Статья на тему «Семья и школа — содружество сердец»
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Стульнева З.А., классный руководитель
г.Березники, Пермский край
Семья и школа – содружество сердец
Для современной семьи сейчас приоритетом стало решение проблем экономического характера, а перед многими семьями вообще стоит проблема элементарного физического выживания. Это привело к тому, что сегодня мы наблюдаем то, что родители всё чаще устраняются от решения вопросов воспитания ребёнка и его личностного развития, особенно в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Многие родители считают, что их обязанность – накормить и одеть ребенка. А чем живет ребенок? Кто его друзья? Какие у него взаимоотношения в школе? На эти и многие другие вопросы не все родители могут дать ответ. Не все считают важным и посещение родительских собраний.
Получая новый пятый класс, я всегда ставлю перед собой задачу: Как спланировать работу с родителями, пробудить у них интерес к совместной работе с педагогами, вовлечь их в процесс воспитания?
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы». Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Не имея сведений о семье нельзя оказать ученику необходимую поддержку. Поэтому еще в августе я созваниваюсь с родителями и посещаю все семьи. Знакомлюсь с материально-бытовыми условиями, условиями жизни ребенка, отношение к нему родственников и о его отношении к членам семьи, выясняю условия семейного воспитания. По результатам обязательно в присутствии родителей составляю акт обследования жилищно-бытовых условий.
Одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний является родительское собрание. К каждому собранию готовлюсь тщательно, провожу анкетирование учащихся, подбираю интересные формы. К собранию совместно с учащимися готовим выставку ученических работ, выступления художественной самодеятельности ребят.
Р одители «не боятся» таких собраний и идут с желанием. Они знают, что их ждут, что ни узнают что-то новое, будут встречи с новыми людьми (специалистами, педагогами, …), получат рекомендации, их выслушают и дадут советы. В конце собрания всегда получают памятки, задания к следующему собранию.
Особенно нравятся родителям фотоотчеты: «Вести с уроков», «Наши увлечения» и с разных мероприятий. Здесь родители видят своих детей совсем другими, чем дома, узнают об их жизни в коллективе класса и школы. У каждого появляется гордость за их, пусть маленькие, успехи.
Такие мероприятия оживляют родителей. Кроме того на собраниях обсуждаю проблемы жизни класса и родительского коллектива. Никогда не говорю при всех родителях о проблемах в семьях или учащихся. Для этого родителей приглашаю на индивидуальные беседы, консультации.
Многие наши родители – наши выпускники, у много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
Более теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми призваны устанавливать досуговые, совместные формы организации общения. Так совместно с родителями была организована поездка в город Соликамск – соляную столицу края. И дети, и родители остались довольными после этой поездки. Долго еще обсуждались впечатления и в школе и в семьях.
О т согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика. Эта работа приносит успех, если она систематична и научно обоснована, органично включается в общую педагогическую деятельность всего учительского состава.
Я считаю, что учитель, классный руководитель должен постоянно поддерживать связь с родителями, только так можно добиться каких-то результатов в воспитании детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.