12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Каратаева Татьяна Алексеевна256
РАБОТАЮ 13 ЛЕТ В ШКОЛЕ, ОКОНЧИЛА АСПИРАНТУРУ ОГУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ", КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (СПЕКТАКЛЯ)

"СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ ВОЙНЫ"

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

выполнила учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МОАУ "Гимназия №3" г. Оренбурга,

аспирант 2 курса Оренбургского

государственного университета

по специальности "Образование и педагогические науки"

Каратаева Татьяна Алексеевна

Цели разработки:

- создать представление о деятельности представителей различных национальностей, ведущих борьбу с фашизмом в годы Второй мировой войны;

- показать значимость подвига героев Второй мировой и Великой Отечественной войн в современной политической обстановке;

- обратить внимание зрителей и участников спектакля на примеры истории, демонстрирующие гуманизм, милосердие, справедливость;

- воспитывать гражданскую идентичность современных старшеклассников как базовую национальную ценность.

Литература:

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". - М.: Просвещение, 2009// http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html

2. Мы не можем молчать: школьники и студенты о Холокосте. Вып.9: Сборник/Сост. И.А. Альтман, Д.В. Прокудин. - М.: Центр и Фонд "Холокост", 2012. - 136 с.

3. Сохрани мои письма...: Сборник писем евреев периода Великой Отечественной войны/Сост. И.А. Альтман, Л.А. Тёрушкин, И.В. Бродская. - М.: Центр и Фонд "Холокост", 2010. - 328 с.

4. Холокост: взгляд учителя: Методическое пособие - сборник работ педагогов России, Беларуси и Украины. Вып.2. - М.: Центр и Фонд "Холокост", 2012. - 400 с.

Оборудование:

- проектор, презентация, декорации, костюмы, портреты Праведников мира.

На сцене появляются АКТЁРЫ: выходят по очереди с каждой новой строчкой стихотворения.

Разные специальности

Были у войны,

Странные профессии

Стали нам нужны.

Штурмовики и миномётчики,

Артиллеристы, самоходчики,

Сапёры, связисты, водители,

Танкисты и истребители,

Десантники и зенитчики,

Бомбардировщики и разведчики,

Кавалеристы и пехота,

А умирать всем неохота!

А умирать всем неохота!

У каждого своя забота:

Жена, детишек куча,

Семья, как солнца лучик,

Для каждого солдата

Была одной отрадой!

Как ждали писем долго,

Как плакали тайком,

Неведомо другому,

Что значит слово "дом"!

За них, своих любимых

Рвались, вступая в бой,

От пуль их закрывали,

Пожертвовав собой!

Была, наверно, сила

У любящих сердец,

Что фрицам объявила

Безжалостный конец!

Семья нас сохранила,

Согрев своим теплом,

От бедствия закрыла

Божественным крылом!

В окопах и землянках

Лишь с мыслию одной

Защитники томились:

"Вернуться бы домой! "

Актёры спускаются со сцены к круглому столу в центре зала.

Голос за кадром: да, желание вернуться домой для участников событий Второй мировой войны стало заветной мечтой. Вернуться живым, пожалуй, мечтал каждый из тех, кто встал грудью на защиту своей Родины и своей семьи в период фашистского наступления. Провести вечер за тихим семейным ужином тогда хотелось многим, в ком теплилась надежда на встречу с близкими и скорое окончание войны.

Под сценой (внизу) в центре круглый стол, на котором расставлена посуда для ужина, стоит прозрачная ваза с белой розой, чуть дальше комод, на котором лежат книга, игрушечный самолётик, кукла, вышитая рубаха, стоят икона "Божья матерь", менора, семейное фото, коробочка с орденами. За стол спускаются со сцены и усаживаются члены семьи: бабушка-еврейка, муж и жена средних лет, их трое детей(взрослый сын, дочь лет 20, младший сын лет 10), правнучка (дочь взрослого сына), невестка-немка.

БАБУШКА: наконец-то мы собрались всей семьёй! Вспомнить былые времена, посмотреть друг на друга, в повседневной суете забываем про семейные праздники, памятные даты!

МУЖ: да что вы, мама! Мы и так стараемся вас чаще навещать!

ЖЕНА: а что сегодня разве какой-то праздник?

БАБУШКА: праздник встречи нашей семьи, вечер доброты и тепла! Разве не повод?

Сцена 1. "Белая роза".

Внизу за столом находятся муж, жена, бабушка, дочь, невестка, дети в это время убегают за дверь.

МУЖ: мама, усаживайтесь рядом со мной (ухаживает за старушкой).

ЖЕНА: всем места хватит, ребятки садитесь (обращается к детям).

ДОЧЬ: какая красивая белая роза! Нежная, благородная, изящная ...

НЕВЕСТКА: а вы слышали про подпольную антифашистскую организацию с таким названием?

ДОЧЬ: белая роза?

НЕВЕСТКА: "Белая роза" была создана в 1942 г. в городе Мюнхене. Тогда фашистская пропаганда вряд могла встретить сопротивление в самой Германии, но нашлись люди, которые смогли убедить людей в её бессмысленности.

ЖЕНА (с удивлением): кто же это был?

НЕВЕСТКА: долгое время считалось, что Ганс и Софи Шоль, а теперь точно известно, что вдохновителем деятельности "Белой розы" был Александр Шморель (портрет появляется на экране) , немец родом из Оренбурга. Судьба его трагична...

На сцене стол, стул, окно, печатная машинка на столе, горы бумаги, исписанной от руки, книги, в углу икона, на стене календарь с указанием на 1942 г. За столом сидит А. Шморель, печатает что-то в быстром темпе. в комнату входят двое: парень и девушка.

СОФИ: Александр, ты подготовил новые листовки?

ГАНС: первая партия разошлась на "ура", осев на прилавках магазинов и столиках кафе!

ШМОРЕЛЬ: браво, вы молодцы, фюреру придётся несладко, когда весь Мюнхен будет завален посланиями "Белой розы"!

СОФИ: идея рассылать листовки по почте была блестящей, Шурик!

ШМОРЕЛЬ (восторженно): нам нужен ещё больший размах. Мы не можем остановиться сейчас, когда идут бои под Сталинградом. Надо бить фашизм словом, которое донесёт до немецкого народа идеи добра и милосердия. Я не верю в то, что все немцы стоят на позициях расовой ненависти и семитизма. Это неправда. Мы в силах показать людям, что они не звери, живущие инстинктами.

ГАНС (возмущённо): интересно, а Гитлер знает о существовании концентрационных лагерей? Он знает, как в молодежных отрядах следят за партийной дисциплиной? Знает ли он, что душевнобольных детей увозят из клиник в неизвестном направлении? Почему тем, кто освобождается из лагерей, запрещено под страхом смертной казни рассказывать, что они пережили? Почему и как такое правительство и такой лидер смогли укрепиться в нашей стране?

СОФИ: да, как-то незаметно нас всех поставили под знамена, научили маршировать, ходить строем, не возражать и коллективно думать. Мы любили Германию так сильно, что никогда не задавали себе вопросов, “за что и почему” мы любим нашу родину? С приходом Гитлера нас стали учить и объяснять “как и за что” мы должны любить нашу родину. Мы, молодёжь Мюнхена, не можем молчать, важно поднять массы на борьбу!

ШМОРЕЛЬ (берёт листовку и читает вслух, обращаясь к залу): Вот так, например! «Студенты! На нас смотрит немецкий народ! По Гёте, у германской нации трагическая суть, ее судьба во многом подобна судьбе греков и евреев. Сейчас немцы подобны толпе безвольных трусливых людей, послушных воле любого хозяина, они готовы к тому, чтобы их согнали в стадо и повели в бездну. Они уже наполовину в этой пропасти. Сегодня в результате постоянного насилия власти над совестью каждый человек молчит или лжет». Так хорошо? Чувствуете, по Гёте? (обращается к Гансу и Софи). И дальше так: «Горе постигло дома русских, польских, немецких крестьян, некому утешить плачущих матерей. Гитлер отнял у них самое дорогое, подверг их детей абсурдной смерти и продолжает нагло их обманывать. Каждое слово, произносимое Гитлером, есть ложь. Когда он говорит “мир”, — он думает о войне. Когда, богохульствуя, он ссылается на Всемогущего, он думает о силах зла, о падшем ангеле и о сатане" (кладёт листок в карман, хватает кепку со стола). Вперёд, нести людям откровение!

Спускаются со сцены с листовками в руках, Шморель возвращается и стоит перед иконой, крестится и идёт вниз. Внизу бросают в почтовые ящики листовки, оглядываясь, в это время слышатся дай собак, свист, выстрелы, хлопки. Актёры убегают.

НЕВЕСТКА (печально, с немецким акцентом): участники антинацистской организации под образным названием "Белая роза", навеянным мюнхенским студентам-медикам романом русского писателя Ф.Достоевского "Братья Карамазовы", были схвачены и казнены. Приговор в отношения Александра Шмореля - отсечение головы на гильотине - был приведён в исполнение 13 июля 1943 года.

ВЗРОСЛЫЙ СЫН (восхищённо): да они герои! Отдать свою жизнь ради общего дела, ради общего мира, сможет не каждый!

НЕВЕСТКА: ты прав, для героя нет времени и места, нет национальности и возраста, его нужно искать там, где правда, где уважение, где свобода, где гуманизм. Герой для всех, герой для нас - Александр Шморель всё же оставался сыном своего отца, для которого весть о гибели родного человека принесла страдание и боль.

ЖЕНА: как страшно терять близких!

НЕВЕСТКА: Александр Шморель был канонизирован. Теперь для нас он святой!

 

Сцена 2. Лёд и пламень.

За столом внизу - те же герои, разливают чай, двигают посуду.

МУЖ (со вздохом): благодаря событиям Второй мировой в каждой семье найдутся свои герои!

ВЗРОСЛЫЙ СЫН: ты прав, отец! Вот смотрю я на розу, стоящую в этой прозрачной вазе, и вспоминаю одну трагическую историю!

ЖЕНА: расскажи, сынок! Да и причём тут ваза (усмехается)?

ВЗРОСЛЫЙ СЫН (берёт вазу в руки, рассматривает её, шепчет): похожа на ледяную глыбу...

НЕВЕСТКА (удивлённо): ледяная глыба? О чём ты говоришь?

ВЗРОСЛЫЙ СЫН (читает стихи):

Памятники в бронзе и граните

Нам привычно видеть каждый раз,

В мраморе и камне разглядите

Профили героев и анфас,

Но порой пылающего сердца

Не бывает видно под плитой,

В памяти так много версий,

Связанных с далёкой той войной!

Генералу Карбышеву как-то

Выбор был предложен непростой:

Честь поставить ли на карту,

Или в миг погибнуть, как герой!

Родине предавши душу,

Жизнь без сожаления отдал,

Превратившись в ледяную глыбу,

Смелости примером вечным стал!

Да, но лёд растает очень скоро,

Только память о герое будет жить,

Бессмертный подвиг - вот опора,

Того, что о нём люди будут говорить!

МУЖ (с ужасом): неужели превратился в ледяную глыбу? Да, как мало мы знаем о войне!

ВЗРОСЛЫЙ СЫН: генерал Красной Армии Дмитрий Карбышев (появляется портрет на экране), участник Великой Отечественной войны, военнопленный, принял мученическую смерть в концлагере Маутхаузен. В середине февраля 1945 года немцы заставили людей раздеться и стали поливать их холодной водой из брандспойтов. Многие падали от разрыва сердца, а тех, кто уклонялся, избивали дубинками. Карбышев подбадривал стоящих рядом с ним, уже покрываясь льдом. “Родина нас не забудет” – последние слова генерала, перед тем как упасть. Его тело, как и тела остальных, было сожжено в печи крематория.

НЕВЕСТКА: сперва замёрз, потом сгорел - какая страшная судьба!

ВЗРОСЛЫЙ СЫН: зато не сгореть, не замёрзнуть его славе! Вечная память героям, отдавшим свои жизни за страну!

Танец "Ледяная глыба".

Сцена 3. Самолётик.

За столом - те же герои, вбегает мальчик, хватает с комода самолётик, начинает бегать с ним вокруг стола, жужжа.

ЖЕНА: малыш, не сломай, смотри, это память, семейная реликвия!

МАЛЬЧИК (рассматривает самолётик): реликвия? Обычный детский самолётик! Подумаешь!

МУЖ: сынок, напрасно ты так говоришь, этот самолётик заставляет меня вспоминать историю одной интересной семьи!

МАЛЬЧИК (серьёзно): это как-то связано с войной, папа?

МУЖ: семья эта была просто десантно - диверсантская: муж - разведчик часто оказывался в расположении частей врага и чудом каждый раз выбирался, жена - радистка постоянно передавала по радиостанции важные сведения в Москву, рискуя своей жизнью и семьёй! Только представь себе ...

Сцена поделена на 2 части: в одной стол, за которым девушка-радистка (Лунёва), работает с оборудованием, вокруг немцы в форме, горят на немецком языке, в другой - имитация деревьев, опушки леса.

ЛУНЁВА: Внимание! Внимание! Север-север, я - "восток". Передаём последние известия.

1 - Й НЕМЕЦ (толкает Лунёву в плечо): говорить медленнее, русская девка! Ти передать, что полигон перестать существовать, его базировать в Словакия! Не думать шутить со мной! Я видеть, как ти стучать три точки!

ЛУНЁВА (заикаясь): я только передавала сообщение, продиктованное вами, и поставила подпись "Лунёва".

2-Й НЕМЕЦ (шепчет на ухо другому): она подставить нас, русам нелзя выбивать свой имя в шифровка! Надо ликвидировать эта обманщица!

Немцы выталкивают Лунёву на середину сцены - в лес. Звучит канонада, слышатся звук взрыва, пулемётная очередь, немецкая речь. Лунёва падает, закрывает голову руками, немцы разбегаются. Выходит человек в оборванной одежде (Беренштейн), за ним выползает паренёк в фуражке и грязной одежде.

БЕРЕНШТЕЙН (бросается к Лунёвой и поднимает её с пола): Шурочка, не думал, что свидимся с тобой вот так, моя родная!

ЛУНЁВА (оглядываясь): что случилось, Лёня? (Вдали слышатся крики "Рус сольдат, выходи, шнель, шнель!")

БЕРЕНШТЕЙН: нас забросили в самое болото, которое фрицы прочёсывали с собаками. Подошли близко-близко, думал, смерть моя пришла!

ЛУНЁВА: кто это с тобой?

БЕРЕНШТЕЙН: это Федя. Мы вместе с ним бежали из плена. Он страшно перепугался, когда полицаи меня стали допрашивать, выяснять, кто и откуда! Чуток я не спалился, как скомандовали "Приставить ногу!", я встал во весь рост. Тут же повели в подвал, а утром обещали - в расход!

ЛУНЁВА (с ужасом): как же ты настрадался!

БЕРЕНШТЕЙН (обращаясь к Феде): чего ты, всё. мы в безопасности! Небось через колючую проволоку сиганул, а тут растерялся (треплет его по плечу). Федя снимает кепку, все видят, что он стал седым.

ЛУНЁВА (с удивлением): он же мальчик совсем ещё! Как война нас быстро старит, делает взрослыми!

БЕРЕНШТЕЙН: вот и подумай, надо торопиться, а то не успеешь глазом моргнуть, а ты уже старик! И жениться некогда будет! Шура, родная, выходи за меня замуж! Пока могу предложить только своё сильное плечо и любящее сердце, а война план покажет (горько усмехается, берёт за руку Лунёву).

ЖЕНА (за столом): 60 с лишним лет прожили вместе - наши соседи - Александра Лунёва и Леонид Беренштейн: отважная радистка и смелый разведчик.

МУЖ (мастерит парашютик к самолёту, гладит по голове сына): отряд Беренштейна уничтожил на территории Украины, Польши и Словакии 42 немецких железнодорожных эшелона (из них лично Леонид Ефимович подорвал 8), несколько железнодорожных и шоссейных мостов. Спасая Родину, партизанский командир думал и о своём будущем семейном счастье!
Звучит мелодия "Ночь коротка", пара танцует.

Сцена 4. Семейное фото.

БАБУШКА (берёт фото со стола): семья сильна своими корнями, истоками! А кто как не дети могут сделать семью полной и счастливой!

ДОЧЬ: ещё одна семейная история, ба?

БАБУШКА: Епистиния Фёдоровна Степанова (на экране портрет) вырастила девять сыновей, которых одного за другим отдала Родине. Разными они были. Один писал стихи, другой ещё мальчиком сам овладел нотной грамотой и научился искать играть на скрипке, третий выращивал самые обильные в своём районе урожаи. Они росли талантливыми..

МУЖ: но в двери материнского дома уже стучалась война. В 1939 году в боях на Халкин-Голе погиб Федор.В годы Великой Отечественной на фронтах, в партизанских отрядах, в фашистском концлагере погибли сыновья Павел, Василий, Иван, Илья, Филипп. Самому младшему, Александру, за мужество и воинскую доблесть, проявленные при форсировании Днепра в 1943 году, было присвоено звание Героя Советского Союза.

БАБУШКА: посмертно! Получила мать «похоронку» и на сына Николая. Но в августе 1945 года он вернулся из госпиталя, долго болел, умер от ран.

ЖЕНА: всю жизнь мать бережно хранила их вещи - тетрадку со стихами Ивана, скрипку Василия, научные труды Филиппа, гитару Ильи...

ДОЧЬ: так похоже на историю Алёшеньки!

На сцене имитация зрительного зала для просмотра кинофильмов, несколько человек в зале, среди них мать - в платочке, одета по-деревенски. Разыгрывается сцена под песню "Алёшенька - сынок".

БАБУШКА: нет, не для войны растила она сыновей, не для горя, а на радость себе и людям, для счастья, для Родины.

ЖЕНА: за свой материнский подвиг Епистиния Степанова была награждена орденом Отечественной войны 1 степени! Она смогла жить, когда её сыновей забрала война! Выплаканные слёзы, опустошённое сердце - вот подвиг одной семьи, героизм одной матери!

Сцена 5. Муса Джалиль.

За столом муж, жена, бабушка, дочь. Дочь подходит к комоду, берёт книгу, открывает её.

ДОЧЬ: Какие интересные стихи! Послушайте! (Можно сделать слайды с изображениями животных и человека, которые появляются по ходу чтения стихотворения).

Людей-слонов нередко я встречал,
Дивился их чудовищным телам,
Но я за человека признавал
Лишь человека по его делам.

Вот, говорят, силач - железо гнет,
Вода проступит там, где он пройдет.
Но будь ты слон, а я не признаю,
Коль дел твоих - по горло воробью.

Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.

В твоих делах проявится сама
И справедливость твоего ума,
И то, что сильным сердцем наделен,
Что ты любовью к родине силен.

Жить бесполезно - лучше уж не жить,
На ровном месте кочкою служить.
Свети потомкам нашим, как маяк,
Свети, как человек, а не светляк.

Железо не ржавеет от труда,
И глина обожженная тверда,
Оценит мужа по делам народ,
Героя не забудет никогда.

ЖЕНА: чьи это стихи, дочка?

ДОЧЬ: автор этих строк – Муса Джалиль. Откуда у вас эта книга?

ВЗРОСЛЫЙ СЫН: её подарили бабушке после войны. Говорят, поэт Муса Залилов - таково настоящее имя Джалиля – в годы Великой Отечественной войны был обвинён в измене Родине, а на самом деле он – герой!

ДОЧЬ: я тоже слышала о нём, вроде Джалиль, попав в плен, устраивал побеги своим товарищам.

На сцене – стол, стулья (строгая обстановка кабинета), портрет Сталина, за столом быстро пишет военный №1(в форме), перебирает документы, ставит печать. Входит военный №2 (в форме), кладёт на стол папку.

ВОЕННЫЙ №2 (рапортует): вот дело Залилова Мусы Мустафовича, уроженца деревни Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области, 2 февраля 1906 года рождения, из крестьян!

ВОЕННЫЙ №1: это тот, который в 1942 году пропал без вести? Пора поставить точку в его деле. Война закончилась год назад, а судьба этого немецкого шпиона ( с презрением) неизвестна, должно быть фрицы хорошо его скрывают, что даже наша разведка не имеет о Залилове никаких сведений!

Входит человек в штатском, в руках у него смятая потёртая тетрадь.

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ: здравствуйте! Товарищ командир (обращается к сидящему за столом), дозвольте доложить о трагической смерти нашего соотечественника – героя Мусы Залилова, с которым мне довелось сидеть в одной камере в Моабитской тюрьме.

ВОЕННЫЙ №1(вскакивая с места): Залилов нашёлся? Как? Где? Что вы о нём знаете?

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ: меня зовут Нигмат Терегулов, эту тетрадь (кладёт на стол тетрадь) я получил из рук самого Мусы. Здесь стихи о Родине, о жизни, о счастье, о раздумьи. Много произведений создал это великий поэт, будучи в плену. Даже находясь в руках врага, он вёл борьбу с фашизмом, организовал подпольную группу сопротивления.

ВОЕННЫЙ №2: что же случилось с Залиловым? В Советском Союзе он числится пропавшим без вести!

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ: 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плётцензее Муса Джалиль был казнён на гильотине (пауза)…

ВОЕННЫЙ №1 (бережно открывает тетрадь и читает дрожащим голосом):

Пусть над моим окопом все грозней
Смерть распускает крылья,
тем сильней
Люблю свободу я, тем ярче жизнь
Кипит в крови пылающей моей!

Пусть слезы на глазах...
Но их могло
Лишь чувство жизни гордое родить.
Что выше, чем в боях за край родной
В окопе узком мужественно жить?!

(После паузы продолжает). Как жаль, что наша Родина потеряла такого героя! Правда о Мусе Залилове должна быть донесена до народа, её нельзя замолчать! А эти стихи (поднимает выше тетрадь) помогут миру узнать о его подвиге! Моабитская тетрадь войдёт в историю как памятник Мусе Джалилю!

Присутствующие опускают глаза, на экране – портрет М.Джалиля.

ДОЧЬ: 2 февраля 1956 года великому татарскому поэту Мусе Мустафовичу Залилову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а ведь совсем недавно его имя числилось в списке самых опасных преступников в стране!

ЖЕНА (горько усмехаясь, встаёт из-за стола, переставляет посуду): героем быть почётно, а что его матери с того? Плакала, должно быть, над его вещами, детскими игрушками?

Сцена 6. Куклы.

Вбегает правнучка - девочка лет пяти, бросается к столу, хватает конфету, вдруг замечает куклу на комоде.

ПРАВНУЧКА (обращаясь к невестке-немке): мамочка, какая необычная кукла?

НЕВЕСТКА: да, доченька, это памятная кукла! Она хранит память о войне!

ВЗРОСЛЫЙ СЫН: расскажи, откуда она у нас взялась, действительно, странная какая-то игрушка?

НЕВЕСТКА: эту историю лучше расскажет наша бабушка!

БАБУШКА: да, мои дорогие, эта кукла - память о войне, той самой войне, которая лишила меня матери и отца. Я когда -то играла с ней, потому что других игрушек, кроме самодельных, тогда не было (достаёт ещё одну куклу).

ПРАВНУЧКА (хлопает в ладоши): так давайте поиграем!

Невестка и взрослый сын надевают куклы на руки и выходят на сцену, где стоит ширма, заходят за неё, импровизируют для дочери, говоря за кукол.

Мальчик (взрослый сын): мама, а мы что разве куклы?

Мама (невестка): да, сынок, мы куклы! Ведь у нас нет права на свободу, права на собственное мнение, права на счастье! Мы - куклы!

Мальчик (взрослый сын): а почему мы стали куклами?

Мама (невестка): потому что началась война!

Мальчик (взрослый сын): война? А что такое война?

Мама (невестка): война - это страшно, война - это страдание, боль, смерть...

Мальчик (взрослый сын): Зачем же началась эта нехорошая война?

Мама (невестка): Германия под руководством Гитлера захватила наш город, разорила наш дом, чтобы стать могущественнее и богаче!

Мальчик (взрослый сын): а разве за счёт нашего имущества можно стать богаче?

Мама (невестка): им казалось, что можно, ведь фашисты планировали завоевать весь мир!

Мальчик (взрослый сын): а что это за звери такие - фашисты? Они что огромные, как динозавры, что им нужно так много места на Земле?

Мама (невестка): нет, сыночек, фашисты - это не животные, они родились людьми, но как-то случилось, что они стали пытать и убивать тех, кто не хотел им подчиниться, стали загонять евреев в гетто!

Мальчик (взрослый сын): евреев? В гетто? Какие непонятные слова?

Мама (невестка): да что тут непонятного! Евреи - это мы...., сейчас нам приходится жить в гетто - специальных поселениях, где люди носят одежду с жёлтой звездой, как у меня, посмотри! А у тебя - номер на груди, так евреев помечают фашисты!

Мальчик (взрослый сын): мы - евреи? А ещё кто-нибудь об этом знает? Я слышал, как соседский мальчишка говорил, что евреям не место среди людей, их надо уничтожать!

Мама (невестка): поэтому мы и здесь, сынок! Проклятые фашисты ненавидят еврейский народ за его историю, его мудрость и ум, за его веру в Бога.

Мальчик (взрослый сын): разве не Бог даёт жизнь, тогда почему эти самые динозавры-фашисты её забирают?

Мама (невестка): а фашисты себя считают Богом, для них нет доброты и милосердия! Они не щадят ни детей, ни женщин, ни стариков, травят их газом, чтобы смерть была не такой мучительной!

Мальчик (взрослый сын): не бойся, мамочка! Я знаю, как победить злых фашистов! В сказках, которые ты мне читала, добро всегда побеждало зло!

Мама (невестка): мой родной, какой ты славный! Но всё же пока фашисты непобедимы!

Мальчик (взрослый сын): а мы будем ещё сильнее любить друг друга, ведь любовь - это добро, а значит она должна победить!

Спускаются со сцены под грустную мелодию, обнимают свою дочь и отдают ей кукол, девочку уводит её бабушка - жена. Бабушка плачет, сидя у стола.

НЕВЕСТКА (под первые звуки мелодии): скольких детей и матерей разлучила война, сколько детей погибло, так и не успев родиться, сколько женщин не смогли познать радость материнства из-за войны!

Звучит песня "Бухенвальдский набат" (отрывок лучше в исполнении "Непосед", чтобы был детский голос, на фоне песни - идет клип). Все встают.

Сцена 7. Вышивка.

ДОЧЬ (обращаясь к членам семьи): привычно говорить "женщина-мать", а можно быть женщиной-лётчицей, подпольщицей, партизанкой, миномётчицей, снайпером? В годы войны эти статусы были нормой для представительниц слабого пола.

БАБУШКА: да, известно, 93 женщины стали Героями Советского Союза, почти половина из них - посмертно!

ДОЧЬ (с гордостью): 34 были лётчицами, 27 - подпольщицами-партизанками, 15 - санитарными инструкторами, 14 - телефонистками, одна женщина - танкист!

ЖЕНА (появляется в дверях): танкист? Разве женщинам позволялось управлять военной техникой?

ДОЧЬ: Мария Васильевна Октябрьская (портрет появляется на экране) - советский танкист, Герой Советского Союза. Отважная женщина!

На сцене - интерьер русской избы, сундук, стол, лавка, на столе утюг, гора белья, полотенец. Появляются девушка и женщина, обе несут ткань, холсты.

ОКТЯБРЬСКАЯ: дочка, ты прогладила все заготовки? Сколько там получилось?

ДЕВУШКА (весело): да, почти 50 рубах готово (показывает на стол) и салфеток около сотни штук!

ОКТЯБРЬСКАЯ: хорошо мы поработали с тобой! Вышивка приносит неплохой доход! Можно ещё внести денег в фонд обороны!

ДЕВУШКА: да уж, почитай, 50 тыщ отправили! Может, мы зря всё это затеяли? Письмо товарищу Сталину написали! Что-то долго нет ответа на наше письмо! Может, что не так? (Читает письмо по слогам).

"Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета обороны. Верховному Главнокомандующему. Дорогой Иосиф Виссарионович! В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком. Шлю Вам горячий привет и желаю здравствовать долгие, долгие годы на страх врагам и на славу нашей Родины".

ОКТЯБРЬСКАЯ: и я снова буду писать, чтобы мне разрешили отправиться на фронт. Уже несколько раз отказывали, говорят, по состоянию здоровья, лечитесь -лечитесь! Как я могу лечиться, когда фашисты прут на нашу Родину?

Появляется почтальон с сумкой наперевес.

ПОЧТАЛЬОН: здравствовать желаю, примите телеграммку. Из Москвы, кажись! (Вручает телеграмму).

ОКТЯБРЬСКАЯ (приседает на лавку): ох, батюшки, дождались! (Берёт телеграмму и читает её вслух). "Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет. И. СТАЛИН." (На экране можно запустить кадры из документального с голосом Сталина).

ДЕВУШКА: исполнено, ура, исполнено! (Выхватывает бумагу из рук и размахивает телеграммой, убегает).

Октябрьская лезет в сундук, достаёт шлем танкиста, надевает его и возвращается к столу, берёт утюг и спокойно начинает гладить, потом резко ставит утюг, снимает головной убор, крутит его в воздухе и выбегает с криком "Эх!"

ДОЧЬ (внизу): знаете, а ведь танк «Боевая подруга» со своей бригадой дошёл до Кёнигсберга. Танки с этим именем подбивали три раза, но танкисты присваивали имя «Боевая подруга» новым танкам в память о своей «маме», как они называли Марию Октябрьскую.


Сцена 8. Находка.

Диалог внизу под сценой.

ЖЕНА: женщины - уникальные создания. Вот в годы войны, знали, что их убьют, и всё-таки пытались в последние минуты свой жизни спасти близких, особенно детей! Переживали за них больше, чем за себя, даже на расстоянии!

ДОЧЬ (обнимая мать): откуда ты это знаешь, мам? Ведь ты родилась после войны!

ЖЕНА: удивительный способ оставить о себе память потомкам придумали в одном гетто в 1943 году! Ты не поверишь!

На сцене интерьер тюремной камеры, окно с подоконником, по углам сидят истощённые женщины в грязной одежде с нашивками в виде жёлтой звезды.

1-Я ЖЕНЩИНА (трогая за плечо соседку, уставившуюся в одну точку): как тебя зовут, дорогая?

2-Я ЖЕНЩИНА (из другого угла): у неё, должно быть, что-то случилось! Оставь её в покое!

СОСЕДКА: простите, я только что отправила сыночка, моего Якоба (плачет, опускает голову)...

1-Я ЖЕНЩИНА: куда отправила?

СОСЕДКА (выкрикивает): ему сделали фальшивый паспорт, помогли бежать... куда бежать, не знаю, я теперь ничего о нём не знаю!

2-Я ЖЕНЩИНА: ты счастливая, ты ему шанс дала, возможность попробовать выжить, радуйся!

СОСЕДКА (уставившись в одну точку): я всё вспоминаю наш дом, сад перед окнами, высокий забор... я пеку мягкий белый хлеб... сейчас придёт мой Якоб... мы будем пить чай... говорить ... я его обниму...

1-Я ЖЕНЩИНА (проводит рукой перед глазами соседки, пытается передать ей клочок бумаги): имя, напиши своё имя! Не умеешь писать, так скажи, я напишу!

СОСЕДКА (очнувшись): зачем?

2-Я ЖЕНЩИНА: мы спрячем список с нашими именами. Может, и найдёт кто. Говорят, память живых даёт силу Там (показывает вверх). Может, твой Якоб узнает о тебе!

СОСЕДКА (пишет имя на клочке огрызком карандаша): ты права, это же и есть наша Победа над фашистами - память! Победа над страхом, над смертью, над болью (хохочет). Мы победили, если о нас будут помнить, например, лет через 70! Мы победили!

Женщины встают, приближаются к окну, возятся возле него несколько секунд, рассаживаются по углам. Звучит грустная мелодия, женщины опускают головы.

Диалог внизу.

ЖЕНА: такую находку мы нашли спустя 17 лет после окончания Великой Отечественной войны, когда обвалился подоконник в старой квартире!

ДОЧЬ: на чём же держалась такая записка с именами жертв нацизма?

МУЖ: на вере и надежде, на слезах и воспоминаниях, на страданиях и грусти,

подмешанных в оконную замазку! На любви, без которой не может быть семьи!


Сцена 9. Сказка на ночь.

Действие происходит внизу под сценой. Правнучка выбегает к столу. Муж берёт на руки правнучку и начинает её укачивать, девочка трёт глазки, требует "Сказку хочу!".

МУЖ (вполголоса): будет тебе сказка непростая, а фронтовая, мне её когда-то отец рассказывал. Слушай и засыпай!

Представь, что мы живём в большом-пребольшом волшебном лесу в тридевятом царстве. Наш дворец называется блиндаж. Это прямо такая огромная яма в земле и накрыта брёвнами. Дом так нарочно делается в земле, чтобы фашисты его не видели. Между брёвен имеется узкий проём вместо двери - туда мы входим и выходим. Окон у нас нет. Вместо печки мы поставили железную бочку, в которую закладываем дрова. Вот у нас и тепло. А чтобы было мягко, настелили на землю много пушистых веток, принесённых феями, живущими по соседству в другом блиндаже.

С утра к нам прилетают птички-невелички, они поют свою звонкую песенку, напоминая о мирной беззаботной жизни. А кукушка целый день кукует, рядом в болоте квакают лягушки и их детишки - лягушата, ползают раки. Между деревьев скачут проворные белочки, запасая тебе орешки. Особенно часто приходится встречать в лесу комаров, они противные и кусаются сильно.

Да, в нашем лесу хватает живности! Одни фашисты чего стоят: они плохие. Они совсем не любят детей, обижают ребятишек, отнимают у них пап и мам, стреляют в них. Поэтому мы носим на голове красивые железные шляпы, которые называются касками. А если нас немножко ранят в руку или ногу, можно поехать полечиться и опять вернуться в лес бить фашистов. До Победы, до Победы! Вот и сказочке конец, а кто слушал, молодец! (Встаёт с ребёнком на руках и относит его за кулисы).


Сцена 10. Менора.

Внизу зажигают свечи в специальном подсвечнике - меноре, начинает бабушка, потом почти каждый ставит свою свечу.

БАБУШКА (бормочет): свеча горит - память живёт! Мы помним - помнят нас!

ВЗРОСЛЫЙ СЫН: ба, расскажи какую-нибудь поучительную историю!

БАБУШКА: Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие. Где он только не был! В безводной пус­тыне и штормящем море, в плену у разбой­ников и на вершине проснувшегося вулка­на. Однажды едва льву в пасть не попал, но ни одного, даже самого маленького чуда так и не увидел. Так ни с чем и вернулся домой. Переступил родимый порог и, оглянув­шись, сказал: - Это просто чудо, что я вернулся жи­вым!..Сказал и ахнул. Потому что вдруг по­нял, что чудеса всегда вокруг нас. Только мы их почему-то не замечаем...

Поднимаются на сцену.

МУЖ: чудо, что мы вместе!

ЖЕНА: чудо, что нас окружает большая семья!

ВЗРОСЛЫЙ СЫН: чудо, что мы видим чистое голубое небо!

МЛАДШИЙ СЫН: чудо, что поют птицы!

НЕВЕСТКА: чудо, что мы пережили войну!

БАБУШКА: чудо, что на земле мир!

ДОЧЬ: чудо, что есть любовь!

 Голос за кадром: Вечные профессии - мать, отец, бабушка, дочь, сын, внук. Любить, чувствовать, сопереживать не учат в школе, это делается по желанию души и велению сердца. Чувствовать себя частью большой семьи более значимым было в годы войны, когда особенно остро ощущалась потребность в заботе и милосердии. Семья для тех, кто прошёл войну, стала маяком, огоньком, к которому хотелось наконец вернуться и ощутить тепло домашнего очага. Война не обошла стороной ни одну семью. В каждой были свои герои и свои жертвы! Вечная им память!

Звучит песня из к/ф "Офицеры".

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.