Автор: Десятова Юлия Викторовна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 7» города Нефтеюганска Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

СЕМЬЯ И ШКОЛА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ


«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

А.С. Макаренко


Аннотация

Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Однако, проблема взаимодействия современного общеобразовательного учреждения и семьи, остается без достаточного внимания.

Ключевые слова: воспитание, взаимодействие семьи и школы, развитие личности ребенка.

Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Их внес в ГД Президент РФ Владимир Путин.

«Президент предлагает сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса, — говорил ранее Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. — Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность гражданина, объединяют общество.

Законом «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Среди изученных программ для основного образования – авторская программа «Уроки семейного воспитания» - Т.В. Петришина, Л.В. Путря, Т.Н. Чернова, В.В. Ященко. Она ориентирована на младших школьников и их родителей и предполагает занятия с их родителями. Также была изучена программа по работе с родителями «Воспитываем вместе» - Э.А. Сызранцева, «Содружество школы и семьи» - К.А. Митькина. В сфере дополнительного образования – «Семейный мир» - Е.В. Горбачёва.

«Ключевую роль в формировании личности ребенка играет та среда, в которой он растет. В первую очередь – это семья». А.С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям, и всей стране». Каждый человек есть продукт среды, в которой он формировался.

Ясно, что воспитание детей должно предваряться воспитанием самих родителей, чему в настоящее время не придается достаточного значения. Задача внешних сил здесь заключается в развитии внутрисемейного воспитательного потенциала. Эта задача лежит во многом на общеобразовательных учреждениях, где может быть развита работа с родителями.

. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включает:

-  привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;

-  регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;

 - координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

 - содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

Из опыта работы

Являясь классным руководителем и руководителем хорового коллектива в общеобразовательной организации, работу с родителями простраиваю со всеми типами семей, которая содержит комплекс мероприятий и различные организационные формы работы по следующим направлениям:

Организация семейной творческой мастерской

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества» -

В. А. Сухомлинский.

Большое внимание уделяется совместному творчеству детей и родителей. Привлекаю родителей к участию в различных мероприятиях, выставках (рисунков, поделок).

t1615051465aa.jpgt1615051465ab.jpgt1615051465ac.jpg

Рисунок №1. Совместное творчество родителей и детей


«Способности проявляются в деятельности

и в ней же формируются». 
С. Л. Рубинштейн 

Проектная технология – это одна из ведущих технологий в современном образовании, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей. Я привлекаю и родителей к проектной деятельности. Таким образом, реализуются творческие проекты с участием родителей: «Музыка разных народов мира», «В мире музыкальных инструментов», «Наши семейные увлечения», «Песни военных лет». Родители вместе с детьми и педагогом изготавливают музыкальные инструменты, национальные костюмы, готовят концертные номера и т.д.


«…Пение, особенно хоровое, совместное –

это верный показатель здоровья нации.

Народ, воспитанный на одухотворенной песне,

благороден и велик» -

Г. А. Струве

В школе мною организован сводный хор учащихся, родителей, учителей. Родители с большим удовольствием посещают репетиции и участвуют в конкурсах и фестивалях разного уровня. Репертуар выбираем все вместе. Это здорово, когда взрослые и дети, объединённые единой идеей, стоят плечом к плечу друг к другу, исполняют вокальные произведения, воплощая художественный образ.

t1615051465ad.jpg t1615051465ae.jpg

Рисунок № 2. Сводный хор учащихся, родителей, учителей

Проведение социокультурных мероприятий с семьями разной категории:

- Праздничные концерты, посвященные Дню матери, Дню победы и т.д.

- Традиционное мероприятие «Минута славы», где учащиеся, их родители, а также бабушки и дедушки показывают свои таланты в пении, танцах, художественном чтении, оригинальном жанре.

- Совместное участие в социальных акциях (помощь пожилым людям из Дома престарелых).

- Экскурсии с родителями и детьми.

3. Проведение родительских собраний

Собрание проводится 1 раз в четверть. Стало традицией, что семьи на собрании делятся своими секретами воспитания, рассказывают о семейных увлечениях, традициях. Затем лучший опыт воспитания выносится на конкурс «Семья- основа государства». Помимо информации от классного руководителя и приглашенных учителей - предметников, родители становятся сами активными участниками родительских собраний.

Участие родителей в вебинарах и семинарах, круглых столах

С целью повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей организуются круглые столы с приглашением специалистов, участие в вебинарах и семинарах для родителей.

Информационное обеспечение

- Использование информационно-коммуникативных технологий.

-Размещение информации (правовые документы, отчетные материалы, фото, видео материалы, достижения учащихся и др.) на странице сайта «ns.portal» https://nsportal.ru/uliya-desyatovay, на школьном сайте.

Заключение

Такая работа сплачивает детей, родителей и педагогов. Складываются доброжелательные уважительные взаимоотношения: дети- родители-учителя. В итоге наблюдается дружный, отзывчивый, сплоченный коллектив под девизом: «Мы вместе!», в котором царит уважение и понимание, вся деятельность которого направлена на нравственное и интеллектуальное развитие личности ребёнка.

Литература

Аронов А.А. Воспитывать патриотов. – М.: Просвещение, 1989.

Дымова Т.И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.

Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. – М.: Просвещение, 1989.

Сухомлинский В.А. «О воспитании». М., 1982.

http://mag7a.narod.ru Семья и школа. Журнал для педагогов и родителей.


Работа с родителями
PPTX / 26.58 Мб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.