Секреты успешной подготовки к ГИА: от знаний к результатам

0
0
Материал опубликован 16 December

Итоговая аттестация – это одна из оценок эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя, оценка соответствия уровня подготовки выпускника образовательным стандартам, наконец, оценка учительского труда. И чтобы пройти эту проверку успешно, необходимо тщательно и со всей ответственностью подойти к подготовке к экзамену как обучающемуся, так и самому преподавателю.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. У каждого учителя вырабатывается своя методика подготовки обучающихся к экзамену. Но всех нас объединяет одно: результат. И это не только успешная сдача выпускниками ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, а прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к языку, владеющей письменной и устной речью.

Моя система подготовки к ОГЭ (это первое серьёзное испытание для выпускников) состоит из нескольких этапов. Первый из них – это написание сжатого изложения (задание 1), к которому мы приступаем уже в 5 классе. Для успешного выполнения этого нелегкого задания требуется формирование особых навыков работы с текстом: умение слушать и понимать текст, анализировать его содержание, выделять главную и второстепенную информацию и кратко передавать содержание исходного текста.

В 5 классе учу ребят «слышать» абзацы в тексте, выделять самое главное, составлять план текста. Работа ведётся следующим образом: сначала пятиклассники прослушивают текст полностью и отвечают на вопросы: «О чём этот текст? Как бы вы его озаглавили? Как вы думаете, на сколько частей его можно разделить? Какие это части?» Как показывает опыт, большинство ребят легко справляются с этим заданием.

Затем прослушиваем текст по абзацам, выделяя в них самое главное, и озаглавливаем каждую часть. В результате этого появляется план текста, предложенного для изложения.

При третьем прочтении (тоже по частям) записываем ключевые слова, отрабатываем орфограммы и пунктограммы. На этом этапе также происходит знакомство с особенностями текстов различных типов речи. Отмечаем, что для текста типа повествование ключевыми словами будут глаголы, для рассуждения – глаголы и существительные, для описания - прилагательные и существительные.

На следующем этапе ученики устно воспроизводят текст по абзацам.

Следующим этапом работы над изложением является создание связного текста, так как именно отсутствие связи между частями есть самая распространённая ошибка.

Таким образом, такая работа в течение 5 класса позволяет учащимся овладеть навыками, необходимыми для написания сжатого изложения.

Обучение написанию сжатого изложения продолжается и в 6-7 классах по тому же принципу, только с каждым разом сокращается количество прослушиваний текста. На уроках русского языка ребята знакомятся с приемами компрессии текста и учатся сокращать текст.

В 8 классах предлагаю уже сжатое изложение в аудиозаписи. Такая система подготовки к изложению позволяет учащимся уже в 8 классе после двукратного прослушивания воспроизводить текст, выбирать из него главное и создавать на его основе свой связный текст.

В 9 классе в начале учебного года выпускники знакомятся с демоверсией экзаменационной работы, правилами заполнения бланков, с критериями оценивания всей работы и учимся также считать количество слов в изложении и сочинении. Весь учебный год мы отрабатываем тексты изложений из ОБЗ. На данный момент в ОБЗ 46 текстов, включая аудиозаписи изложений. Каждый месяц девятиклассники сдают по 5 текстов, и, таким образом, до конца учебного года каждый отработает все тексты изложений из ОБЗ.


Ещё одно задание с развёрнутым ответом - это сочинение-рассуждение (задание 13), без качественного выполнения которого невозможно претендовать на высший балл. Третья часть содержит три альтернативных творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Подчеркну, чтобы успешно выполнить эту часть экзаменационной работы, формировать навыки написания сочинения-рассуждения необходимо уже с 5 класса.

В 5 классе мы знакомимся с типами речи и особенностями сочинения - рассуждения. В учебнике нам предлагают задания: составить текст на тему «Какой школьный предмет мне нравится и почему?», «Кем бы я хотел стать и почему?» Такие темы не представляют для ребят труда. Они с лёгкостью формулируют тезис, приводят аргументы и делают вывод. Затем отрабатываем эти умения, анализируя тексты разных типов речи. Пятиклассники не только учатся находить черты разных типов речи в тексте (что пригодится им при выполнении задания ЕГЭ в 11 классе), но и расчленять текст на его составные части. Учимся, прежде всего, в тексте, построенном по типу рассуждение, находить тезис, аргументы, вывод.

С 5 класса знакомимся с различными лингвистическими понятиями. Это знакомство происходит в ненавязчивой форме, но позволяет ученикам осознать роль лингвистики в тексте. Задаю ребятам написать сказку на различные лингвистические темы. Например, прошу написать продолжение сказки по данному началу: «В далёкой и загадочной стране Лексика, которую населяли добрые и великодушные жители, жили-были Эпитет и Метафора…» Продолжите сказку, ответив на вопрос: «Для чего нужны метафора и эпитет?» Приведите аргументы, доказывающие вашу точку зрения.

В 7 классе начинаю обучать ребят писать сочинение по предложенной фразе. Учу семиклассников расчленять фразу на составные части, объяснять их и подбирать аргументы.

В 8 классе учимся писать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста, находить в нём аргументы для доказательства сформулированного утверждения. Можно предложить ученикам порассуждать на такие темы: «Какого человека можно назвать добрым?», «В чём проявляется материнская любовь?»

Обязательным этапом в отработке навыков написания сочинения – рассуждения является выполнение творческих заданий продуктивного типа. Задания могут быть как коллективные, групповые, так и индивидуальные, могут быть организованы и статистические пары по принципу: сильный – слабый.

При подготовке к сочинению используются такие виды работ:

работа с толковым словарем по объяснению понятия;

организация диалога по формулировке тезиса;

объяснение высказывания (афоризма) выдающихся людей (писателей, поэтов), пословицы, фразы из литературного произведения;

устное сочинение, составляемое под руководством учителя;

работа в группах по 3 человека: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3 – пишет заключение;

редактирование, взаимопроверка сочинения, коллективный анализ и др.

В 9 классе весь учебный год мы отрабатываем тексты сочинений из ОБЗ. Кроме того, каждый урок мы начинаем с вопроса из ОБЗ, например: «Что может разрушить дружбу?», «Почему важно сделать правильный выбор?» и т.д. Отвечая на вопрос, выпускники формулируют тезис к сочинению 13.3. Такая работа продолжается в течение всего учебного года и позволяет охватить все темы сочинения 13.3 из ОБЗ.

Последовательная, системная работа по анализу и созданию текстов на уроках русского языка непременно приведёт к успеху учащихся при выполнении развёрнутой части экзаменационной работы.

Следующий этап – задания с кратким ответом. Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид работы, как тестирование, начиная с 5 класса, для проверки знаний определений и правил, для проверки сформированности орфографических и пунктуационных умений.

На своих уроках применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Это даёт возможность усовершенствовать процесс преподавания и обучения, повысить мотивацию, вести мониторинг достижений учащихся.

В период обучения русскому языку с 5 класса осуществляется изучение грамматических и морфологических норм русского языка, разделов «Орфография», «Лексика и фразеология» и т.д. И в процессе изучения материала предлагаю задания, аналогичные экзаменационным заданиям. Велико удивление ребят, когда в 5-8 классах они обнаруживают, что могут уже выполнить часть заданий ОГЭ. Кроме того, задания ВПР по русскому языку являются прекрасным инструментом подготовки к ГИА. К примеру, умение правильно выделить грамматическую основу в 5 классе поможет успешно выполнить задание 2 на ОГЭ, а знание синтаксического анализа предложения - задание 3. В 8 классе мы изучаем типы связи в словосочетании – и обязательно отрабатываем задание 9 ОГЭ и т.д. Поэтому на уроках использую синтаксические и орфографические минутки, орфографическую эстафету, тексты-ловушки, лингвистический футбол, задания тестовой части из ОБЗ и т.д. Я думаю, что такая работа позволяет предупредить страх перед экзаменом, который испытывают учащиеся, а еще помогает понять значимость материала, изучаемого уже с 5 класса.

Работу по опознаванию и употреблению в речи художественно-выразительных средств языка, лексическому значению слова и фразеологизмов можно проводить не только на уроках русского языка, но и литературы. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функций в тексте необходимо не только при подготовке к ОГЭ, но ещё и в расчёте на перспективу сдачи ЕГЭ в 11 классе. Например, при изучении темы «Прямое и переносное значение слов» в 5 классе школьники знакомятся с понятиями «метафора», «олицетворение», а при изучении темы «Второстепенные члены предложения. Определение» - с таким художественно-выразительным средством речи, как эпитет. Создавая тексты изложений, сочинений, ребята также учатся использовать в своей речи художественно-выразительные средства языка, а анализируя тексты художественных произведений на уроках литературы, находить средства выразительности и определять их роль.

Хотелось бы еще отметить, что использование информационных технологий также даёт возможность любому учителю разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и подготовку к экзамену. При подготовке к экзаменам я рекомендую выпускникам и их родителям официальные сайты: сайт fipi ОБЗ и Навигатор самостоятельной подготовки, различные тесты в режиме on-line, которые помогут отработать как конкретное задание, так и определённую тему. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять тестовые задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

Итак, все три части экзаменационной работы в 9 классе связаны между собой и воспроизводят логику познавательной деятельности учащихся, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком и являются основой для выполнения экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе, так как в экзаменационные материалы ОГЭ входят задания, которые являются базовыми для обеспечения в дальнейшем успешного выполнения заданий ЕГЭ, используются сходные типы заданий,

направленных на проверку различных групп предметных результатов изучения учебного предмета «Русский язык», наконец, содержание КИМ ОГЭ и ЕГЭ связано с востребованными в жизни практическими умениями и навыками, направлено на проверку как предметных, так и метапредметных результатов.

О том, что предложенная мною методика по подготовке к экзаменам является эффективной, свидетельствует успешная сдача ГИА в формате ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, 100% успеваемость по предмету и высокий рейтинг образовательных достижений.

Уважаемые коллеги! Желаю вам терпения и вдохновения в подготовке учеников к экзаменам! Пусть ваши знания помогут выпускникам справиться с любыми заданиями и успешно сдать ГИА!







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.