12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна20

Ход урока:

Организационный момент. Вхождение в день.

Звучит музыка («Над окошком месяц»)

« Задремали звезды золотые, Улыбнулись сонные берёзки,

Задрожало зеркало затона, Растрепали шёлковые косы,

Брезжит свет на заводи речные Шелестят зелёные серёжки,

И румянит сетку небосклона. И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки! Улыбнитесь друг другу!


Вступительная беседа и актуализация опорных знаний


Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией удивительного поэта, безгранично любившего Россию, поэта «в сердце которого была Русь». В одном из его стихотворений есть такие слова:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!»

– Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Детство его «прошло среди полей и степей», в шуме тростников над речными заводями, в просини рязанского берёзового раздолья. Возможно, именно поэтому его стихи – задушевные и трогательные, близки и понятны самым разным людям. С самого раннего детства нам знакомы строчки:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Или:

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

– Вы уже, наверное, догадались, встреча с каким поэтом ожидает нас на уроке.

– Да, это Сергей Александрович Есенин.

Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, родители отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи Серёжа сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.


Работа в группах.


-Какие стихи С. Есенина вы помните?


1 группа – «Берёза» (Тема: берёза, природа, родина )

2 группа – «Пороша» (Тема: время года, природа, родина)

3 группа – «Ночь» (Тема: время суток, природа, родина)

4 группа – «Нивы сжаты, рощи голы…» (Тема: время года, природа, родина)

Задание для всех групп:

1. Как называется произведение?

2. Определите тему.


- Назовите основную тему всех произведений С. Есенина.


- Не тема, а «чувство Родины», как писал сам поэт, было «основным» в его творчестве. Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.


Подготовка к восприятию стихотворения. ( стр.120 учебника)


- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь?

-Что интересного вы знаете о лебедях? (Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. )

-Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи.

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо, можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.


4. Знакомство с произведением. ( аудиозапись)


-Какие чувства вы испытали, слушая произведение Сергея Есенина? Почему?


5. Самостоятельное чтение текста


- О чем нам рассказывает писатель?

- Кто главный герой?


6. Беседа по содержанию стихотворения


-Что напоминает вам это стихотворение? (сказку)

-Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.


Прочитаем 1,2,3 четверостишие.

-Что бы вы нарисовали? Какие картины природы рисует поэт?

(Картина восхода солнца: подымалась красна зорюшка, загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши перешептывались).

-Зачем Есенин показывает нам эти картины? (для того, чтобы мы любовались окружающим миром)

-Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями.

-Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.


Прочитаем с 4 по 11 четверостишие.

-Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

--Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

-Как поэт описывает место, где плыла лебёдушка со своими лебежатами?

-Зачем поэт так подробно рисует этот пейзаж?

-Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками?

-Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале

- тихая заводь - небольш. залив в реке с замедл. течением

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки

- трава шелковая - нежная

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро

- цветы лазоревые - светло-синий тон

- волны пряные - издающие запах

-Где встречались с такими эпитетами? (в сказках, в былинах)

Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.


Прочитаем 12,13,14 четверостишие

- Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?

- Подберите синонимы к слову дозорила (охраняла). (Как настоящий солдат в дозоре охраняла, оглядывала округу, созывала детей при малейшей опасности.)

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

-Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.


Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 четверостишие)

- Какая беда приближалась?

- Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла.

-С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

- Что знаете об этих птицах? (Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами .Свою добычу орел видит с высоты в 3 км )

- Замените слово «доблестный» синонимом (отважный, храбрый, воинственный)

-Сразу ли орёл увидел лебёдушку?

-Что он увидел сначала?

-Почему же лебёдушка его не увидела?


Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-28 четверостишие)

-Как лебедь себя вела? Как защищала своих детей?

-Какой момент считаете самым тревожным? Самым трагическим?

-Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки? (Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.)

-О ком она думает в тот момент?

-Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?

-Выскажите своё мнение, могла ли Лебедушка спастись? (Вероятно да, но тогда бы погибли ее дети.)

- Почему она этого не сделала?

- А если бы она не оттолкнула свих детей? - Удалось ли деткам спастись?

- Почему из глаз лебёдушки катились «слёзы горькие»? ( От боли, от страха за судьбу лебедят. )

- Ребята, как вы думаете, могут ли животные плакать?

-Зачем поэт «очеловечивает» птицу?

-Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении? (образ мамы)

-А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (Она их любит, дети – частичка ее самой)

-Как вы относитесь к Лебедушке? (Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей. Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.)


- Прочитайте последнюю строфу.

-Что вы заметили?

- Зачем автор дважды повторяет некоторые строчки? (Все осталось в природе, но лишь нет лебедушки. Материнское крыло заменено«кочками зелеными».Этим эпитетом С. Есенин подчеркивает чувство тоски, одиночества малышей.)


7. Работа в группах


1 группа – синквейн «Лебёдушка»

2 группа – синквейн «Орёл»

3 группа – Подобрать пословицу к стихотворению «Лебёдушка»

Материны глаза слепы.

Мать кормит детей, как земля людей.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.(третья. Мать как верный друг сама погибает, а детей спасает))

4 группа – подобрать синонимичные пары к паре лебёдушка – орёл.( лебёдушка – орёл;

белое – чёрное; добро – зло; счастье – беда; радость – горе; жизнь – смерть)


Защита группы своего решения.


8. Работа над цветописью


- Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

- Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

- Прочитайте отрывки, где есть зеленый цвет (5, 8, 28)

- Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.

- Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

- Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета (1, 3)

- С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.

(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)


Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.


9. Проверка изученного. (мини-тест)


Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.


Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.


Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.


Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.


Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.


Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.


Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.


Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.


Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки погибли, спасся только один лебежонок.


10 . Вывод по уроку.

-В чем же сила есенинской лирики и стихотворения «Лебедушка»? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?(Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.)

-А что же мы? Что мы можем сделать? (не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)

Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.


11. Рефлексия.

-Что дал вам этот урок?

-О чем заставил задуматься?

-Чему вы научились на уроке?

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания.

-Довольны ли вы своей работой на уроке? ( смайлики)

-Кто символизирует в этом лирическом произведении добро?

-Зло?

- Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно. Но самое страшное , если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.


12. Домашнее задание ( по выбору)


1. Выразительное чтение стихотворения «Лебёдушка». стр.120-125

2. Составить рассказ о лебёдушке, опираясь на те качества, которыми наделил её С.Есенин













Тема урока: С.А. Есенин. «Лебёдушка»

Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения.

Задачи:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.А. Есенина, работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору, обобщить знания об образных средствах языка;

- развивать речь, творческое воображение, используя приём словесного рисования;

- воспитывать самостоятельную творческую активность, бережное отношение ко всему живому.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная


Материально- техническое оснащение: учебный кабинет, ИКТ (проектор, экран, компьютер).


Дидактическое обеспечение:

С. А. Есенин. Стихотворения. Поэмы. - М.: «Художественная литература»,1985

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Учебник «Родная речь», 4 класс 2 часть. – М.: «Просвещение»,2012

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык»,1989

С. П. Казачкова, М. С. Умнова. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: «Планета», 2012




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 »









Конспект урока по литературному чтению в 4 классе


«Авторское отношение и мотивы народного творчества в произведении С. А. Есенина «Лебедушка»»




















Подготовила и провела урок

Ускова Т.Д.






2016 год

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.