Статья на тему «Семья и школа. Шаг на встречу»
Мы живем в стремительно развивающемся мире. Современные технологии поражают воображение, а научные открытия не перестают удивлять. Но вместе с тем остаются вопросы, от решения которых зависит будущее человечества. Будущее, как в России, так и во всем мире, безусловно, за молодым поколением. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать бытовые и профессиональные трудности. Однако статистика показывает неутешительные факты. По данным Министерства здравоохранения и развития четко прослеживается от начала до конца обучения общее ухудшение здоровья обучающихся. За последние 10 лет число детей с хронической патологией возросло в 2,1 раза. Только 10 % детей условно можно назвать здоровыми, 50 % имеют патологию, 40 % относятся к группе риска. Уровень физической подготовленности обучающихся, не отвечает требованиям. Страна быстро «стареет», поэтому проблема быстро ухудшающегося здоровья становится приоритетной национальной проблемой. Здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой системы. Многие дети младшего школьного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии. Статистика хронических заболеваний обучающихся на примере начальной школы МБОУ СОШ № 221 на 2019 год показала: нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) -28,2%; органов пищеварения – 33%; органов зрения-10%; требуется санация полости рта – 35%. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплена значимость профилактических мероприятий в области охраны здоровья граждан, а основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление « О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства и правительства за будущее страны. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. признает семейную политику одним из приоритетных направлений социальной политики. Под влиянием уклада семейной жизни формируется нравственная и общественная направленность личности ребенка, его ценностные ориентации и психологические установки. Достижение успеха в процессе воспитания детей возможно только при условии взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В основе новой философии взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты признаны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность. Закон «Об образовании» обязывает родителей создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, проявлять заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом воспитании, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности. Педагог-профессионал протягивает руку родителям для союза, потому, что он знает, что может предложить семье в целях достойного воспитания школьника. Взаимодействие учителя и родителей важно на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение оно приобретает в первые годы пребывания ребенка в школе, когда ребенок особенно тесно связан с семьей, еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением.
В исследовании и решении проблемы здоровья подростков, здорового образа жизни внесли вклад ученые: В.М. Бехтерев, Л.С. Выгодский, Н.А. Амосов, В.Ф. Базарный, И.И. Брехман, И.И. Буянов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицин, Б.Н. Чумаков, Ш.А. Амонашвили, В.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Я. Корчак, С.В. Попов, В.А. Сухомлинский и другие.
Таким образом, семье просто необходима поддержка и сопровождение в вопросах формирования основ здорового образа жизни (ЗОЖ) как системы общеукрепляющих и общегигиенических факторов, повышающих адаптивные возможности организма и способствующих полноценному выполнению человеком социальных функций и достижению активного долголетия.
К великому сожелению современная семья претерпела серьезные изменения: во многом женщина вышла на первый план. И воспитание ребенка не исключение. Связь семьи со школой чаще всего осуществляется только через мам. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасного внутреннего эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни, и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка и функции в семье.
Женщина - «сердце» семьи, ее эмоциональный лидер.
С давних времен женщина - хранительница домашнего очага, от нее зависит погода в доме. Женщина – мать обладает удивительным даром материнской любви. Рядом с мамой ребенок чувствует себя в безопасности, он доверяет ей полностью. И от того, чему она (с папой вместе) сможет научить своего ребенка, какие знания ему передаст и какие привычки привьет, будет зависеть его Здоровье.
У современной мамы очень большая загруженность: она трудится и дома и на работе. Дефицит времени, переутомление не дают возможности уделять достаточно времени своему здоровью.
Мудрая английская пословица гласит: «Не надо воспитывать детей, они все равно будут похожи на нас». Личный пример родителей - что может быть действенней для ребенка. А совместно проведенное время: игры, прогулки на свежем воздухе, занятие спортом или физическими упражнениями, станет залогом в формировании здорового образа жизни в семье.
Учитывая создавшуюся ситуацию и пожелание мам на базе нашей школы организовывается «Клуб здоровых мам» под девизом :
ЗДОРОВАЯ МАМА = ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ