Урок МХК для 9 классе «Русская культура начала ХХ века. Кинематограф»
Всероссийский конкурс для учителей МХК на лучшую методическую разработку «Из истории кино»
Методическая разработка урока по истории России для 9 класса
«Русская культура начала ХХ века. Кинематограф»
Автор: Шапцева Людмила Михайловна,
учитель истории и обществознания
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №134 «Дарование»
Красноармейского района Волгограда
Технологическая карта
Тема |
«Русская культура начала ХХ века. Кинематограф» |
Тип урока |
Урок открытия нового знания, урок-киносеанс |
Цель деятельности педагога |
Создать условия для: Формирования информационной культуры и потребности приобретения новых знаний; Формирования у учащихся навыков самостоятельного открытия новых знаний, поиска информации в различных источниках; Повышения интереса к отечественной истории. |
Планируемые результаты |
Предметные: сформировать понимание причин появления и развития кинематографа в искусстве XIX века; дать представление о сущности кинематографа и его месте в искусстве конца XIX – начала ХХ века; формирование представлений об уникальности первых фильмов и их создателей; расширить представления об истории кинематографа в России; охарактеризовать основные особенности кинематографа начала XX века и начала ХХI века. |
Метапредметные: Совершенствование навыков работы с видеоматериалами. Развитие умения заполнять рабочие листы, самостоятельно делать выводы, анализировать факты. развивать познавательный интерес к отечественной истории, истории искусства; умение выделять главное в исторических источниках и обобщать исторические факты. |
|
Личностные: Развивать способность аргументировано оценивать деятельность людей; Вырабатывать свои мировоззренческие позиции; Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него; воспитывать уважение к историческому прошлому, к окружающим людям. |
|
Формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная |
Интернет- ресурсы |
http://izvestia.ru/news/599493 («Известия») https://yandex.ru/images/search?img_url (эмблема) https://www.youtube.com/watch?v=dQSxqC6Nw10 (фильм) http://www.sgline.org/cat/13/8026 (тексты для докладов) http://nemkino.ru/pervyy-rossiyskiy-film (о фильме) |
Основные понятия |
кинематограф |
Основные исторические личности |
Василий Гончаров, Александр Дранков, Александр Ханжонков |
Оборудование |
компьютер с выходом в интернет; мультимедийный проектор; колонки; запись фильма «Понизовая вольница», распечатанные рабочие листы |
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Мотивация.
Обсуждение темы, постановка проблемы |
Знаете ли вы, что каждый год президент посвящает той или иной актуальной сфере? Сколько раз он выступал с подобной инициативой и в чём кроется необходимость?
Действительно, последние восемь лет каждый год президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2008-ой был Годом семьи, 2009-ой — молодежи, 2010-ый — учителя, 2011-ый — российской космонавтики, 2012-ый — российской истории, 2013 — охраны окружающей среды, 2014-ый — культуры, а 2015-ый — литературы. Согласны ли вы с подобным объяснением? Предложите свои варианты.
Итак, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
|
Высказывают своё мнение, рассуждают на предложенную тему. Выражают согласие или несогласие, предлагают своё объяснение. Тема урока «Кино», «Кино в России», «Российский кинематограф», «История кино» (принимаются любые вариации). |
регулятивные (определяют проблему урока), личностные (высказывают собственную точку зрения на предложенную тему) |
Актуализация знаний |
Сейчас мы прослушаем доклады многоуважаемых историков кино (4 ученика) о знаменитых в своё время людях. Докладчики о значении для российского кинематографа таких важных исторических личностей как Василий Гончаров, Александр Дранков, Александр Ханжонков. Затем необходимо ответить на вопрос: Закономерно ли появление кинематографа именно в это время? Конец 19 века ознаменовался многими открытиями в науке, художественной культуре, которые мы с вами уже изучили. В жизнь людей постепенно стало входить такое явление как кинематограф. |
Ученики (историки кино) получают опережающее задание подготовить доклады об истории российского кинематографа, в котором должна содержаться информация о стремлении людей оживить картинку. Источник для доклада1: http://www.sgline.org/cat/13/8026 Вспоминают достижения науки и культуры конца 19 – начала 20 века. Отвечают на вопрос: Можно ли в один ряд с перечисленными достижениями поставить и кинематограф? Почему? Ответ аргументировать. |
регулятивные (аргументировать своё высказывание) коммуникативные (презентация докладов) |
Открытие нового знания |
Историки кино рассказали нам, что первым российским фильмом стал «Стенька Разин» Снимали фильм А. Дранков и Н. Ф. Козловский, ставший в дальнейшем опытным и искусным оператором. Сценарий был написан первым русским сценаристом и режиссером В. М. Гончаровым. Поскольку тема нашего урока – это кино, то и начнём урок с просмотра небольшого фильма. Мы обратимся к истокам российского кинематографа, посмотрим, с чего началась история кино в России. Но смотреть фильм мы будем не как простые зрители, а ещё и как критики и журналисты (для последующего выполнения домашнего задания). Просмотр фильма «Понизовая вольница» (8 минут). После просмотра фильма ученики высказывают своё мнение о жанре (№7). Каковы же ваши впечатления от фильма? Ваш ответ должен содержать позиции двух человек. Отсутствие озвучивания фильма затрудняло просмотр? |
Ученики смотрят фильм «Понизовая вольница». Фильм находится в архиве «Стенька Разин» и по электронному адресу в видеохостинге youtube. Во время просмотра заполняют рабочие листы2. Пункты рабочего листа №1-6 ученики заполняют самостоятельно во время просмотра. Пункты №6-10 заполняются в обсуждении. Ученики высказывают мнения по поводу жанра (фильм снят в историческом жанре). Работа с пунктами №8 и №9. Работа с пунктом №10. |
познавательные (получат представление о первых российских фильмах), регулятивные (работают по плану рабочего листа), личностные (выражают собственное отношение к первому российскому фильму, к проблемам кинематографа) |
Обратимся к вопросу, поставленному в начале урока: каким был кинематограф в начале ХХ века, с какими трудностями сталкивался в своём развитии, что его беспокоит в начале ХХI?
Учитель делает вывод после работы учеников с текстами по сравнению кинематографа начала ХХ и начала ХХI века: Мы вступили в интересное время, когда будущее всё в большей степени зависит от усилий каждого человека, его деятельности и осмысленности своей жизни. Роль кино в деле реализации того или иного варианта будущего — огромна, поскольку через него, в том числе, формируется культура мышления, внедряются те или иные модели поведения в психику людей, те или иные образы будущего.
Как вы думаете, каких фильмов не хватает зрителям сегодня? Какие темы и сюжеты должны раскрывать режиссёры и сценаристы?
Полагаю, что нам необходимы фильмы, в которых положительные герои действуют в положительном окружении, они должны решать общие задачи и развиваться в процессе этого, поскольку именно такое поведение наиболее востребовано в обществе на обозримую перспективу. Как говорит восточная поговорка: Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей. Надеемся, что 2016 Год кино заложит основы будущего на века, а не будет сеять просо. Ждём, что выйдут фильмы, которые можно будет отнести к явлению Русской культуры. |
Работают с текстами из интернета: выбирают нужную информацию, чтобы ответить на вопрос (учителю можно заранее подготовить данные тексты на бумаге). Интернет-ресурс: http://www.sgline.org/cat/13/8026 Сравнивают положение кинематографа: в начале ХХ века - отсутствие профессиональных режиссёров, сценаристов, актёров; - на заре отечественного кино у русских кинематографистов еще не было навыков и умений сложить из отснятых эпизодов некую связную историю; - российский зритель еще не был приучен к тому, чтобы улавливать связный смысл в разных эпизодах, в отличие от французских фильмов, где к тому моменту времени четко соблюдалась хронология, и связь событий была вполне очевидна; - отсутствие звука, фильм сопровождало музыкальное исполнение в кинозале; - кинопроизводители, хотя цензуры в этой области не было, ориентировались на списки театральных пьес для народных театров для создания сценариев; - постепенное освоение системы видео проката; - отсутствие титров; - скорость проекции на экране раннего кино было нормой показывать 16 кадров в секунду; - операторы и режиссеры первых картин еще не умели правильно поставить камеру, в кино существовала проблема с декорациями; - кинооператорам еще предстояло научиться создавать объемные кадры, регулировать длину кадра, вводить оптические эффекты. в начале ХХI века - падение доступности услуг кинопроката; - отечественные фильмы отсутствуют в программе ЮНЕСКО «Память мира»; - выросло количество посещений сеансов с зарубежными фильмами; - господдержка киноиндустрии России; - отечественный кинематограф, даже получая существенные финансы, пока что не производит такие фильмы, которые бы имели успех за пределами нашей страны; - главный вопрос в том: что снимать, какое кино может быть востребовано в ближайшие десятилетия зрителями и самим ходом развития нашей цивилизации? На эти вопросы и должен ответить Год Кино. Рассуждают, высказывают своё мнение. |
познавательные (находят информацию и группируют её) |
|
Д\з |
Найти дополнительную информацию, посвящённую истории российского кинематографа и выполнить следующие задания (на выбор): - доклады или презентации об А. Дранкове, В. Гончарове, А. Ханжонкове («хорошо»); - написать сочинение (можно в форме статьи для журнала о кино), используя собственную характеристику фильма, т.е. заполненный на уроке рабочий лист («отлично»); - написать историческое эссе о роли и значении кинопроизводства в России на основе высказывания актёра и режиссёра Леона Пьера Кента: "Кино – это искусство, которое лучше всего выражает глубинный сдвиг соборной русской души («отлично»). |
Записывают домашнее задание и определяют, какое соответствует их желаниям и возможностям. |
регулятивные (определяют границы собственного знания) |
Первичное закрепление |
Составим синквейн по теме нашего урока: кинематограф. Вспомним правила составления синквейна4. |
Составляют синквейн в тетрадях. |
регулятивные (выделяют ключевые слова) |
Рефлексия |
Ответим на вопросы: Что я теперь знаю? Что я теперь умею? Как я могу применить эти новые знания и умения? |
Рефлексируют. |
регулятивные (рефлексируют) |
Приложение №1
Доклад1 №1 (как вариант)
Русское кино: начало.
Кинематограф пришел в Россию в 1896 году - именно тогда на пленку была снята церемония коронации последнего русского императора, проходившая 14 мая. Однако первый русский игровой фильм появился в России гораздо позже, чем аналогичный опыт в европейских странах. Это было связано с рядом причин. В частности, в России несколько позже, чем в Европе начала складываться кинотеатральная среда. Вернее сказать, что в России в начале минувшего века ее вовсе не было. Открывались, правда, отдельные кинотеатры, которые в народе тут же окрестили "иллюзионами" или "электротеатрами". Но все они довольно быстро закрывались, поскольку не была налажена система видео проката. Сложность заключалась в том, что владельцам кинотеатров приходилось покупать фильм вместе с киноаппаратом. А для зрителя, называвшего киносеансы "аттракционами", все время смотреть одно и тоже долгое время было делом утомительным, поэтому интерес к той или иной картине у публики скоро пропадал. А машины, позволяющей множить фильмы к тому времени изобретено не было. Да и в самой системе кинопроката необходимо было провести крупную масштабную реорганизацию, которая началась только с 1906 года, когда в Москве стали появляться первые прокатные конторы. У каждого прокатчика тогда был набор своих фильмов. Наиболее предприимчивые владельцы контор скупали старые киноматериалы, продавая их другим владельцам кинотеатров и так по кругу. Как только были собранны достаточные оборотные средства, появилась возможность приобретать новые картины. Эта российская инициатива в кинопрокате не прошла мимо иностранных кинокомпаний, которые были весьма заинтересованы в расширении своего кинорынка. В начале минувшего века крупнейшей монополией в кино владели французские промышленники, поэтому в 1904 – 1905 годах в Москве открывается несколько отделений французских фирм, которые занимались не только ввозом в Россию иностранных картин, но и сами снимали кинохронику. Именно этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что первые картины, которые видел российский зритель, были преимущественно французского производства. Это такие ленты, как "Арлезианка", "Убийство герцога Гиза" в исполнении артистов "Комедии Франсез", "Молниеносная любовь". Пропаганда этих картин формировала не только спрос, но и моду на французские фильмы в России.
Приложение №2
Доклад1 №2 (как вариант)
Россия – большая съемочная площадка.
Активная жизнь в России в начале минувшего века стала объектом внимания для многих французских кинематографистов, которые воспринимали нашу страну не иначе, как большую съемочную площадку. В 1907 году сотрудники одного из французских киноотделений в России сняли уникальный хроникальный материал, посвященный джигитовке казачьего полка. В итоге первым фильмом о России, снятым иностранцами стала этнографическая лента "Донские казаки". Операторами картины стали Ж. Мейер и Топи, а режиссером фильма был А.Метр. Французы всего лишь запечатлели на пленку быт и жизнь казаков, живущих на Дону. Однако фильм, который шел на экране всего 10 минут, произвел настоящий фурор, как во Франции, так и в России. Ярким подтверждением успеха картины является его рекордный по тем временам тираж – 217 экземпляров. Но главное - он открыл предпринимателям глаза на то, что свой национальный материал тоже может быть пригоден для работы. Именно в этот период времени в России стали проводиться первые русские опыты в кино. Например, кинофабрикант Александр Ханжонков еще в 1906 году попытался сделать первый фильм "Палочкин и Галочкин". Съемки этой картины Ханжонков доверил российскому оператору, сценаристу и режиссеру-самоучке немецкого происхождения Владимиру Сиверсену, который одним из первых занялся конвертацией зарубежной кинопродукции для российской аудитории. В 1905 году он организовал в Москве лабораторию по изготовлению русских надписей для фильмов фирмы "Gaumont" - "Гомон и Сиверсен". Правда, это предприятие вскоре потеряло смысл, поскольку фирма "Gaumont" открыла в Москве собственное производственное отделение. Тогда Владимир Сиверсен предложил свои услуги Александру Ханжонкову. Но, к сожалению, его "первый блин оказался комом", поскольку фильм Сиверсена "Палочкин и Галочкин" так и не был закончен. Сейчас лента хранится в Госфильмофонде России. Неудача режиссера легко объяснима - ведь на заре отечественного кино навыков и умений сложить из отснятых эпизодов некую связную историю у отечественных кинематографистов еще не было, поэтому от идеи создания русского кино им пришлось временно отказаться. Да и российский зритель еще не был приучен к тому, чтобы улавливать связный смысл в разных эпизодах, в отличие от французских фильмов, где к тому моменту времени четко соблюдалась хронология, да и связь событий была вполне очевидна.
Приложение №3
Доклад1 №3 (как вариант)
Печатное слово в кино.
В ранних фильмах никаких титров не существовало. Первые кинофильмы представляли собой некий набор движущихся картинок, что создавало довольно большую сложность и для людей, которым приходилось показывать фильм для зрителей. В 90-е годы позапрошлого года фильмов было немногим более десяти. Все они формировались по принципу калейдоскопа – выстаивались разные жанры, сюжеты, поскольку зрителю было довольно сложно воспринимать все, что происходило на экране. Но тут на помощь пришло печатное слово. Ведь прежде, чем зритель смотрел картинку на экране, ему нужно было объяснить, что же он сейчас увидит на экране. Для этого кинематографисты воспользовались привычными в то время средствами – театральными программками, которые существовали и в оперных и в балетных театрах. В кино эта форма была полностью скопирована. Правда, самые первые кинопрограммки были предназначены только для узкого круга людей. Впервые в обиход их ввел оператор или придворный хроникер Александр Дранков, который снимал представителей Царской семьи и за верную службу получил почетное звание "поставщика двора Его Величества". К своим 25 годам Александр Дранков в совершенстве освоил фотографическое дело, а потом постиг кинематографические премудрости и стал активно снимать светскую хронику.
Исследователи кино отмечают следующие его работы: "Свидание монархов в Ревеле", "Прибытие шведского короля в Россию", "Свадьба князя Трубецкого", "Пожар в Петербурге", "Крушение на станции Померань Николаевской железной дороги", "Фигурное катание на коньках в СПБ известного конькобежца Панина", "Пафосная охота" и "День 80-летия графа Л.Н.Толстого".
Однако вернемся к программкам. На подобных закрытых просмотрах членам Императорской фамилии приходилось все время объяснять, что они видят в данный момент на экране. Одна из первых кинопрограммок была напечатана в 1902 году и состояла из перечисления сюжетов в картине. Эта программка сначала раздавалась на просмотрах в Царском Селе и только потом на просмотрах для избранной публики в Москве в Благородном собрании. Затем текст этой программки был повторен и для московской знати. К тому времени фильмы показывались на ежегодных благотворительных концертах в Доме инвалидов, которые устраивались по инициативе вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Приложение №4
Доклад1 №4 (как вариант)
Первый российский фильм.
Официальной датой рождения кино в России считается 15 октября 1908 года: в этот день на экраны вышел фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), Это была картина на русскую тему, оставленная русским режиссером, снятая русскими операторами, наконец, финансировавшаяся русским дельцом. Только на этом основании можно считать «Понизовую вольницу» первым русским фильмом, так как еще в 1907 году были предприняты более или менее удачные попытки снять художественные фильмы.
В начале 1907 года фотограф А. Дранков с помощью театрального режиссера И. Шувалова и фотографа Л. Дранкова пытался снять картину «Борис Годунов», взяв за основу трагедию А. Пушкина, поставленную одним из петербургских театров. Съемки фильма сорвались случайно— один из актеров отказался сниматься, но готовые фрагменты под названием «Сцены из боярской жизни» были уже в августе 1907 года пущены в прокат. До конца года А. Дранков успел заснять еще сцены из спектакля Петербургского народного дома «Князь Серебряный». Одновременно пытается снять фильм владелец прокатной конторы А. Ханжонков. В том же году представители Патэ в Москве снимают фильм «Донские казаки» — сцены казачьей джигитовки и рубки лозы. Этот фильм, длиной в 135 м, стал «гвоздем сезона». Были и другие, правда, менее удачные попытки.
Каким был первый русский фильм, мы можем очень ясно представить себе, поскольку сохранились и фрагменты из него и так называемый «сценариус». Это была экранизация, разумеется еще примитивная и неумелая, известной песни о Степане Разине.
Постановщиком «Понизовой вольницы» был режиссер Петербургского народного дома Б. Ромашков. Снимали фильм А. Дранков и Н. Ф. Козловский, ставший в дальнейшем опытным и искусным оператором. Что касается сценария, то он был написан первым русским сценаристом и режиссером В. М. Гончаровым, вскоре также ставшим одним из самых видных работников кино.
Трудно назвать «Понизовую вольницу» фильмом. Это скорее любительский спектакль, разыгранный на лоне природы — в лодках на реке, на берегу в роще — и снятый на пленку. Для сценариста, режиссера, операторов и актеров (со статистами их было сто человек) все было впервые. Артисты Петербургского народного дома, привлеченные к съемками, играли в театральных костюмах так, как
привыкли играть на сцене. В результате театральная постановка на натуре потеряла прелесть театра и не стала настоящим фильмом.
Аппарат был неподвижен. О каком-либо операторском мастерстве здесь еще не приходится говорить. Но отметим, что в то время качество съемки считалось уже хорошим, если изображение оказывалось четким. От оператора требовалось лишь умение правильно навести фокус, выбрать верную экспозицию и найти такую точку, с которой можно снять все действие целиком. О ракурсной съемке, о световых эффектах, о съемке с движения и т. п. в то время не имели понятия; работа оператора не считалась областью искусства.
«Понизовая вольница» немногим уступала картинам зарубежного производства, так как, в общем, никто в то время и не умел делать фильмы лучше. В свои младенческие годы кинематограф повсюду был только аттракционом. Но русский зритель принял «Понизовую вольницу» с энтузиазмом, поразившим и представителей зарубежных кинофирм и начинающих русских кинопредпринимателей. И
секрет успеха скрывался, разумеется, не в том, что, подобно французам, Дранков вирировал (подкрасил) каждый эпизод в зависимости от места и времени действия и не потому, что качество фотографии не уступало зарубежным фильмам,— главную роль здесь сыграл тот факт, что первый русский фильм оказался близок по содержанию массовому зрителю.
Приложение №5
Рабочий лист2
ФИО |
|
1.Тема урока |
|
2.Название фильма |
|
3.Режиссёр |
|
4.Действующие лица |
|
5.Сюжет |
|
6.Главная идея |
|
7.Жанр |
|
8.Ваши впечатления как современника А. Дранкова и В. Гончарова |
|
9.Ваши впечатления как человека XXI века |
|
10.Отсутствие речи в фильме мешает или помогает? |
Приложение №5
Правила составления синквейна4.
Стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:
Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.
Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.
Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.
Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.
Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.
Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.
http://fb.ru/article/144661/v-pomosch-shkolniku-kak-sostavit-sinkveyn-pravilno
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1461616395.rar (Первый русский фильм)