Семинар в рамках реализации программы дополнительного образования «Маркетинговые исследования»
СЕМИНАР «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
в рамках реализации программы дополнительного образования
Цель: освоить технологию проведения опроса, научиться разрабатывать анкету, развить навыки обработки результатов исследования и обобщения выводов.
В результате работы на занятии студент будет знать:
Правила и порядок организации опросов;
Правила и порядок составления анкет;
Достоинства и недостатки опросов.
Уметь:
Проводить маркетинговые исследования методом анкетирования респондентов;
Сопоставлять затраты времени и стоимости проведения анкетирования, делать выводы о целесообразности его проведения.
Приобретет навыки:
Разработки и составления анкет;
Проведения опроса и анализа полученных результатов;
Самостоятельная работа студентов при подготовке к практическому занятию:
Изучение основной и дополнительной литературы;
Посещение Интернет-сайтов по данной тематике;
Подготовка рефератов, сообщений.
Методические указания.
Опрос – это метод сбора первичной маркетинговой информации путем выяснения субъективных мнений респондентов (опрашиваемых) в отношении какого-либо объекта. При его организации уделяют внимание тактике и формам, методам подбора опрашиваемых лиц. Выбор метода опроса зависит от целей и потребностей конкретного исследовательского проекта.
Опрос может быть открытым и скрытым. В первом случае респондентам указывают реальную цель исследования, во втором – реальную цель не сообщают: так можно получить более искренние ответы, избежать влияния интервьюера.
По степени охвата потенциальных покупателей опрос может быть сплошным и выборочным.
В зависимости от частоты проведения выделяют одноразовые и повторяющиеся опросы. Повторяющиеся опросы называют панелью. В качестве панели может выступать группа лиц, домохозяйств (семей), организации. Панель – это вид непрерывной выборки, которая позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик.
Информацию при проведении опросов можно собирать в личной беседе, по почте, телефону, через Интернет.
Метод опроса имеет следующие достоинства:
Высокий уровень стандартизации – всем респондентам задают одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов;
Гибкость, легкость реализации – респондентов посещать необязательно, вопросы можно передавать по почте, телефону, через Интернет, можно быстро задавать вопросы, адаптированные к ответам на предыдущие вопросы, набирать случайно выбранные телефонные номера, учитывать особенности каждого опрашиваемого;
Относительно небольшие затраты времени и невысокая стоимость, широкий охват аудитории;
Возможность проведения глубокого анализа, обработки данных в реальном масштабе времени, использования методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.
Эффективность выбранного метода опроса зависит от интенсивности обратной связи с респондентами, репрезентативности (представительности, показательности) выборки, точности высказываний.
Недовольство опросами со стороны участников может быть связано с их длительностью, слишком большим числом вопросов, невниманием к опрашиваемым, слишком личным характером вопросов.
Точность результатов опроса в значительной степени зависит от качества инструментария – анкеты или бланка интервью.
Анкета – это система вопросов, объединенных общей темой, исследовательским замыслом и направленных на выявление количественных и качественных характеристик объектов анализа.
Задание рассчитано на 2 часа аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы.
Порядок выполнения задания:
Преподаватель разбивает группу на подгруппы, каждой из которых выдает задание на проведение маркетингового исследования.
Каждая подгруппа формулирует цель и рабочую гипотезу исследования, определяет объект исследования, разрабатывает план опроса, подготавливает макет анкеты и проводит предварительную оценку ее качества. В роли респондентов выступают 10-15 студентов других подгрупп.
Интервьюеры предварительно выясняют, понятны ли респонденту термины и варианты ответов, все ли варианты ответов присутствуют, не смущает ли респондентов постановка отдельных вопросов, не вызывают ли вопросы нежелание отвечать.
Интервьюеры анализируют композицию анкеты – отслеживают очередность вопросов и их взаимное влияние, скопление однотипных вопросов, ведущих к утомлению респондентов, графическое оформление анкеты.
Проводится доработка анкеты. Если планируется проведение письменного группового опроса, анкету тиражируют. Если планируют опрос по телефону, проводят дополнительную работу над «версткой» анкеты: вопросы компонуют на листах так, чтобы интервьюеру было удобно их читать и оперативно записывать ответы, определяют порядок регистрации ответов.
В подгруппе выбирают интервьюера и проводят его предварительную тренировку.
Интервьюеры проводят опрос, тщательно фиксируя ответы.
Проводится обработка полученных ответов, качественные данные преобразуют в количественную форму, делают выводы.
Подготовка презентации результатов исследования, т.е. определяются главные идеи доклада, их обоснование, иллюстрация доклада рисунками и графиками, определяется стиль, структура и продолжительность презентации.
Презентация результатов маркетинговых исследований, обсуждение результатов исследований.
Оценка работы подгрупп проводится в виде «круглого стола» студентов всей группы.
Кияйкина Наталья Федоровна
Екатерина Юрьевна Макина