Семинар-практикум «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Цель: обогащение представлений педагогов об эмоциональном интеллекте и способах его развития у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Расширять представления педагогов о важности эмоционального интеллекта для формирования личности ребенка.
Познакомить с игровыми приемами развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Создать благоприятные условия для работы в группе педагогов.
Оборудование:
Игра знакомство – большие бейджи, фломастеры, бланки диагностики для каждого участника «Волшебная страна чувств», интерпретация.
Оформление зала – эмоции, цитаты на цветных листах
Рефлексия – силуэт большого человека на стену, круги клеящиеся.
Ход семинара
Доброе утро, дорогие коллеги! Мы рады Вас приветствовать на семинаре-практикуме» «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
На протяжение нескольких лет ГМО педагогов-психологов организует семинары для педагогов города. На наших семинарах участники не пассивные слушатели, а активные участники и сегодня, не изменяя традициям мы будем работать в каком же формате.
Игра знакомство – раздаем участникам бейджи, на которых участники записывают эмоцию, цвет, животное, отражающее внутреннее состояние на момент участия (например: радостный, зеленый, заяц), затем становимся в круг, каждый участник представляет себя, присаживаемся.
Ведущий: Про уровень интеллекта (IQ) наслышаны все. А что же такое эмоциональный интеллект? Давайте разбираться вместе.
Поднимите руки те, кто имеет представление о понятии «эмоциональный интеллект»? Кто слышит об этом впервые? По ситуации, если знакомы, то дайте примерное определение, если нет выскажите предположение, о чем пойдет речь.
Коротко: эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать свои и чужие эмоции и адекватно реагировать на них.
Почему именно эту тему мы выбрали для семинара, на наш взгляд на сегодняшний день она является одной из актуальных в работе с детьми дошкольного возраста. Наблюдая за детьми, мы наблюдаем, что дети стали менее эмоциональными, а также возрастает число детей с ОВЗ, у которых страдает развитие эмоциональной сферы.
Ведущий: в погоне за ранним интеллектуальным развитием, занятиями английским с 2-х лет и скрипкой с 3-х, родители часто забывают развивать у своих детей эмоциональный интеллект. О нём психологи и педагоги заговорили около 30 лет назад. В то же время были проведены исследования, доказывающие, что дети, умеющие понимать эмоции, становятся более успешными в будущем.
Многие родители считают, что развитие эмоциональной сферы у ребёнка носит прикладной характер, то есть дети сами постепенно учатся распознавать эмоции, например, в ходе общения со сверстниками и со взрослыми, но это не совсем верно. Дело в том, что даже многие взрослые не умеют контролировать свои эмоции, принимают грусть за обиду или злость за разочарование. Отслеживать собственные чувства – это не просто «грустно» и «весело», у человека 27 основных эмоций, но полный список оттенков может доходить до трёх сотен.
Вторая причина «провала» в развитии эмоционального интеллекта детей по наитию – это технологический прогресс. Все больше времени дети проводят не в живом контакте со сверстниками, а за экранами своих гаджетов. На фоне этого психологи даже заговорили о феномене «засушливого сердца», при котором дети становятся менее эмоциональными, теряют отзывчивость. Поэтому эмоциям нужно учить, как счёту или письму. Зачем?
Отсюда вытекают причины почему мы должны развивать эмоциональную сферу малыша:
При эмоциональной бедности ребёнок может «тормозить» и в интеллектуальном развитии. Это будет мешать в детском саду, в школе, на дополнительных кружках.
Развивается способность регулировать проявление своих эмоций. Например: ребёнку не купили новую игрушку, он начинает кричать. Крик – это единственное выражение негативных эмоций, которое ему доступно с рождения. А тут ему стало неприятно. Как, почему – он не знает, понимает только, что неприятно, а значит, нужно кричать. И только тогда, когда он может понять, что им движет именно разочарование, он сможет выдавать разные реакции на разные эмоции. Он получает возможность решать проблему разными способами, поэтому и выражать эмоции будет по-разному.
Развитие компетентности в общении. Понимая чувства других людей, ребёнок научится поддерживать с ними отношения, сочувствовать. В этом умении берут начало лидерские качества, а также развитие уважительных семейных отношений.
Со временем развитый эмоциональный интеллект укрепит уверенность в себе, научит самовыражению, позволит быстрее принимать решения, а также хорошо разбираться в людях. Ребёнок, понимающий свои эмоции, гораздо проще справляется со стрессовыми ситуациями, растёт более мотивированным и успешным во всех сферах жизни. Привлекательное описание, не правда ли?
Коллеги, как Вы считаете достаточно ли у Вас развит ЭИ. Это очень легко проверить по чек-листу на слайде себя, а также своих воспитанников, чтобы понять, нужно ли вам углубиться в эту тему.
Если вам и вашим воспитанникам есть над чем поработать, то сегодня это то место и время, где мы познакомим Вас с игровыми методами развития эмоционального интеллекта.
Этапы развития EQ- развивается поэтапно
Но прежде, чем мы приступим к практической части, проведем диагностику психоэмоционального состояния по методике «Волшебная страна чувств»
(Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Практическая часть подбираем игры на следующие виды эмоций на свое желание, либо можно использовать игровой материал на другие виды эмоций
Страх
Радость.
Грусть.
Вина.
Удивление.
Обида.
Злость.
Рефлексия
Один из лучших подарков, который педагоги могут сделать ребенку, - это научить его понимать свои эмоции и управлять ими. Ведь впереди у ребенка путь длиною в жизнь, в котором эмоциональная сфера, эмоциональное лидерство наряду с логикой и мышлением станут его помощником и палочкой выручалочкой в сложных жизненных ситуациях.
Благодарю вас, уважаемые коллеги, за ваше активное участие в работе семинара-практикума. Поделитесь своими впечатлениями, пожалуйста. Интересен ли вам был представленный материал? Что изменится в вашей работе с детьми после информации, которую вы сегодня услышали и увидели? Творческих вам успехов!
Голова – я об этом буду думать использовать или не использовать.
Руки – я заберу это с собой, буду использовать сама и поделюсь с другими.
Ноги – мне было не интересно и использовать не буду.
4
Бобровницкая Виктория