Научно-исследовательская работа «Сказание о земле Илимской (2)»
Пояснительная записка к презентации
Научно-исследовательская работа
Тема работы:
«Сказание о земле Илимской»
Выполнил:
Иванов Захар Владимирович
учащийся 3б класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Железногорская сош № 4».
Научный руководитель:
Савичева Ирина Александровна
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Железногорская сош № 4».
Оглавление
Введение……………………………………….……………………………. 3
Цели и задачи проекта……...……………………….……………………… 3
Назад в историю.
Илимский острог……………………………………………………… 4
Острог – что это? ……………………………………………………... 4
Башни острога ………………………………………………………… 5
Символика Илимского острога ……………………………………. 5
Ленский волок ……………………………………………………….. 6
Сказка про Илимск …………………………………………………… 6
Заключение ………………………………………………………………… 7
Выводы …………………………………………………………………….. 7
Литература ………………………………………………………………… 8
Приложение ……………………………………………………………….. 9
1. Введение.
Обоснование выбора темы проекта:
Иркутский краевед, большой патриот своей малой родины П. И. Пежемский написал такие слова: «Если ты сын России, то не лишним будет для тебя знать дела твоих земляков в Сибири; если ты природный сибиряк, то тебе надо знать ещё больше, потому что родился ты на той земле, где предки твои, первые русские люди, покорили, очистили, прирастили Сибирь к России».
Анкетирование проведённое в третьих классах показало, что ребята не знают историю освоения своего родного края. (приложение 1)
Цель исследовательской работы:
изучить историю открытия и освоения Илимской земли, строительства острогов по рекам Илим, Ангара, Лена.
Задачи:
изучить пути освоения первопроходцами Илимской земли;
узнать, что такое острог;
познакомиться с Илимским острогом;
просмотреть, где и какие остроги были возведены первопроходцами.
Гипотеза:
Имел ли Илимский острог важное значение в освоении новых земель.
Проблема исследования: освоение новых земель первопроходцами.
Объект исследования: Илимский острог.
Предмет исследования: значение Илимского острога в освоении Сибирских земель.
2. Назад, в историю.
Илимский острог.
Желаете послушать сказку, даже и не сказку, а самую настоящую быль. Давно это было. Тогда и хозяин был один во всей дремучей непроходимой тайге – медведь. Изредка заглядывали в эти места кочевые племена тунгусов. А так ничто не нарушало покой Илимской тайги
Но не сидится людям дома. Издревле привлекала их неизведанная сибирская земля неосвоенными просторами, бесценной пушниной и, как оказалось позднее, несметными богатствами. И в 1630 году заглянули в эти места казаки. Атаман Иван Галкин со своим казачьим отрядом в 30 шашек плыл на лодках из Енисея по Ангаре. В месте впадения Илима в Ангару их застала зима. Атаман выбрал хорошее место и заложил зимовьё на правом берегу таёжной речки с красивым, но странным названием Ылым. Уж больно понравилась им и река, и тайга.
- Острогу быть здесь! – сказал атаман. А спустя 17 лет Илимск был провозглашён городом.
Покорили давно россияне
Непокорную землю – Сибирь.
На Илиме срубили селяне
Деревянный острог – богатырь.
И встречая Илимские зори
Пламенел над рекою острог...
В нём начало Илимских историй
Новой жизни далёкой пролог.
Острог – что это?
Острог – деревянное сооружение оборонительного значения, обнесённое стеной из поставленных вертикально и заостренных сверху брёвен, скреплённых с внутренней стороны перекладинами. Вдоль стен острога сторожевые башни с различными окнами и оконцами. Именно так строились все остроги. На ровном высоком месте закладывалась сначала одна из башен (либо зимовьё), а затем вкруг неё строился острог.
Высокая стена защищала острог от врагов. Но, к счастью, Илимский острог не подвергался нападению со стороны местного населения. Однако, другая напасть обрушилась на острог.
«Однажды центр воеводства, Илимский острог подстерегла беда. В знойную июльскую ночь случился пожар. Разбушевавшийся ветер с бешеной скоростью перебрасывал языки пламени с одного строения на другое. С рассветом взору жителей городка предстала печальная картина пожарища: дымящиеся головёшки брёвен да пепел там, где стояли острожные строения…» Дважды горел Илимский острог. После второго пожара воевода Оничков приступил к строительству третьего острога на обширном лугу вниз по Илиму в полутора километрах от старого. По замыслу строителя, новый острог должен был не только играть роль крепости, но и стать кремлём Новой Сибирской столицы, во владение которой входила огромная территория, равная площади нескольких европейских государств.
С 1667 по 1669 г. был построен новый острог больших размеров с основными сооружениями внутри: воеводский двор, церковь во имя Спаса, съезжая изба, соболиный амбар и др. Восемь башен охраняли острог, верхний и нижний посады. Длинной стороной он шёл вдоль берега реки. В средней, Богоявленской башне, со стороны Илима был въезд в крепость, закрываемый массивными брусяными воротами. Ещё три такие же башни, но без ворот, поднимались с нагорной стороны. На поперечных сторонах в середине прясла стояли проезжие – Спасская снизу и Введенская сверху – боевые башни с воротами.
Башни Илимского острога
Спасская башня – это самая впечатляющая башня Илимского острога.
Каждая башня состояла из двух срубов. Верхняя причём выступала над нижней. В перекрытии нависающей части были прорезаны щели, через которые предполагалось стрелять и лить расплавленную смолу на подошедшего к стенам противника. Верхний и нижний этажи имели самостоятельные входы, но могли сообщаться между собой через закрываемый лаз в потолке. В первое время нижние этажи служили жилыми помещениями для казаков.
При внимательном осмотре башен можно увидеть множество окон и оконцев. Небольшое отверстие – бойница, предназначалась для стрельбы из ружей. Волоковые окна были приспособлены в первую очередь для подошвенного боя пушек и пищалей, а в мирной обстановке – для освещения. Высокий шатёр, покрытый двухслойным тёсом, со смотровою вышкой, увенчанной двуглавым орлом с распростёртыми крыльями, завершает башню.
Спасская башня – это самая красивая башня Илимского острога. Представьте только – она была построена за пять лет до рождения Петра I!
Так же чудом архитектуры считается Казанская часовенка, построенная в 1679 году. Она стояла вне острога, на площади вблизи Спасской башни.
В 1970 году была обнаружена большая древняя икона из Казанской церкви, которая хранилась у местного жителя Илимска. Сквозь плотную копоть столетий просвечивает лик «Богоматери» с младенцем на руках. После реставрации эта икона находится в нашем краеведческом музее.
Вокруг Илимского отрога складывались те остроги и слободы, которые образовали Илимский уезд или Илимское воеводство.
Ленский волок.
Вблизи Илимского острога начинался Ленский волок. Ещё в 1628 году отряд Василия Бугра прошёл через Илим на Лену, положив начало Ленскому волоку – продолжению великого пути из Москвы в сибирский Север. Плавание от Енисейска до Илима продолжалось около 60 дней из-за большого количества порогов. В Илимске товары перегружали на подводы и по Ленскому волоку за один день перевозили до реки Мука, отсюда на плотах по рекам Купе и Куте в Лену. Так что закладка зимовья в Илимской тайге не была случайной. Во-первых, путь, которым прошёл Василий Бугор с Ангары к берегам Лены, был наикратчайшим расстоянием между бассейнами Ангары и Лены. Во-вторых, место расположения зимовья оказалось в центре действий других отрядов первопроходцев. Илимскому острогу суждено было стать промежуточным постом.
Итак, судьба Илимского острога была предопределена – острог был превращён в крепость и центр первого воеводства – Илимского уезда. Уже через год Илимск переходит в непосредственное подчинение Сибирского приказа с назначением воевод из Москвы.
Символика Илимского острога.
Как и всяк другой город, град Илимск имел свою символику, т.е. герб и знамя. «Знаменем Илимских казаков» отряда атамана Галкина, основателя Илимска служила хоругвь с изображением «Нерукотворного спаса», с которой первые поселенцы вступили на Илимскую землю. Сейчас она хранится в Иркутском областном художественном музее.
А на гербе были изображены соболь, стрела и звезда, которые символизировали богатство, силу и свободу.
Ангарские остроги.
Братский острог.
Несколько десятилетий ушло на первоначальное освоение «брацких» земель, земель населённых бурятами. На пути отважных землепроходцев дикая и суровая сибирская природа неотвратимо чинила одно препятствие за другим. То отвесные скалы берегов сибирских рек создавали «тесные места», то глухой стеной стояла многовековая тайга, то ангарские и окинские пороги с рёвом отбрасывали, а иной раз и разбивали незатейливый флот землепроходцев.
У Братска большая история. Первый острог 1631года просуществовал всего 4 года и при одной из стычек с бурятами сгорел дотла (окинские буряты – местные племена – были воинственно настроены против первопроходцев) . Затем были построены второй Братский острог и третий. За третьим острогом закрепилось название Братск-Острожный. На стене сторожевой башни Братского острога, имеется надпись: «Сторожевая башня третьего Братского острога, заложенного весной 1654 года атаманом Поздеем Фирсовым». Русские землепроходцы называли местных жителей бурят «братами». С этого времени появились названия «брацкие люди», «брацкая землица» вместо непривычного для русских того времени слова «бурятские». Так по эволюции и произошло название – Братский.
Яндинский острог.
Далее вверх по Ангаре Яндинский острог имел небольшое укрепление. Острог являлся одновременно центром Верх-Ангарской и Удинской ясачной волости.
Ленские остроги.
Первым русским землепроходцем, проникшим на реку Лена, был казак по имени Пенда. С маленьким отрядом он пришёл на Лену с Нижней Тунгуски через Чечуйский волок.
Исследование реки Лены шло и уже знакомым нам путём через Ангару. Казак Василий Бугор с Ангары через Илим и Куту сплыл до Лены, а по ней, собирая ясак, вниз. В устье реки Киренги он оставил четырёх казаков, а в устье реки Куты – двух. Это и были первые осёдлые люди на Лене.
Усть-Кутский острог.
В 1631 году на левом берегу реки Куты по приказу Илимского воеводы был основан Усть-Кутский острог. Этот год и считается годом основания Усть-Кута. Главное значение Усть-Кутского острога заключалось в его положении на стыке Ленского волока и двух водных путей. Здесь появилось уже и первое Усть-Кутское плотбище – место, где изготавливали самые первые судёнышки: дощаники, барки, плотвы, лодки, на которых сплавлялись вниз по реке. Здесь же велась нагрузка их хлебом, а так же солью из солеварни.
Киренский острог.
Казаки Василия Бугра в этом же году «на горе промеж Леной и Киренгой реками» построили ясачное зимовьё. В 1631 году это поселение было расширено, обнесено стеной. Этой датой отмечено первое упоминание о Киренском остроге в документах. Он являлся одним из опорных укреплённых пунктов и важным портом Илимского воеводства. Кроме того, Киренский острог был центром огромной ясачной волости. Первые годы существования Киренского острога были связаны с деятельностью казака Ерофея Павловича Хабарова.
Чечуйский острог.
Чечуйский острог оказался последним на Лене острожком Илимского воеводства: дальше простирались земли Якутского воеводства. С Чечуйска шёл волок на Нижнюю Тунгуску, по которой можно было достичь реки Енисея.
Ещё два острога находились в верховьях реки Лена.
Верхоленский острог.
Острог стал одним из транзитных пунктов для караванов, шедших из Забайкалья в Илимск и Якутск.
Илгинский острог.
Острог располагался длинной стороной к реке Илга. На карте Ремезова его нет. Из Илгинского острога вниз по Лене до Якутска сплавляли хлеб.
Киренский, Усть-Кутский, Братский, Андинский, а также Чечуйский, Верхоленский и Илгинский остроги входили в состав Илимского воеводства.
Пути сообщения.
Со времени появления русских в Сибирском крае пути сообщения представляли сочетание водных и волоковых дорог. Они имели двоякое значение:
связывая Илимский острог с другими областями страны, они приобщали глухую илимскую тайгу к Государству Московскому и превращали Илимск в важное путевое звено;
связывая Илимский острог с приписанными к нему острогами, они создавали единое целое – Илимское воеводство.
Без Ленского волока никогда не было бы Илимска, без внутренних путей – Илимского воеводства.
Итак, путь из Руси приводил к Илимскому острогу, запиравшему единственную дорогу на восток, к Лене.
Сказка про Илимск - А что же в последствие стало с Илимском, с деревнями, которые на сотни км растянулись по берегам красивой сибирской реки Илим?
Люди приручили воду, и заставили её работать на себя. Оказывается вода – это мощный источник электроэнергии. Только надо построить плотину, перегородить реку. И люди построили такую плотину. Наши дома, города озарились светом. А Илимск...?
Послушайте напоследок ещё одну сказку.
Очень любил Илимск своих жителей. Это были простые люди, которые пахали землю, выращивали хлеб, учили своих детей оберегать и любить свой родной край. Но проснувшись однажды утром, посёлок увидел незнакомых ему людей. Они по-хозяйски расхаживали по родным улицам, что-то звучно кричали, а за околицей грозно рычали огромные и страшные машины. Птицы и звери, почуяв неладное, бросились со всех ног подальше от посёлка. И застонали, заскрежетали дома под мёртвой хваткой машин. Илимск громко, как мог, закричал: «Люди! Что же вы делаете?!» и заплакал. Но никто не видел его слёз, потому что люди спешно уезжали, бросая свои дома. Глухой рокот послышался вдали. Он становился всё громче и громче. И вот огромная масса воды накатилась на одинокий посёлок. Последний раз взглянул Илимск в голубое небо, почему-то улыбнулся солнышку и пропал в чёрной клокочущей пучине...
Но ушло колокольное время,
И звонарь своё дело забыл.
Дрогнул храм и упал на колени,
Но в падении нас не простил.
На Илимской земле повторился
С Божьей воли библейский потоп.
Мир старинный на дно погрузился.
Нет острога, нет дедовых троп..
Заключение
Где же сейчас Сибирские остроги? Неужели время стёрло их с лица Земли? Неужели до наших дней не сохранилось ни одной башни, хотя бы одного острога?...
Сохранились всего 3 башни: Братская в парке на мысе Падун, вторая Братская была перевезена в Москву в Музей народного зодчества в Коломенском и Спасская башня Илимского острога, которая вместе с Казанской часовней была вывезена из зоны затопления в музей под открытым небом Тальцы.
Выводы.
Таким образом наша гипотеза подтвердилась. Освоение Сибири и вхождение в состав России было бы невозможно без возведения острогов – первых пунктов государственности. История сибирских острогов является неотъемлемой частью процесса формирования Российского государства.
Выполняя исследовательскую работу мы:
Изучили литературу, архивные документы.
Узнали, что такое остроги и как происходило их строительство.
Познакомились с историей освоения Сибирских земель.
Собрали материал, который можно использовать на уроках окружающего мира, классных часах, посвященных Малой Родине.
Литература
1. Бандо Евгений. Предбайкалье. Города и районы. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968.
2. Верёвкин А.А. К нашим потомкам по нашим путям... Сборник. - Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1997.
3. Кржижановский В.И. Описание городов Иркутской губернии за 1875 г. г. Илимска, Киренска, Иркутска, Балаганска, Верхоленска и Нижнеудинска // Памятная книжка Иркутской губернии 1881 г. Иркутск, 1881;
4. Ковалёв А.Я. Ангарский каскад. Стройиздат. М., 1975.
5. Нератова Л. Киренский острог. // Ленские зори // - 21 августа 1986.
6. Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989.
7. Рудых В.М. Город Братск. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968.
Приложение 1.
Приложение 2.
Илимский острог был основан енисейскими служилыми людьми на волоке с реки Илим на Лену.
Илимский острог.
Символика Илимска.
Спас – Нерукотворный.
Икона – хоругвь XVII века – знамя илимских первопроходцев.
Спасская башня - центральный въезд и оборонительная стена Илимского острога
Казанская часовня – считается чудом архитектуры