Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ на тему:
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги! Сегодняшнюю нашу встречу предлагаю начать с выполнения небольшого теста, состоящего из 10 вопросов. На каждый вопрос отвечайте «Да» или «Нет». (Вопросы представлены на слайде и на индивидуальных бланках).
Если какое-либо событие вызвало у меня негативную реакцию, я быстро справляюсь с этим и держу эмоции под контролем.
Когда нужно успокоиться, я достаточно быстро достигаю этого состояния.
Я понимаю, что чувствует человек, едва взглянув на его лицо и увидев его эмоции.
Негативные эмоции - это не абсолютное зло, они часто помогают понять, что нужно изменить в жизни.
Я внимательно отношусь к проблемам других людей, и меня не напрягает выслушивать их, давать им советы.
Я не зацикливаюсь на негативе и быстро переключаюсь на что-то приятное.
Когда мои друзья в плохом настроении, мне быстро удается настроить их на лучшее.
Когда я выступаю перед большим количеством людей, я почти не нервничаю.
Я умею нравиться людям, и это часто помогает мне добиться успеха.
Я могу понять чужую точку зрения, даже если думаю совсем по-другому.
Как вы считаете, какую сферу психики мы сейчас тестировали? (Ответы педагогов). Верно, мы изучали уровень своего эмоционального интеллекта.
Результаты:
Если вариантов «Да» насчитывается от 8 до 10, ваш уровень ЭИ считается высоким, если от 5 до 7 — средним, если менее 5 — низким.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) является одним из важнейших «мягких» навыков, который необходимо развивать с раннего детства (Ирина Борзова «Soft skills – навыки XXI века»). Этот навык можно и нужно развивать человеку всю жизнь, поэтому при выполнении теста каждый может определить, над чем ему нужно ещё поработать, чтобы совершенствовать свой ЭИ.
Что такое ЭИ? Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.
Выделяют следующие компетенции эмоционального интеллекта:
Умение узнавать и осознавать свои чувства;
Умение правильно переживать фрустрацию (ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям);
Умение изменять свои чувства;
Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию;
Умение управлять своими чувствами;
Умение строить эмоционально теплые отношения.
Понятие «эмоциональный интеллект» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Впервые этот термин был употреблен в 1990 году Джоном Майером и Питером Саловеем.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Так бывает, что успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично». Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Используются такие методические средства, как:
ролевые игры;
психогимнастические игры;
коммуникативные игры;
игры и задания, направленные на развитие произвольности;
игры, направленные на развитие воображения;
релаксационные методы;
использование эмоционально-символических методов.
Давайте попробуем немного расслабиться и поиграть в специфические игры, которые непосредственно направлены на развитие эмоциональной сферы:
1 игра «Мои качества»
Цель: познакомить педагогов с игрой, направленной на осознание ребенком того, что в каждом человеке есть как отрицательные, так и положительные качества.
Психолог: Я буду называть качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас:
- положите свою руку на грудь те, кто старается быть искренним с другими;
- встаньте и помашите мне рукой те, в ком есть такое качество как отзывчивость;
- троньте себя за ухо те, в ком встречается лень;
- поднимите руки вверх те, кто умеет радоваться;
- сожмите руки в замок, у кого встречается зависть;
- протяните руки ко мне те, кто сегодня кого-нибудь жалел или сочувствовал кому-то;
- покажите кулак те, кто сегодня злился;
- встаньте и поклонитесь те, в ком есть такое качество как смелость.
Спасибо за честные ответы.
2 Мимическая игра: «Передавалки»
Передай улыбку соседу (по кругу)
Передай «сердилку» (сердитое выражение лица)
Передай «испуг»
Передай «спокойствие»
Передай «страшилку»
Передай «смешинку»
Передай приветствие и т.д.
3. Игра «Продолжи фразу и покажи» (социальная чуткость)
Психолог задает вопросы, а участники отвечают:
- Если на улице холодно, а у друга в руке сумка и нет рукавиц, как вы поступите? (поделюсь одной рукавицей)
- Если вы увидите, что сильный обижает слабого, то как поступите вы? (приду на помощь, вызову милицию…)
- Если увидите бездомного котенка, что вы сделаете? (заберу домой, покормлю)
- Если вашему другу плохо, он плачет. Что делать? (Поговорить, утешить ..)
- Если кому-то надо выступать, а он сильно волнуется, как вы поступите? (помогу настроиться, успокоиться)
- Если вас в чем-то обвиняют, а вы не виноваты, как поступить? (спокойно попросить доказательства)
- Если у вас дома отдыхают родные, которые пришли после работы или болеют, что будете делать вы? (Посижу тихонько почитаю, уйду в другую комнату…)
В такие игры полезно играть с детьми как можно чаще, так как они заставляют детей задумываться о чувствах, вызывают у них эмоциональный отклик.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
Комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры).
Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). С помощью игры дети учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Обучающие беседы, рассказ воспитателя.
Сказкотерапия - современный метод корректирования поведения и сознания ребенка, а также способ передачи жизненно важных знаний, гармонизации его личности.
Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
Арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).
Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).
Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.
Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).
Уголок настроения или ведение «Календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)
Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).
Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры, рисование, лепка.
Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность.
Воспитатель в группе – объект для подражания своих воспитанников. Для гармоничного развития эмоционального интеллекта детей, каждому педагогу важно стать их проводником в мире эмоций: научить распознавать эмоции; развивать осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций); учить детей регулировать собственные эмоциональные состояния.
Для этого важно:
1. Называть чувства и эмоции ребенка
Формируйте у ребёнка словарик эмоций, чтобы он мог сказать:
– Я так рад!
– Я злюсь!
– Я боюсь.
– Мне одиноко.
– Я грущу.
– Я беспокоюсь.
– Я скучаю.
– Я волнуюсь и т.д.
2. Показывать детям, как выражать эмоции
Расскажите и покажите детям, что они могут выражать эмоции разными способами:
✓ Сказать вам про них: «Мне грустно», «Мне смешно» .
✓ Нарисовать их.
✓ Слепить из пластилина или из песка.
✓ Через физические действия: попрыгать, побегать, потанцевать.
✓ Написать о том, что он чувствует.
✓ Рассказать через игру.
3. Называть чувства ребёнка, которые он сейчас переживает:
– Ты очень скучаешь по маме.
– Понимаю, тебе это обидно.
– Я вижу, как тебе приятно.
– Я понимаю, тебе сейчас грустно.
– Похоже, ты очень разозлился.
«Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.»
«Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен».
«Я вижу, что ты очень растерян».
«Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев».
Будьте примером для детей – говорите им о том, что чувствуете. Рассказывайте им о своих эмоциях и чувствах. Ведь дети смотрят на вас и учатся. Например, «Я радуюсь, потому что мы так здорово провели утренник», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на столе красок», «Я злюсь, когда меня не слушают»)
Также старайтесь меньше говорить и больше слушать ребёнка. И слушать необходимо очень внимательно!
4. Сочувствовать детям
Принимайте чувства ребёнка, сочувствуйте и поддерживайте его. Объясняйте и предлагайте варианты решения возникшей ситуации:
– Извини меня, я не хотела тебя обидеть, давай обнимемся.
– Давай подумаем, что можно сделать.
– Понимаю, как тебе обидно.
– Мама очень любит тебя и забирает тебя позже из садика, чтобы ты смог съесть свой полдник, т.к. это полезно для тебя.
– Предложи Диме поменяться.
– Я вижу, ты хочешь побыть одна. Приходи, когда будешь готова снова играть с нами вместе.
– Мне тоже было бы обидно, Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ.
Вариантов таких поддерживающих фраз бесконечное множество, но главное в них – это сочувствие, принятие, поддержка и УВАЖЕНИЕ к чувствам ребёнка.
И это совсем не значит, что вы должны во всём ему уступать и идти «на поводу». Вы можете придерживаться своей линии поведения, и при этом принимать чувства ребёнка и помогать ему их проживать.
Какие элементы РППС группы помогут в развитии ЭИ детей?
- Наличие зеркала
- Уголок настроения (экран настроения, календарь настроения, дневник настроения) (Дети самостоятельно определяют собственное настроение и обозначают его, что даёт возможность воспитателю обратить внимание на определённого ребёнка, возможно помочь ему)
- Наборы фотографий с различными эмоциональными состояниями людей
- Демонстрационный материал «Чувства, эмоции», «Уроки доброты» и т.п.
- Настольно-печатные игры и дидактические пособия «Определи настроение героя», «Угадай настроение» и др. (могут широко использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности)
- Схематические изображения эмоций
- Маски, изображающие эмоции (могут использоваться в театральной деятельности).
- Баночки – кричалки.
- Уголок уединения (в нем может иметься «Коврик злости», подушки для битья (боксерская груша), уголок примирения (коробка-мирилка) и т.п.)
И многое другое…
В заключение хочется сказать, что эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться… Давайте этим активно заниматься!