Серная кислота

4
0
Материал опубликован 20 July


Урок №27 (9-А класс) 11.12.2018 г.

Тема: Серная кислота. Строение молекулы, физические и химические свойства

Цели:

Обучающая: изучить физические и химические свойства разбавленной серной кислоты, свойства ее солей сульфатов и качественную реакцию на сульфат-ион.

Развивающая: развивать у учащихся умения составлять уравнения химических реакций, культуру речи с применением химических терминов и формул, познавательные способности, мышление, внимание.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, усидчивость, внимательность, толерантность, интерес к предмету химии как к прикладной науке

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование:  ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», компьютер, проектор, презентация к уроку по теме «Серная кислота и ее свойства», раздаточный материал.

Лабораторное оборудование: пробирки, спиртовка, пробиркодержатель, серная кислота разбавленная, вода, метиловый оранжевый, цинк, медь, железо, фенолфталеин, сульфат меди (II), хлорид бария, лакмус

Межпредметные связи: экологические проблемы, связанные с производством и использованием серной кислоты.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная с элементами индивидуальной и групповой.
Ход урока

I. Организационый этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Но, как водится в хорошем доме, гости отдыхают, а хозяева – работают. Мы с вами и начнем работать.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята! На прошлых уроках мы с вами изучали серу и ее соединения. Давайте вспомним пройденный материал. Проведем экспресс-тест. (Слайд 2)

1. Ядовитый газ с запахом тухлых яиц:

а) SO2;         б) H2S; в) HCl;   г) Cl2.

2.  Продукт взаимодействия серы с кислородом :

а) SO3;     б) SO;  в) H2SO4;     г)  SO2.

3. Газ, образующийся на дне Черного моря :

а)  SO2 б)  H2S; в)  HCl;  г)  SO3.

4. SO3 – это…

а) бесцветный газ;   б) сернистый газ; в) серный ангидрид; г) амфотерный оксид.

5. Укажите формулу оксида, из которого образуется серная кислота:

а) SO3 б) CO2 в) SO2 г) SiO2.

6. Формула сернистого газа:

а)  SO2 б)  SO3;   в)  H2S г) S.

Ученик комментирует свои ответы (взаимопроверка), выставляют баллы в оценочный лист.

III. Изучение нового материала (Слайд 3)

- Попробуйте угадать вещество, которое мы будем сегодня изучать. Итак, подсказки:

Сложное вещество при диссоциации которого образуются атомы водорода и кислотный остаток

Это вещество было известно алхимикам с Х века

Это тяжелая маслянистая жидкость

Является «хлебом» химической промышленности

Это кислородсодержащее соединение элемента с порядковым номером 16

- Правильно, это серная кислота. (Слайд 4). Запишите тему урока в тетради.

Как вы думаете, какие цели стоят сегодня перед нами? (Слайд 5).

- Запишите графическую и электронную формулу серной кислоты ( Слайд 6).

3.1. Историческая справка

Каждое вещество имеет свою историю. Некоторые ребята получили опережающие задания, поработали с разными иточниками информации и сегодня познакомят нас с результатами своей работы.

Сообщение ученика

(Слайд 7) Первое упоминание о кислых газах, получаемых при прокаливании железного купороса «зеленого камня», встречается в записях арабского алхимика Джабир ибн Хайяна.

Позже, в IX веке персидский алхимик Аль разе, прокаливая смесь Железного и медного купороса, также получил раствор серной кислоты.

(Слайд 8). Но первые детальные описания получения серной кислоты («Купоросного масла») дали итальянский ученый Берингучо и немецкий алхимик, чьи труды были опубликованы под именем Василия Валентина в конце XVI века.

На Руси серная кислота появилась в XVII в. Называли ее купоросным маслом, так как она образуется при прокаливании "купороса". Мировые потребности серной кислоты в средние века ограничивались десятками килограммов в год. Она производилась для нужд аптек и алхимических лабораторий. Некоторое количество концентрированной кислоты шло для производства особых спичек, содержащих бертолетовую соль. В небольших количествах серная кислота с 1767 г. стала применяться на "Московском суконном дворе" при крашении тканей. Использовали её и для получения азотной и соляной кислот. Впервые разрешение на производство серной кислоты и "духа купоросного", т.е. серного ангидрида, было дано Петром I в 1718 г. гражданам Савелову и братьям Томилиным. В разрешении сказано: "... позволение делать купорос, краску мумию, масло и дух купоросный и крепкую водку и иные вещи, которые из купоросной руды произведены быть могут..." В конце XVIII в. отдельные заводы изготовляли в год по 1-2т. Развитие производства долгое время тормозилось вследствие указа, изданного Анной Иоанновной в 1733 г., в котором запрещалось производить, продавать и покупать различные ядовитые вещества, в том числе и "купоросное масло", т.е. серную кислоту. Но потребности в серной кислоте заставили ограничить действие этого указа, особенно в XIX в.. В то время в России было уже 17 "купоросно-масляных" заводов.

3.2. Формула серной кислоты и классификация (уч-ся заполняют кластер)

3.3.Физические свойства (работа с учебником) - стр.75 (заполнение кластера)- (слайд 9, 10)

Вопрос: Почему нужно кислоту добавлять в воду?(слайд 11)

 Ответ: Если добавляют кислоту в воду, то она идет сразу вниз (т. к. тяжелее) и вся выделяющаяся теплота идет на нагревание раствора. В случае добавления воды в кислоту, вода как более легкая жидкость ко дну не идет, а остается на поверхности. Вода очень быстро закипает, испаряется и брызгами или паром попадает в лицо незадачливого лаборанта.

Учитель: Ребята, я думаю, что вы уже устали. Давайте проведем физкультминутку (Слайд 12).

Две минутки отдыхаем, но урок не забываем

Если я называю формулу основного оксида –

Наклоняем голову влево, кислотного – вправо,

Кислоты – вперед, основания – назад,

Формулу соли – вращаем головой.

CuO, N2O5вспомним классы мы опять,

H2S, KOH - лучше думай, мозг, ты наш,

NaCl и KBr - голова идет кругом.

Взгляд налево, взгляд направо,

ведь разминка – не забава,

покачали головой – и усталость с нас долой!

3.4.Изучение химических свойств

(Слайд 13). Учитель: Д.И. Менделеев говорил: «Опыт - это единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории». Сейчас мы с вами узнаем свойства разбавленной кислоты, а также повторим общие свойства кислот. Как вы думаете, с чем реагирует серная кислота? (Уч-ся предполагают: с индикаторами, металлами, оксидами металлов, основаниями, солями).

Но прежде давайте вместе вспомним, какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в химической лаборатории (уч-ся заполняют кроссворд)

(Слайд 14).

1. Запрет на питание в лаборатории (не ешь)

2. Запрет на употребление жидкости в лаборатории (не пей)

3. Запрет – указание к действиям с остатками веществ (не сливай)

4. Запрет нахождения над посудой, в котором происходят превращения веществ

( не наклоняйся)

5. Не будь слишком любопытным – не(вставить слово)в сосуд с реагентами (заглядывай)

6. Для определения вкусовых качеств реагентов никогда не… на… (пробуй на вкус)

Учитель: А теперь вспомним правила работы с кислотами (Слайд 15) – Уч-ся читают со слайда.

1. Во время работы с серной кислотой следует быть осторожным. Особенно следует беречь глаза. В случае попадания кислоты на руки необходимо немедленно смыть ее большим количеством воды и обработать слабым раствором соды.

2.При ожогах глаз: промыть большим количеством воды, наложить светозащитную повязку и обратиться к врачу.

3.При попадании в ЖКТ: промыть желудок большим количеством воды, дать слабительное и активированный уголь, выпить молоко, вызвать скорую помощь.


Думаю, теперь вы готовы к выполнению лабораторного опыта. (Работа в минигруппах).

Группа 1. Действие на индикаторы

Налейте по 1—2 мл кислоты в три пробирки. Добавьте в каждую по одной капле индикатора: лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа.

Как изменится окрашивание индикаторов в кислоте. Наблюдения запишите в таблицу.

Формула

вещества

Метилоранж

Лакмус

Фенолфталеин

Н2SO4





Вывод: Серная кислота изменяет окраску индикаторов: синего лакмуса на ____________, оранжевого метилоранжа на _______________. Окраску в кислоте не изменяет индикатор ____________________________.


Группа 2. Взаимодействие с металлами.

В пробирках находятся цинк, железо, медь. Прилейте в каждую пробирку 2-3 мл серной кислоты. Запишите уравнения реакций:

1)____________________________________________

2)____________________________________________

3)____________________________________________

Вывод: Не все металлы реагируют с разбавленной серной кислотой. Это зависит от активности металлов. Не реагируют:______________________________________________

Группа 3. Взаимодействие с оксидами металлов.

Насыпать в пробирку немного оксида меди и добавить серную кислоту. Нагрейте пробирку. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции. Укажите тип реакции.

Вывод: Наблюдаем образование ________________________ раствора. Реакция относится к реакциям __________________.


Группа 4. Качественнпя реакция на сульфат-ион.

Налейте в три пробирки по 1-2 мл серной кислоты, сульфата меди, сульфата натрия. В каждую из них прилейте по 1-2 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Написать уравнения реакций:

1)_______________________________________________________

2)_______________________________________________________

3________________________________________________________

Вывод: Наблюдаем образование _____________________________. Качественной реакцией на сульфат-ион является взаимодействие с растворимыми ___________________.

Группа 5. Взаимодействие с солями.

Налить в пробирку немного карбоната натрия и добавить серную кислоту. Нагрейте пробирку. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции. Укажите тип реакции.

Вывод: Наблюдаем ________________________________. Реакция относится к реакциям __________________.


Группа 6. Взаимодействие с основаниями.

Налить в пробирку немного гидроксида калия и добавить фенолфталеин. Что наблюдаем? ___________________________________________________________________

Добавляем по каплям серную кислоту. Наблюдаем ___________________________________Запишите уравнение реакции. Укажите тип реакции.

Вывод: Реакция относится к реакциям ___________________________________________.


Каждая группа отчитывается о проведенном опыте и учащиеся заполняют кластер.


IV. Закрепление первичных знаний

4.1. Выполнение упражнения Верно-Неверно

а) Реагирует с кислотами

б) Реагирует с основаниями

в) Реагирует с солями

г) Реагирует с кислотными оксидами

д) Реагирует с основными оксидами

е) Реагирует со всеми металлами

ж) Сильная кислота

Выполняется проверка (со слайда) и заносится количество набранных баллов в оценочный лист.

4.2. Дописать уравнения реакций

________ + H2SO4= K2SO4 + H2O

________+ H2SO4= CuSO4 + ______

Pb(NO3)2 + ________ = PbSO4+2HNO3

Ag+ H2SO4(p) =

CaO + _______= CaSO4+ H2O

Выполняется проверка (со слайда) и заносится количество набранных баллов в оценочный лист.

4.3. А знаете ли вы что… (сообщения уч-ся)

V. Домашнее задание

Выучить §21, выполнить задания №2,5.

Подготовить сообщение «Откуда берутся кислотные дожди?»

(по желанию)

VI. Рефлексия

Сегодня на уроке:

было интересно…

было сложно…

теперь я знаю, что…





















Дата: _________________ Фамилия, имя_____________________


Оценочный лист:

Тест


(0-6)

Доп. ответы

Практич.

часть

(до 4)

Сообщения


(2-4)

Верно-неверно

(0-4)

Реакции


(0-5)

Всего

баллов












ТЕСТ

1. Ядовитый газ с запахом тухлых яиц:

а) SO2;         б) H2S; в) HCl;   г) Cl2.

2.  Продукт взаимодействия серы с кислородом :

а) SO3;     б) SO;  в) H2SO4;     г)  SO2.

3. Газ, образующийся на дне Черного моря :

а)  SO2 б)  H2S; в)  HCl;  г)  SO3.

4. SO3 – это…

а) бесцветный газ;   б) сернистый газ; в) серный ангидрид; г) амфотерный оксид.

5. Укажите формулу оксида, из которого образуется серная кислота:

а) SO3 б) CO2 в) SO2 г) SiO2.

6. Формула сернистого газа:

а)  SO2 б)  SO3;   в)  H2S г) S.


Выполнение упражнения Верно-Неверно

а) Реагирует с кислотами

б) Реагирует с основаниями

в) Реагирует с солями

г) Реагирует с кислотными оксидами

д) Реагирует с основными оксидами

е) Реагирует со всеми металлами

ж) Сильная кислота


Дописать уравнения реакций


________ + H2SO4= K2SO4 + H2O

________+ H2SO4= CuSO4 + ______

Pb(NO3)2 + ________ = PbSO4+2HNO3

Ag+ H2SO4(p) =

CaO + _______= CaSO4+ H2O








t1721486831aa.gift1721486831ab.gift1721486831ab.gift1721486831ab.gift1721486831ac.gif

t1721486831ac.gift1721486831ac.gif


Техника

безопасности


t1721486831ac.gif

Области применения


t1721486831ab.gif


t1721486831ac.gift1721486831ac.gif



__-------------------





t1721486831ac.gift1721486831ac.gif


Физические свойства

Химические свойства




t1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gif


вкус

разбавленная

концентр.



цвет


индикаторы


запах


t1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gif

агрег.состояние



металлы



t1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gif



оксиды Мет



t1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gif




основания


t1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gif





соли

(кач.реакция)




t1721486831ac.gift1721486831ac.gift1721486831ac.gif


орг.вещества



t1721486831ac.gift1721486831ac.gif

Группа 1. Действие на индикаторы

Налейте по 1—2 мл кислоты в три пробирки. Добавьте в каждую по одной капле индикатора: лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа.

Как изменится окрашивание индикаторов в кислоте. Наблюдения запишите в таблицу.

Формула

вещества

Метилоранж

Лакмус

Фенолфталеин

Н2SO4





Вывод: Серная кислота изменяет окраску индикаторов: синего лакмуса на ____________, оранжевого метилоранжа на _______________. Окраску в кислоте не изменяет индикатор ____________________________.


Группа 2. Взаимодействие с металлами.

В пробирках находятся цинк, железо, медь. Прилейте в каждую пробирку 2-3 мл серной кислоты. Запишите уравнения реакций:

1)____________________________________________

2)____________________________________________

3)____________________________________________

Вывод: Не все металлы реагируют с разбавленной серной кислотой. Это зависит от активности металлов. Не реагируют:______________________________________________

Группа 3. Взаимодействие с оксидами металлов.

Насыпать в пробирку немного оксида меди и добавить серную кислоту. Нагрейте пробирку. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции. Укажите тип реакции.

Вывод: Наблюдаем образование ________________________ раствора. Реакция относится к реакциям __________________.


Группа 4. Качественнпя реакция на сульфат-ион.

Налейте в три пробирки по 1-2 мл серной кислоты, сульфата меди, сульфата натрия. В каждую из них прилейте по 1-2 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Написать уравнения реакций:

1)_______________________________________________________

2)_______________________________________________________

3________________________________________________________

Вывод: Наблюдаем образование _____________________________. Качественной реакцией на сульфат-ион является взаимодействие с растворимыми ___________________.

Группа 5. Взаимодействие с солями.

Налить в пробирку немного карбоната натрия и добавить серную кислоту. Нагрейте пробирку. Что наблюдаем? Запишите уравнение реакции. Укажите тип реакции.

Вывод: Наблюдаем ________________________________. Реакция относится к реакциям __________________.


Группа 6. Взаимодействие с основаниями.

Налить в пробирку немного гидроксида калия и добавить фенолфталеин. Что наблюдаем? ___________________________________________________________________

Добавляем по каплям серную кислоту. Наблюдаем ___________________________________Запишите уравнение реакции. Укажите тип реакции. Вывод: Реакция относится к реакциям ___________________________________________.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.