Тема урока: «Русская культура XIX века» (урок повторения и обобщения)

1
0
Материал опубликован 24 February 2016

Тема урока: «Русская культура XIX века» (урок повторения и обобщения)

Цели:

  • повторить, обобщить и систематизировать представления об основных чертах российского искусства (архитектуре, живописи и музыке) XIX века;
  • формировать умение приводить примеры произведений и авторов, анализировать их особенности, формулировать свое впечатление от произведения искусства;
  • развивать информационную компетентность и стимулировать творчество учащихся через создание ученических презентаций.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор и экран.

Программное обеспечение: Microsof Power Point, Microsoft Word.

Ход урока:

1. Вступление учителя: XIX век стал эпохой культурного взлета («золотой век искусства России»). На этом уроке мы обобщим достижения российской архитектуры, живописи и музыки XIX века.

Домашним заданием у вас было составить план, обобщив основные черты российской архитектуры, живописи и музыки XIX века. Каковы же основные черты развития русской культуры в 19 веке?

Для русского искусства характерен классицизм;

Был развит портретный и пейзажный жанр;

Были развиты такие направления культуры как романтизм, реализм, классицизм, импрессионизм, ампир;

В архитектуре преобладает высокий классицизм, который часто называли русским ампиром;

Первая половина 19 века – расцвет музыкального искусства.

2. Вспомним основные стили искусства XIX века, которые повлияли на русское искусство того времени:

Задание: Определите понятие по его признакам (презентации учащихся):

стиль в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв. Обращался к античному наследию как к идеальному образцу, сочетающий строгость линий, мягкую пластику, нежность отделки (классицизм).

("поздний классицизм") (от франц. empire - империя) стиль в архитектуре и декоративном искусстве, характерный для первой трети XIX в. Завершил развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы, богатый декор (ампир).

возникает в конце 18 века как идейное и художественное направление. Это время, когда на смену рационализму приходит идеализм, художники смотрели на прошлое с печалью, но и будущее им виделось не менее трагическим. Основным становилось чувство, а не разум, глубочайший интерес к человеку, его миру (романтизм).

художественное направление середины XIX века, целью которого было объективное отображение действительности (реализм).

художественное направление, зародившееся во французской живописи 60-х гг. XIX века с появления картины Э. Мане, отражает непосредственность и свежесть восприятия жизни, игру света и неожиданные ракурсы фигур (импрессионизм).

3. Какой из этих стилей был характерен для архитектуры XIX века в России?

Классицизм. Крупнейший архитектор этого времени – Андрей Воронихин. Главное его творение – Казанский собор. На данный момент это памятник культуры, в котором погребен М.Кутузов, великий полководец.

Молодцы, ребята.

4. Какие стили преобладали в русской живописи XIX века?

Для русского изобразительного искусства характерны романтизм и реализм. Но официально признанным был классицизм. Академия художеств всячески препятствовала любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать правилам классицизма. Но молодых художников не удовлетворяли эти рамки, и они обращались к портретным жанрам. (Художники Кипренский, Брюллов, Репин, Серов)

Вспомним некоторых художников и особенности их творчества.

Представление ученических презентаций «Карл Брюллов», «Орест Кипренский», «Передвижники» (результат домашней работы по выбору учащихся).

5. Кроме представленных художников Россия в XIX веке была прославлена многими замечательными талантами. Давайте вспомним о них.

Работа учащихся с тестами о русских художниках (письменно на листах, индивидуально):

ТЕСТЫ:

Великий русский художник-реалист. Жил с 1844 по 1930 год. В его произведениях отразилась жизнь различных слоев русского общества, увиденная проницательным взором художника-реалиста, проповедника идей свободолюбия. В своей первой картине «Бурлаки» он с потрясающей правдивостью показал бесчеловечность труда, на который обречён народ. В то же время эта картина проникнута оптимизмом и верой в народные силы. (И.Репин)

Один из крупнейших русских художников. Ученик И. Е. Репина, друг М. Горького. Жил с 1865 по 1911 год. Уже в детстве проявил необыкновенные способности к рисованию. Ему было двадцать два года, когда он написал свою известную картину «Девочка с персиками». Большую известность принесли ему портреты. (Серов)

Великий мастер русской исторической живописи. Жил с 1848 по 1916 год. В его произведениях чаще всего изображаются такие события из русской истории XVII и XVIII веков, в которых сталкиваются большие силы и проявляется народная помощь. За первой его исторической картиной «Утро стрелецкой казни» последовал целый ряд блестящих произведений. Он написал изгнанного Меньшикова с дочерьми, боярыню Морозову, завоевателя Сибири Ермака, Суворова и Степана Разина. Он был членом Товарищества передвижников, которое было создано русскими художниками реалистами. (Суриков)

 

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ:

И.Е. Репин

В.А. Серов

В.И. Суриков

6. XIX век принес славу российской музыкальной школе.

Просмотр и выполнение заданий из презентации «Русская музыка XIX века» (Приложение 1).

Тест «Русская культура 19 века»

7. Обобщение материала урока «Основные черты российской архитектуры, живописи и музыки XIX века»: выступление учеников на основе записей в тетради.

Домашнее задание: написать эссе «Мне нравится это произведение» по теме урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.