12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Вострякова188
Моё педагогическое кредо: « Расскажи мне — и я забуду, Покажи мне — и, может быть, я запомню, Но вовлеки меня, и я пойму»
Россия, Самарская обл., Самара

Возможности использования новых информационных технологий по налаживанию взаимодействия школы и семьи

В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребенок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя и в итоге найти свое дело.

Партнерство семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Учителю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».

Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке умственно отсталых детей к жизни и к труду.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Значительную помощь школе и классному руководителю могут оказать информационные технологии. В своей работе классный руководитель может использовать новые инструменты, которые предлагают информационно – коммуникационные технологии: ресурсы Интернет; электронные образовательные ресурсы; компьютерные программы.

В настоящее время Интернет прочно вошел в нашу жизнь. По статистике Интернетом пользуются более полумиллиарда человек. Он может стать отличным помощником в работе школы и классного руководителя. Используя Интернет, можно применять в работе новые формы, такие как - Интеренет-консультации; - SMS-дневники;

Интернет – консультации.

В настоящее время практические все образовательные учреждения имеют свои сайты, на которых родители и школьники могут ознакомиться с информацией, касающейся ОУ и образовательного процесса, задать интересующие их вопросы, и получить на них ответы от классного руководителя, социального педагога, психолога и т.д. Также есть возможность прочитать рекомендации по воспитанию детей ведущих психологов и педагогов страны и т.д.

SMS – дневник.

В наше время, когда родители целый день заняты на работе, оперативная связь между классным руководителем и родителями учеников- очень актуальна. Использование SMS-дневников позволит с минимальными временными и материальными затратами через Интернет установить контакт с родителями (законными представителями) обучающихся. Например, можно оперативно довести до сведения родителей дату родительского собрания или другого мероприятия, информировать родителей об успеваемости каждого обучающегося и о пропусках учебных занятий.

Интернет приобретает все большую популярность, повсеместно распространилась электронная почта, важнейший сервис Всемирной сети. В 7 «Б» классе ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево, где я являюсь классным руководителем, компьютер есть в 95% семьях, из них к Интернету подключены 90 %, электронная почта в 2010 году была в 50% семьях, теперь в 90%. В течение 2011-12 года родители еще больше убедились в его коммуникативных преимуществах. В сентябре 2011 года и мае 2012 года были проведены классные собрания, посвященные использованию электронной почты во взаимодействии школы и семьи. Родители убедились в важности и необходимости этой групповой работы. Самым главным был именно этот мотивирующий и организационный момент. Родители поняли, что электронная почта – это инструмент взаимодействия посредством компьютерных телекоммуникаций.

«Зачем нужна групповая электронная почта?» – это тема первого родительского собрания. Определили основные моменты: обмен сообщениями между родителями и классным руководителем, обмен документами между школой и семьей (копии справок, полисов и т.д), оповещение об определенных событиях, обмен данными между приложениями. Второе собрание затрагивало вопросы, связанные с оценкой использования групповой электронной почты и рефлексией.

Что может еще предложить родителям школа и классный руководитель? Это блог классного руководителя. Возможности блога, которые открываются для организации воспитательной работы школы и семьи, поистине широки. Блог является единым информационным пространством для учеников, классного руководителя, учителя-предметника и родителей.

Возможности сетевого взаимодействия с применением блога:

1. информационная поддержка учебного процесса,

2. внеклассная работа,

3. публикация творческих работ,

4. обеспечение обратной связи с учащимися и родителями,

5. формирование культуры общения в сети,

6. своевременное информирование родителей о происходящих в классе событиях,

7. формирование ИКТ-компетенции учащихся и родителей,

8. размещение полезных ссылок для учащихся и родителей.

Он может состоять из следующих проектов, которые находят отражение в блоге:

1. «Позитив» - формирование позитивного отношения родителей к школе. В рамках этого проекта и создан блог, информирующий о школьной жизни.

2. «Родительский Университет» - полезные ссылки для родителей, интересующихся проблемами воспитания детей.

3. «Прямая связь» - система оповещения родителей и учащихся.

4. «Семейный заказ» - обсуждение проблем взаимодействия школы и семьи.

5. «Почитай-ка» - полезные ссылки для учащихся в сети Интернет (электронные библиотеки, энциклопедии и т.д.)

6. «Страна мастеров» - объявления и ссылки на городские, региональные и всероссийские конкурсы, привлечение к участию.

7. «Мини-чат» - организация общения друг с другом, обмен информацией, анализ происходящего с ребенком в школьной жизни, возможность поделиться своими эмоциями.

Основная задача школы в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. ИКТ-технологии позволяют организовать эту работу на новом уровне и использовать сетевое сообщество в собственных педагогических целях, разместив школьный сайт в Глобальной сети, где имеются странички истории школы, наших достижений… Стремление ученика и родителя увидеть родную школу, представленную в сетевом сообществе, «попасть» на сайт в результате своей плодотворной творческой деятельности - становится новым мощным каналом влияния на личность.

Выставление текущих оценок в АСУ РСО позволяет родителям ежедневно контролировать успеваемость и пропуски ребенка.

Использование новых информационных технологий образовательными учреждениями обеспечит достижение следующей цели:

Повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий.

создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

Но есть и ряд проблем:

- совершенствование материально-технической базы;

- эпизодическое применение информационных технологий рядом учителей;

- отсутствие осознания родителями необходимости приобщения каждого к информационному полю школы;

Таким образом, работа школы и классного руководителя с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. Так же, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.