Статья на тему «Семья + школа = творческое сотрудничество»

3
0
Материал опубликован 3 December 2020

Семья + школа = творческое сотрудничество


Л.Н.Поваляева, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Хрущёвка им.Героя Российской Федерации О.А.Пешкова Липецкого муниципального района Липецкой области

Статья знакомит с опытом работы классного руководителя, пропагандирующего совместную творческую деятельность учащихся и родителей. В статье приводятся примеры мероприятий, цель которых - сформировать у обучающихся уважительное отношение к семейным традициям, к памяти защитников Отечества, бережное отношение к природе.

Ключевые слова: сотрудничество, родительское сообщество, эффективность, воспитательный процесс, семейные ценности, традиции, патриотическое воспитание.

Важным документом, провозгласившим в качестве приоритетного принципа государственной политики в области образования государственно-общественный характер управления образованием, является Закон Российской Федерации «Об образовании». Как указывается в этом документе, государственно - общественный характер управления образованием предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением не только педагогов, но и учащихся образовательного учреждения и их родителей.

Федеральный закон № 83-ФЗ (от 8 мая 2010 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определяет важные задачи по внедрению и совершенствованию форм государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений с целью повышения качества российского образования.

В школах Липецкого муниципального района вопросу общественного участия в управлении образовательным учреждением уделяется особое внимание. Для того, чтобы этот процесс протекал успешно, в гимназии создаются определённые педагогические условия. Они тесно связаны с работой классного руководителя, который может и должен играть ведущую роль в организации сотрудничества, содружества и сотворчества учащихся и родителей. Именно от классного руководителя зависит создание в коллективе творческой атмосферы, побуждающей учащихся и родителей к коллективному и индивидуальному творчеству, к проявлению и развитию своих склонностей и способностей.

Задачи, стоящие перед современной школой, требуют от классного руководителя знаний о каждом ученике, его увлечениях, его достижениях и проблемах. Организационно-педагогическая деятельность в работе классного руководителя занимает огромное место: необходимы целостные и адекватные представления о ситуации в семье каждого обучающегося; важны партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и атмосфера взаимоподдержки и общности интересов. Учитель нуждается в помощи родителей. И свою работу с родителями организует таким образом, чтобы воспитание в учебном заведении и в семье воспринималось как единый процесс, чтобы все участники образовательного процесса стали партнёрами, единомышленниками.

В условиях дальнейшего развития современной образовательной школы эта деятельность приобретает особое значение, главная цель её – обеспечение эффективности воспитательного процесса и общественного участия в управлении образованием.

Мною, как классным руководителем, используется положительный опыт семейного воспитания в организации работы с детьми. Безусловно, решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между классным руководителем и родителями. Контакт следует строить так, чтобы духовное сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений, формирование убеждений происходило в процессе совместной деятельности. Личный пример родителей - круг их интересов, культура проведения семейных праздников, поддержание семейных традиций – играет большую роль.

Приведу пример диалога Станиславского с начинающими актёрами:

«- С чего начинается полёт птицы?- спросил однажды Станиславский у своих актёров.

- С того, что она отталкивается и, взмахнув крыльями, поднимается, - ответили ему.

- Нет, - поправил Станиславский, - сначала птица набирает полную грудь воздуха, резко выпрямляется, а уж потом отталкивается и взмахивает крыльями».[ 4,134]

Так и человек. Ему необходим воздух, которого нужно набрать полную грудь, чтобы взлететь. И только потом - сила, чтобы выпрямиться и оттолкнуться от всего, что мешает и держит. В начале жизни ребёнок только набирает воздуха, чтобы в будущем достичь различных высот…

А кто поможет взять высоту для полёта? Конечно, родители. Ведь человек силён своими корнями, знанием традиций и обычаев своей семьи. «Семья - воспитательная колыбель человечества. Она является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Подавляющее большинство людей, живущих на Земле, связывает понятие счастья прежде всего с семьёй: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своём доме», - утверждал философ Н.Я. Соловьёв.

Ежегодное проведение праздника «День Матери», совместная конкурсная программа, посвящённая Дню защитника Отечества, творческие гостиные, спортивные состязания, выезды на природу - всё это стало доброй традицией в классном коллективе. «Семейный очаг», «История военной фотографии», «Летопись моей семьи», «Наши традиции и праздники», «Родословная моей семьи», « Не нужен и клад, когда в семье лад», «Любимое блюдо моей семьи. Как его приготовить?», «Любимые книги моей семьи», «Православные праздники» - таковы темы классных часов, на которых повышается интерес к истории семьи, формируется уважительное отношение к семьям одноклассников и, самое главное, происходит процесс сплочения коллектива учащихся и родителей.

Особое внимание следует уделять возрождению традиций. «Мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу», - справедливо заметил Президент России В.В.Путин.[ 4,135-136]

Семейный праздник «У русского самовара» собрал однажды вместе моих учеников и их родителей. Именно самовар заслуженно считают символом семейного очага, уюта, гостеприимства и дружеского общения. Недаром говорится в народе: «Печка-матушка да самовар - батюшка». Ребята подготовили праздничную программу. Гостей застолья встречали Хозяин и Хозяйка, одетые в национальные костюмы. Дети познакомили родителей с историей первого документа, в котором упоминается о самоваре, с судьбой русского самовара в период коллективизации и во время Великой Отечественной войны, с произведениями изобразительного искусства и литературы, где нашла отражение тема самовара. Собравшиеся узнали и о традициях чаепития, и о строгости чайного этикета. Логичным продолжением праздника стало чаепитие. Родители испекли вкусные угощения, рецептами приготовления которых делились прямо за столом. Праздник «У русского самовара» пришёлся по душе всем. Главное - дети и родители были рядом, а это значит, что дети лучше узнали своих родителей, научились ценить семейные отношения и быть благодарными друг другу.

Следующий фольклорный праздник «Дорога ложка к обеду», участниками которого вновь стали дети и их родители, также был посвящён предметам народного быта. Только проходил он уже в Межпоселенческой библиотеке. Екатерина Владимировна Дмитриева, библиотекарь детского отдела, познакомила участников праздника с историей деревянной посуды. Студентка Воронежского аграрного университета и солистка народного ансамбля «Чернозёмочка» продемонстрировала яркий народный костюм Воронежской губернии девятнадцатого века. Путешествие в старину заставило гостей по-новому взглянуть на простые бытовые вещи, которыми дорожили их предки. Такие праздники не только знакомят детей и их родителей с историей народной культуры, но и прививают им любовь к своей малой родине, к своей семье, помогают возродить утраченные традиции.

Логично, что проведение родительского собрания, посвящённого празднику «День Матери», было поручено именно «моему» выпускному классу. Не секрет, что школьные праздники нередко проводятся казённо, формально, школьникам в них отводится роль простых исполнителей. Или другая крайность – увлечение массовыми праздниками развлекательного характера при их невысоком информационном и художественном уровне. Праздник «День Матери» принёс радость моим воспитанникам и их родителям, потому что они вместе потрудились над его подготовкой: подготовили сценарий, отрепетировали роли, создали компьютерную презентацию.

В последнее время заметно ослабло влияние отцов на воспитание детей. Многие дети растут в неполных семьях. Классные руководители, учителя, воспитатели детского сада, руководители кружков, в основном, женщины. Как не хватает мужского влияния на детей, особенно на мальчишек! В.Сухомлинский справедливо заметил: «Любого работника – от сторожа до министра - можно заменить таким же или ещё более способным работником. Хорошего отца заменить таким же хорошим отцом невозможно». [3,126]Классному руководителю необходимо привлекать к школьным делам отцов. Однако следует соблюдать одно важное условие: эти родители должны быть для детей нравственным авторитетом. Именно их положительный пример поможет воспитать любовь к дисциплине, труду, спорту, поможет научить уважать людей, их традиции. Безусловно, приоритет в воспитании мужественности, ответственности за Отечество, принадлежит тоже отцам.

У наших учеников была уникальная возможность встретиться с бойцами Специального Отряда Быстрого Реагирования «Феникс» г.Липецка, потому что отец одного ученика, прошедший армейскую службу, председатель родительского комитета класса, стал инициатором замечательного мероприятия «Победить и выжить, чтобы победить вновь!» Учащиеся узнали об особенностях службы сотрудников СОБРа, познакомились с боевым оружием, посмотрели фильм о тренировках бойцов. Их сложные трюки: работа на вертикальной стене, захват с самолёта – не оставили равнодушным никого. Такие встречи заставляют мальчишек задуматься о многом: об обязанности служить в армии, о долге перед Отечеством, о выборе будущей профессии. Отцы, прошедшие школу мужества и отваги, воспитывают у мальчишек патриотические чувства, активный интерес к жизни, развивают инициативу и самостоятельность.

Приобретённые во внеклассных мероприятиях знания превращаются в убеждения, которые рождают сильные чувства при формировании морального облика подростка.

Большое впечатление на ребят оказывает посещение различных памятников, братских могил. И здесь родители вновь выступают в роли организаторов походов по местам боевой славы.

Несколько лет мои воспитанники шефствовали над территорией парка, расположенного в центре села. Вместе с детьми на субботники выходили и их родители. Позже эту инициативу подхватили учащиеся кадетского класса. В парке находится братское захоронение воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Для учащихся стало доброй традицией каждый год собираться 1 сентября около обелиска, чтобы почтить память павших минутой молчания. Когда ребята повзрослели, они стали проводить в парке экскурсии для учащихся младших классов и рассказывать о военной судьбе лётчика А.С. Петелько, экипаж которого разбился в 1943 году недалеко от села Пады. Ученики читали стихотворения о войне, в том числе и стихотворение, написанное мною:

Вечереет. И лучи заката

Озаряют в парке обелиск.

Скромная чугунная ограда.

Красная, как кровь, звезда горит.

Здесь лежат войны герои,

Жизнь отдавшие за Родину и мир.

Имя золотом - майор Петелько,

Лётчиков отважный командир.

Он с мальчишества любил полёты,

Родину, простор и высоту.

Пел он песни: «… Первым делом самолёты.

-Ну, а девушки? – А девушки потом…»

Штурман улетел в ночь тёмно-синюю

И со звёздами остался в небесах.

Вы не ждите уж его, глаза любимые,

Отыщите лишь орла, что в облаках.

Вечереет. И лучи заката

Озаряют в парке обелиск.

Скромная чугунная ограда.

Красная, как кровь, звезда горит.

В синей вышине, где самолёты,

Птица гордая с величием парит…

Так незаметно начинается изучение родного края, своей малой родины, что является важнейшим средством патриотического воспитания подрастающего поколения.

Различные мероприятия: праздники, встречи, субботники, проекты по благоустройству парка села Боринское, реки Белый Колодезь - вовлекли в воспитательную деятельность не только обучающих и их родителей, но жителей Боринского поселения, которые к учебному заведению не имеют, казалось бы, никакого отношения. Цель совместной деятельности – сформировать у обучающихся определённые социальные навыки и умения, бережное отношение к природе, уважительное отношение к семейным традициям, к памяти защитников Отечества. В совместной творческой жизни родителей, педагогов, детей осуществляются передача драгоценного опыта, применение этого опыта для решения жизненных задач, создание собственного опыта.

Таким образом, участие родительского сообщества в воспитательном процессе одного классного коллектива органично вписалось в образовательную сферу учебного заведения. Конечно же, в каждом образовательном учреждении есть свои подходы к работе с родителями. Статья лишь знакомит с определённым опытом, накопленным классным руководителем. Но следует напомнить, что такая работа чрезвычайно необходима и приносит свои плоды. Особенно она актуальна сейчас, когда родители становятся участниками управления образовательным учреждением.


Список литературы:

1.Галковская И.В., Раудсик Е.А. Профессионально-ориентированный сельский лицей – перспективная модель инновационного образовательного лицея. М., 2008

2.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993

3.Картавцева М.И., Чередникова О.М. Не позволяй душе лениться…Центрально – Черноземное книжное издательство., 1975 .- С.126

4. Педсовет в школе: новые подходы и технологии. М., 2010. – С.134.,135-136.

5.Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М., Искусство,1989


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.