пустыни, — сказал Никита. Сначала они решили собрать информацию, но Никита вспомнил, что нужно быть осторожными при поиске на сайте.
— Помни, что не все сайты надежны. Мы должны использовать только те, которые содержат информацию от экспертов и заканчиваются на .edu, .org, или являются известными научными публикациями, — сказал Никита.
Они начали поиск в интернете, написав в поисковой строке «экосистема тропических лесов» и «экосистема пустыни». Катя добавила, что нужно обратить внимание на дату публикации информации, чтобы быть уверенными, что данные актуальны.
После того как они собрали материалы, Никита предложил создать мультимедийную презентацию.
— Мы можем добавить картинки, графики и даже видео, чтобы лучше показать, как живут животные в разных экосистемах.
Когда их проект был готов, они пригласили класс посмотреть, и все были восхищены тем, как Никита и Катя использовали технологии, чтобы создать интересное представление. Они поняли, что интернет может быть отличным помощником в учебе, если подходить к поиску информации ответственно.
Задания
1. Вопросы на понимание:
- Какие биомы выбрали Никита и Катя для своих исследований?
- Как Никита предложил искать надежную информацию в интернете?
- Почему важно обращать внимание на дату публикации информации?
2. Найти и оценить:
- Найдите в интернете три надежных источника информации о выбранном вами биоме (например, тропические леса, пустыни, океаны и т. д.). Запишите ссылки, указав, почему вы считаете эти источники надежными.
3. Создание сбора данных:
- Составьте таблицу, в которой будут записаны основные факты о выбранном вами биоме (климат, животные, растения, экосистемные связи).
Биоме |
|
|
Климат |
|
|
Животные |
|
|
Растения |
|
|
Экосистемные связи |
|
|
4. Мультимедийная презентация:
- Создайте презентацию о своем выбранном биоме. Включите минимум 5 слайдов с текстом, изображениями, и, по возможности, видеороликами.
5. Обсуждение:
- Поделитесь с классом тем, как правильно использовать технологии для учебы. Какие инструменты или программы вы использовали для подготовки проекта? Какие еще технологии могут помочь в учебном процессе?
Задания по развитию креативного мышления
1. Развитие воображения: Дети учатся использовать свое творческое мышление, что способствует развитию креативности.
2. Самовыражение: Задания позволяют детям выражать свои мысли и идеи, что важно для формирования уверенности в себе.
3. Коммуникативные навыки: Рассказывание историй и обсуждение своих идей помогает развивать навыки общения и умение работать в группе.
4. Увлечение природой: История о мышонке и белочке вдохновляет детей исследовать окружающий мир и находить в нем необычное.
Задание по развитию креативного мышления 1-2 класса
Цель: Развивать креативное мышление у детей, побуждая их использовать свое воображение для создания историй и занятий.
Приключения мышонка Пети
В маленьком домике под старым дубом жил мышонок по имени Петя. Петя был очень любознательным и всегда искал новые приключения. Однажды он решил, что хочет стать исследователем и узнать, что интересного есть в большом мире за пределами его дома.
Петя собрал свой рюкзак, положил туда лупу, маленький блокнот и карандаш. Он вышел на улицу и с радостью закричал:
— Я исследователь! Я буду искать удивительные вещи!
Сначала он отправился в лес, где встретил свою подругу — белочку Нюшу.
— Привет, Петя! Куда ты идешь? — спросила Нюша.
— Я придумываю интересные истории о вещах, которые найду! — ответил Петя.
Петя и Нюша начали искать необычные предметы. Они нашли:
1. Яркий красный листик, который напоминал кружку.
2. Блестящий камешек, который сиял на солнце, как звездочка.
3. Пухлую шишку, которая заставила их смеяться, потому что выглядела как маленький ежик.
Когда они собрали вещи, Петя начал придумывать истории:
- Этот листик — волшебная кружка, из которой можно пить сок.
- Этот камешек — звезда, которая упала с неба.
- А шишка — это маленький ёжик, который ищет свой дом.
Петя и Нюша так увлеклись, что забыли о времени. Вечером они возвращались домой с смехом и хорошим настроением. Петя понял, что быть исследователем — это не только находить предметы, но и использовать свое воображение, чтобы рассказывать истории.
Задания
1. Вопросы на понимание:
- Что искал мышонок Петя за пределами своего домика?
- Какие интересные предметы он и Нюша нашли в лесу?
- Как Петя использовал свое воображение, чтобы придумать истории?
2. Игра с предметами:
- Попросите детей принести в школу (или вспомнить) три обычных предмета (например, камешек, листик, игрушку). Пусть каждый ребенок придумает интересную историю о своем предмете и расскажет о ней классу.
3. Рисование:
- Нарисуйте один из найденных предметов (например, яркий листик, камешек или шишку). Напишите небольшое описание к рисунку. Например: «Это яркий листик. Он волшебный и может превращаться в кружку, из которой можно пить сок!»
4. Дорисуй картинку:
5. Обсуждение:
- Поговорите с классом, как важно использовать воображение и креативность. Почему это делает нас счастливыми и помогает находить интересные решения?
Задание по развитию креативного мышления 3-4 класса
Цель: Развивать креативное мышление у учащихся, побуждая их использовать свое воображение для создания историй и проектов на основе прочитанного текста.
Приключения в Мире Фантазии
В одном маленьком городке жил мальчик по имени Артем. Артем был не только умным, но и очень любознательным. Он любил читать книги о приключениях и мечтал стать писателем.
Однажды, пока Артем бродил по лесу, он наткнулся на старую, запечатанную коробку. Странный блеск, исходивший от коробки, привлек его внимание. Артем открыл ее и обнаружил странные предметы: яркие камни, старинную карту и ручку с золотым пером. Он был поражен!
На карте были нарисованы маршруты в удивительные места: Гору Драконов, Лес Сказок и Океан Великанов. Артем понял, что это не просто карта, а ключ к приключениям! Он решил, что должен использовать свое воображение, чтобы придумать истории о каждом из этих мест.
Возвращаясь домой, Артем начал записывать свои мысли:
1. Гора Драконов: "На вершине горы живет огнедышащий дракон, который охраняет волшебный кристалл. Легенда гласит, что тот, кто его найдет, сможет исполнять желания."
2. Лес Сказок: "В этом лесу растут деревья с говорящими листьями. Каждое дерево рассказывает свою историю, а звери, живущие в лесу, могут превращаться в людей!"
3. Океан Великанов: "В этом океане живут великаны, которые охраняют подводные сокровища. Если ты сможешь уговорить их показать тебе сокровища, они подарят тебе одно волшебное создание."
Артем понимал, что его фантазия безгранична, и с каждым новым местом, о котором он думал, он придумывал истории, полные приключений. Он задумался о том, что такое путешествие может стать основой для его первой книги.
Задания
1. Вопросы на понимание:
- Какие три места нашел Артем на карте?
- Что герой Странствия будет искать в Горе Драконов?
- Какие особенности описаны в Лесу Сказок?
2. Создание своего мира:
- Попросите учеников придумать собственное удивительное место (например, Гора Незабываемых Снов). Опишите, что там есть, какие существа живут и какие истории можно рассказать.
3. Написание истории:
- Напишите короткий рассказ о приключении вашего персонажа в придуманном вами месте. Используйте элементы из рассказа выше: например, (путешествие к дракону, встреча с волшебными деревьями и т. д.).
4. Иллюстрация:
- Нарисуйте карту вашего удивительного места. Обозначьте ключевые области, такие как «гора», «лес», «океан», и добавьте пометку, как туда добраться.
5. Обсуждение:
- В классе обсудите, как важны воображение и креативность. Как они помогают в учебе? В каких ситуациях творческое мышление может быть особенно полезным в жизни?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.