Сценарий семинара для родителей «Что такое СДВГ?»

6
0
Материал опубликован 29 December 2022 в группе

Семинар для родителей детей с СДВГ


Сценарий семинара «Что такое СДВГ»

Участники семинара: воспитатель, педагог-психолог, родители учеников с СДВГ


Подготовка

За две недели проинформируйте семьи детей с СДВГ о предстоящем семинаре. Например, разошлите через электронную почту приглашения по образцу (см. ниже).


Образец. Приглашение на семинар для родителей

«Уважаемые ____________________________________ (И.О. родителей)! Приглашаем вас принять участие в семинаре на тему “Что такое СДВГ”. Вы узнаете, какие особенности поведения ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью необходимо учитывать в его воспитании и обучении. Сможете задать вопросы воспитателю, педагогу-психологу, поделиться предложениями. Семинар состоится _______________ (дата, время) в кабинете №____________».


Сделайте ксерокопии рисунков, поделок или выполненных заданий дошкольников с СДВГ. Достаточно одной-двух страниц для каждого ребенка с СДВГ с сохранением анонимности (не указывайте имя и фамилию).

Запишите сами и попросите коллег, которые работают с группой, записать их претензии и пожелания к детям с СДВГ.


Проведение семинара

1. Вводная часть. Поприветствуйте родителей, поблагодарите за то, что они нашли время прийти, предложите занять удобные места. Желательно проводить семинар за круглым столом.

Сообщите главную цель встречи: обсудить особенности развития и обучения детей с СДВГ, поделиться опытом.

2.Теоретическая часть. Расскажите, что такое СДВГ, как проявляются симптомы. Можно делегировать рассказ педагогу-психологу. Раздайте родителям памятки.


Памятка 1. Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это самое распространенное неврологическое нарушение у детей. Название этого синдрома хорошо раскрывает его суть. Ребенку с СДВГ свойственны:

1. Дефицит внимания. Не хватает способности сосредоточиться на деле, удержать внимание на чем-то, регулировать свои психические процессы.

2. Гиперактивность. Это повышенная двигательная, речевая, психическая активность.

3. Двигательная расторможенность. Чрезмерное количество движений, высокая подвижность, неусидчивость, неловкость, неуправляемость, суетливость поведения. Возникает, когда ребенок устал. Носит хаотичный характер.


Памятка 2. Симптомы СДВГ

Обратите внимание на ребенка 6 лет и старше. Можно констатировать СДВГ, если дошкольник:

не может удержать внимание на одном деле дольше 5 минут;

постоянно отвлекается во время выполнения дела;

неусидчив;

постоянно меняет позу, когда сидит;

двигается больше и суетливее, чем его ровесники;

много болтает;

чем сильнее устал, тем меньше способен сосредоточиться и тем более двигательно расторможен;

не может сконцентрировать внимание, даже когда увлекается заданием
и пытается сосредоточиться;

не доводит дела до конца, не заканчивает начатое;

быстро теряет ко всему интерес;

постоянно меняет игры и занятия;

импульсивен: делает, не обдумывая, «лезет, не разбирая дороги»;

плохо умеет собирать свои вещи после занятия, многое забывает, теряет, где-то оставляет.


Причины СДВГ в настоящее время окончательно не установлены. Но есть мнение, что СДВГ возникает как результат легкой дисфункции ЦНС. Например, у недоношенных и переношенных детей, в результате гипоксии во время беременности и родов, осложнения беременности и родов, при резус-конфликте ребенка и матери. Также СДВГ у ребенка возникает в результате родовой или ранней черепно-мозговой травмы, в ряде случаев – если возраст матери менее 19 или более 35 лет, а возраст отца более 39 лет.

Причины СДВГ – не результат действий ребенка или родителей. Это врожденные факторы или обстоятельства, которые связаны с течением беременности и родов. Ребенок и его родители не виноваты в появлении СДВГ.


Кейсы для родителей. СДВГ влияет на деятельность и достижения ребенка, особенно в познавательной области. Чаще всего у детей возникают трудности. Они не могут:

ровно и спокойно сидеть, не переговариваться, соблюдать дисциплинарные требования, спокойно поднять руку;

выполнять без напоминаний и правильно инструкцию, задание;

аккуратно писать, рисовать, чертить;

в школе им сложно выдержать 40-минутный урок, подавить свою активность, сосредоточиться на деле.

Из-за симптомов СДВГ ребенок часто оказывается в ситуации неуспеха. Интеллекта ему хватает, а способностей приложить его к делу – нет. Рассмотрим примеры работ детей с СДВГ и поговорим подробнее об их проблемах.

Кейс 1. Педагог показывает ксерокопии рисунков или работ детей с СДВГ и просит родителей рассказать, какие особенности работы детей они заметили. Можно для сравнения дать ксерокс тех же заданий, которые успешно выполнили дети без нарушений внимания.

Желательно дать родителям 5–10 минут на совместное обсуждение, затем выслушать их мнения.

Что можно подсказать родителям:

Наводящий вопрос

На что родители должны обратить внимание

Работа аккуратная?

Размещение рисунков или букв на листе, тщательность проработки деталей, помарки

Где на вид работа лучше?

В начале занятия или к концу

Заметили ли вы ошибки из-за невнимательности ребенка?

Не доведенное до конца задание, замена или пропуск букв, пропущенные фрагменты задания
и т. п.

Какой кажется графическая деятельность детей?

Письмо, рисование, начертание линий


Устойчивый ли почерк?

Размер, наклон букв, аккуратность написания

Все ли успел сделать ребенок?

Можно сравнить с работой ребенка без СДВГ

Как вы считаете,
на что обратит внимание воспитатель?

Расскажите о том, на что вы обращаете внимание


Получив ответы, подведите родителей к выводу о том, что из-за СДВГ дети делают множество мелких, но снижающих качество работы, ошибок. Подчеркните, что дело не в умственных способностях или дурном воспитании ребенка. Причина в его неспособности сосредоточиться, проверить себя, проявить усидчивость.

Кейс 2. Воспитатель просит родителей в парах описать небольшое событие – в виде вербальных высказываний, которыми обмениваются участники ситуации.


Пример

Попросите родителей описать покупку чашки кофе

Латте, пожалуйста.

Сахар надо?

Нет, спасибо.

99 рублей.

Спасибо.

Приходите к нам еще.


Затем воспитатель просит аналогичным образом описать небольшой фрагмент из жизни ребенка с СДВГ: сборы в садик, изготовление поделки, уборка игрушек. Один родитель изображает ребенка с СДВГ – отвлекается, шумит, забывает, вертится, другой – взрослого, который с ним взаимодействует. Для начала можно предложить наиболее контактному родителю разыграть ситуацию, когда ребенку с СДВГ приходится ждать, пока мама совершит покупки в большом магазине. При этом воспитатель будет играть ребенка.


Что можно подсказать родителям:

ребенок отвлекается, ему надоедает, он все время отзывается на какие-то другие стимулы, но и они захватывают его ненадолго;

взрослый поторапливает, напоминает, укоряет, раздражается;

качество деятельности постоянно страдает;

ребенок чувствует недовольство взрослых, нервничает, становится еще менее внимательным.

Расскажите о том, как вы видите жизнь детей с СДВГ в садике. Подведите родителей к выводам, что ребенка с СДВГ часто критикуют, делают ему замечания. Его ежедневный негативный опыт постоянно пополняется. От этого дошкольник еще сильнее напрягается, устает, его поведение и результаты становятся хуже.


Основные рекомендации родителям. Воспитатель знакомит семью с основными рекомендациями, как взаимодействовать с ребенком с СДВГ (памятка 3 для родителей).


Памятка 3. Как вести себя с ребенком с СДВГ

1. Помните: ребенок не виноват, что невнимателен, неусидчив и расторможен. Это особенность работы его нервной системы. Не судите поведение ребенка как проявление его «злой воли». Помните, он не умеет с этим справляться и страдает на любых занятиях.

2. Правильно организуйте режим дня ребенка. Режим должен быть устойчивый, предсказуемый. Обязателен не менее чем 8-часовой сон. С утра до садика полезно делать двигательную разрядку, по 10–15 минут: зарядку дети с СДВГ обычно не любят, а свободная двигательная активность им нравится. Можно танцевать, висеть на шведской стенке, гонять мяч, изображать ниндзя
и т. д.

Движения должны быть свободными, активными – такими, как захочет ребенок. Дорога в сад желательна не на транспорте, а пешком. В садике нужна частая двигательная разрядка: физминутки, подвижные игры, смены позы, свободная беготня. Предупредите об этом других работников детского сада. Не позволяйте дошкольнику приносить в сад гаджеты – будет играть вместо движений, и это усугубит проблемы.

Разрешайте ребенку отдохнуть после возвращения из садика. На телевизор и гаджеты отводите не больше часа в день. Время на подвижные игры должно минимум втрое превышать время на гаджеты.

3. Организуйте место для занятий ребенка так, чтобы ему не на что было отвлекаться. Желательны отдельная хорошо проветренная комната, чистый стол, на котором только необходимые принадлежности, тишина. Чередуйте типы деятельности (найти, почитать, рассказать, нарисовать, изготовить). Каждые 20 минут делайте паузу на 2–3 минуты. В это время давайте ребенку подвигаться, попить воды, поговорить.

4. Корректируйте свои ожидания к ребенку. Поймите: ребенок не может управлять вниманием только потому, что так хотят взрослые. У него пока нет инструмента для этого. Постепенно симптомы будут становиться слабее, а навыки саморегуляции сильнее. Но это требует терпения и усилий.

5. Давайте короткие понятные задания. Говорите кратко. Делите задание на части.

6. Помните, что ребенку с СДВГ нужны «внешние помощники». Это памятки, примеры выполненного задания, карточка с алгоритмом действий, режим дня. Можно использовать две-три любимые игрушки, которые будут держать
в лапах записки с крупным коротким текстом. Например, «Проверь, как сделал», «Собери нас в ящик».

7. Играйте с ребенком в игры, которые требуют внимания
и усидчивости.
Начинайте с самых простых: «съедобное – несъедобное», «да – нет не говорить, черное – белое не надевать», «покажи все предметы … цвета», «перечисли все предметы в комнате, которые смогут влезть в 3-литровую банку (помни, что горлышко у нее узкое)», «найди отличия», настольные игры.

8. Не ругайте за ошибки и промахи, а обсуждайте их. Спрашивайте, как ребенок относится к своему результату, почему, по его мнению, у него появились ошибки, может ли он исправить их сейчас. Помните, что важно научить ребенка работать интеллектуально, усваивать и использовать информацию. Если критиковать и ругать, то это только оттолкнет его от познавательной активности

и может негативно сказаться на самооценке.

9. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. У ребенка с СДВГ есть свои интересы, активность, высокая скорость, живость, непосредственность. Поощряйте достижения, хвалите, выражайте свою гордость и любовь.

10. Проконсультируйтесь с педагогом-психологом. Возможно, есть какие-то особенности воспитания и взаимодействия, которые осложняют поведение ребенка.


Обсуждение. Предложите родителям высказаться, обменяться советами, которые помогают общаться с детьми. Можете спросить у родителей, в каких играх и занятиях дети проявляют больше внимания, чем обычно. Как родители реагируют на особенно бурное поведение, как помогают детям настроиться на работу.


Заключительная часть. Спросите родителей, хотят ли они что-то спросить у вас или психолога. Ответьте на вопросы. Если у вас нет готового ответа, скажите, когда вы сможете его дать и каким образом – созвониться, написать в мессенджере, обсудить на личной встрече и т. п. Попросите родителей анонимно написать их пожелания и замечания к ДОО. В завершение поблагодарите участников за работу, раздайте распечатанные памятки.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.