12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Ольга Васильевна3108
Учитель начальных классов.
Россия, Башкирская респ., Уфа

Взаимодействие семьи и школы.

Семья оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка и его развитие. Не случайно гласит народная мудрость, что чем лучше семья, тем лучше результат воспитания ребёнка в этой семье. На современном этапе развития образования взаимодействие семьи и школы претерпевает огромные изменения в связи с тем, что реальное общение учителя с родителями практически сводится к минимуму. Общение с родителями посредством гаджетов, электронных дневников заменяет живое общение лицом к лицу. Я считаю, что самым инновационным средством во взаимосвязи семьи и школы должно быть живое слово учителя. Слово учителя – это огромный рычаг воздействия на родителей и учеников. Каждая семья, ученик и родители нуждаются в взаимопонимании, моральной поддержке, утешении, возможности высказаться и во всём этом им может и должен помочь учитель.

Общение родителей с учителем должно быть взаимосвязанным. Слышать друг друга, понимать, принимать критику, учитывать недостатки, работать совместно и помогать друг другу для достижения общего результата.

Основная работа с родителями должна проходить через индивидуальные беседы, посещения семей воспитанников с целью изучения условий проживания ребёнка в семье, выступления учителя на родительских собраниях, дискуссии, обмен мнениями, конференции, круглые столы, тренинги для родителей и учащихся, анкетирование и тестирование родителей. Назову некоторые правила, которые необходимо соблюдать учителю в процессе индивидуального общения с родителями:

Начинать разговор издалека, с общих тем, не раскрывая сразу суть проблемы. Расположить собеседника к себе эмоционально.

Проявить внимание и искренне заинтересовать родителя.

Обсудить эмоциональное состояние родителей, детей и учителей.

Заинтересованно выслушать собеседника, вникнуть в его проблемы, не критиковать его, помочь ему советом .

Уделить собеседнику столько времени, сколько действительно необходимо для решения проблемы в каждом отдельном случае.

Всю необходимую информацию передавать лично родителям, а не через детей и других посторонних лиц.


 

Очень важно заставить родителей проявить познавательную активность, что позволит им лучше усвоить необходимую информацию. Хорошо, если члены родительского комитета помогут учителю в проведении родительского собрания, проявив творческую активность, тем самым вовлекая других родителей класса в процесс творческого общения. Общение в непринуждённой, спокойной и дружеской обстановке обязательно принесёт положительные результаты и поможет родителям и учителю найти общие точки решения проблем. Учитель может привлекать родителей к разным видам творчества вместе со своими детьми. Совместная деятельность сближает родителей и детей, помогает сплочению детского коллектива.

Сейчас родители являются активными участниками образовательного процесса. Они получили больше возможностей активно участвовать в жизни школы и класса, помогать учителю в воспитательной работе с классом. Однако, использование в процессе общения современных гаджетов ещё больше отдаляет некоторых родителей от школы и от учителя, так как им бывает проще написать учителю в социальных сетях, чем подойти в школу для реального общения. А взаимодействие семьи и школы должно быть реальным, а не виртуальным. Именно реальному общению способствуют открытые уроки и мероприятия с приглашением родителей, совместные походы и экскурсии на которых родители имеют возможность вживую пообщаться с учителем и другими учениками класса, вдохнуть воздух школы, увидеть своего ребёнка в школьной реальности. К каждой семье учителю необходим индивидуальный подход, что способствует сплочению родителей класса. Также необходимо поощрять самых активных родителей за помощь классу. Семья и школа должны быть единомышленниками в воспитании детей, должны идти в ногу со временем. Учитель – проводник, просветитель, помощник, светоч, помогающий и направляющий родителей при помощи слова. К совместной работе учитель должен привлекать и других специалистов, которые помогут родителям в воспитании ребёнка: психолог, медицинский работник школы, социальный педагог. Необходимо выделить несколько условий для успешного взаимодействия семьи и школы, помогающих передавать взаимный опыт из школы в семью и наоборот. Главное в том, что необходимо признавать право «суверенитета» каждой личности в процессе взаимодействия семьи и школы. Право на индивидуальность, собственную позицию и мнение, право голоса каждого. Во-вторых, школа должна помочь родителям определить правильный стиль общения с ребёнком, чёткую позицию. В-третьих, нужно ценностное отношение к культу предков, составление родословной, беседы с представителями старшего поколения, тематические классные часы, на которых старшие члены семей могут поделиться своим жизненным опытом. Не случайно сказано, что без прошлого не построить будущего.

Главная проблема сегодняшней школы в том, что родители не слышат, что говорит им учитель. Они разучились слушать. Этому способствует наша современная действительность. А ведь если школой пренебрегают, это приводит к печальным последствиям.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Гапонова Оксана Владимировна, 08.03.18 в 19:29 1Ответить Пожаловаться
К сожалению, нет списка литературы.
Осипова Ольга Васильевна, 09.03.18 в 05:30 1Ответить Пожаловаться
Статью я писала сама, поэтому не написала списка литературы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.