Статья на тему «Шаг навстречу»
Начало обучения в школе – один из наиболее важных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Происходят изменения в жизни ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. В семье, где появляется первоклассник, тоже возникают свои проблемы.
Постановка проблемы:
Дальнейшая жизнь наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые умения, которые помогут им занять активную позицию в жизни, развиваться и реализовать свои возможности в условиях школьной и внешкольной деятельности. В этом должны помочь им «мы» -это классный руководитель и родители. «Союз трех» -учитель, ученик, родитель при слаженной работе и четком планировании может избавить от различных «подводных камней».
Совместно с родителями мы создали проект, который назвали «Шаг навстречу».
Таким образом, мы смогли выделить следующие проблемы:
формирование единого сплоченного коллектива;
неумение правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
педагогическая помощь родителям.
Содержание работы:
Девиз нашего союза «Как важно, вовремя замечу, друг другу сделать шаг навстречу». Работу решено было построить по принципу «5 –У»: учимся планировать, учимся разрабатывать алгоритм действий, учимся без конфликтов участвовать в делах, учимся дружить, учимся подводить итоги.
При создании основывались на возрастные особенности учащихся. Для реализации проекта в классе создано несколько микрогрупп: «Здоровье», «Труд», «Семья», «Друзья». Кураторами групп стали родители. Класс был разделен на 4 группы. В конце каждого месяца подводим итог работы группы, которая заключается в выполнении тех или иных заданий. После этого состав групп меняется. Так в течение учебного года ребята смогут быть в каждой группе несколько раз. Тем самым будет происходить так называемая «работа над ошибками». Родители остаются кураторами на своей группе. Это позволяет им пообщаться с разными детьми класса. Обратить внимание на своего ребенка и понаблюдать, как он ведет себя.
Для реализации проекта необходимо было построить взаимоотношение и взаимодействие со всеми родителями класса. Необходимо было выявить ресурсы, которыми владеют родители, чтобы поделиться ими с детьми. Они охотно включились в эту работу.
Деятельность: организация и проведение классных мероприятий, акций, конкурсов и соревнований.
Формы и методы реализации проекта: внеклассные мероприятия, беседы, презентации, экскурсии, праздники, соревнования.
Основные принципы деятельности:
1. Принцип самостоятельности (Прояви себя – это реально!)
2. Принцип ответственности (Познай себя – это интересно!)
3. Принцип равноправия и сотрудничества (Сотвори себя – это необходимо!)
4. Принцип коллективности (Утверди себя – это возможно!)
Срок выполнения проекта: сентябрь 2021г - май 2022г
Ожидаемые результаты:
1. 100% учащихся примут участие в совместной практической деятельности, предусмотренной проектом.
2. Низкий процент конфликтов в классе при работе в команде. У большинства детей проявится толерантное отношение друг к другу. Сформируется сплоченный детский коллектив.
3. 50% учащихся, с помощью педагога и родителей научатся планировать свое время, анализировать свои поступки, делать выводы.
4. 100% родителей примут участие в работе над проектом.
Схема осуществления проекта:
Этап | Содержание работы |
Мотивационный этап. | Определение алгоритма работы над проектом методом "Мозгового штурма" и целей проекта, его результата на родительском собрании. Выбор инициативной группы. |
Планирующий-подготовительный этап. | Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы проекта). Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. Распределение задач (обязанностей) между членами инициативной группы. |
Информационно-операционный этап. | Сбор и уточнение информации (основные инструменты: просмотры, наблюдения, и т.д.). Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Анализ информации. Формулирование выводов. |
Рефлексивно-оценочный этап. | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. |
Механизм реализации проекта:
№ | Мероприятие | Дата |
1 | Определение проблемы, "мозговой штурм" с родителями. | родительское собрание (сентябрь) |
2 | Знакомство с темой проекта учащихся: в школе, классный час. | сентябрь |
3 | Выбор тем в рамках общей темы. Сбор информации по выбранной теме, подготовка материалов. | в течение октябрь |
4 | Работа над проектом (совместное планирование работы объединения, выбор командира, деление на группы, распределение обязанностей между группами и участниками, подготовка и проведение мероприятий, подведение итогов работы групп на классном классе). | октябрь - май |
5 | Анализ реализации проекта: представление презентации и видеофильма на празднике «Прощание с 1 классом» | май |
В рамках данного проекта также в помощь родителям каждую пятницу классным руководителем проводился «Пятничный час». Когда родители могли прийти и задать вопросы, которые их беспокоят, что-либо предложить и т.п.
Также оправдал себя коллектив отцов класса. Они активно включились в работу. Это не только беседы и рассказы, но и практические занятия. Это очень хорошо сказалось на детях, в чьих семьях нет папы.
Литература:
1.Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год)
2.Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82 – ФЗ (ред. от 20.07.2012)
3.Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». - Проблемы школьного воспитания, № 2/1995.
4.Журнал «Начальная школа».- № 7, 2011г.
5.Журнал «Управление начальной школой» - №6, 2010г.
6.Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2011. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
7.Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 368с. – (Мозаика детского отдыха).
Приложение
Фото с мероприятий