Открытый урок по технологии в 7 классе «Северные традиции»

1
0
Материал опубликован 17 January 2016

Открытый урок по технологии в 7-б классе

(урок – знакомство с новым материалом, через защиту проектных работ)

Белякова Галина Николаевна учитель технологии

высшей квалификационной категории.

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Тема: «Северные традиции»

Цель: Знакомство с северным народным костюмом и северной традиционной куклой.

Изготовление северной куклы и эскиза северного костюма.

Задачи:

формирование представлений о традициях северного народного костюма и традиционной северной куклы;

формирование умений и навыков по изготовлению традиционной северной куклы и эскиза северного костюма;

формирование умений использовать современные компьютерные технологии;

развитие творческой активности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело и самостоятельности в работе;

воспитание творческой личности, духовно связанной с культурой северного края.

Оборудование урока: компьютер и мультимедийный проектор.

инструменты- ножницы, фломастеры, клеевой пистолет;

материалы- нитки, кусочки ткани, патроны для клеевого пистолета;

Подготовка учащихся к уроку (домашнее задание):

Группа «Поморочки» - подготовка проекта, информационного листа, буклета, презентации по теме «Северный народный костюм».

Группа «Северянки» - подготовка проекта, информационного листа, буклета, презентации по теме «Куклы из бабушкиного сундучка».

Ход урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Тема и цель урока.

Организационный момент

Учитель

Здравствуйте, девочки и наши гости.

Сегодня у нас будет необычный урок, потому что в роли учителей будете вы.

На уроке вы познакомите друг друга с традициями изготовления северной куклы и северного костюма.

Работать будем в группах. А моими помощниками на уроке будут Лиза и Маша - руководители групп.

Наш урок хочется начать словами

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Каждой группе было дано домашнее задание. Его представят руководители групп.

Учитель

Слово группе «Поморочка»

Учитель

Слово группе «Северянка»

Учитель

Смотрим и слушаем презентацию группы «Поморочки».

Учитель

Слушаем презентацию группы «Северянки».

Учитель

А сейчас я предлагаю группам поменяться местами, а руководителям остаться на своих местах. Ваша задача доделать проектные работы друг друга.

Слово руководителю группы «Поморочки».

Учитель

Слово группе «Северянки»

Учитель

Если есть вопросы, задайте их своим руководителям.

Учитель

Внимание на экран! Ещё раз посмотрите на задания, которые вы будите выполнять.

Обратите внимание на охрану труда при работе с ножницами и клеевым пистолетом. Если нет вопросов, можно приступать к выполнению задания. А руководители групп будут вам помогать.

 

Руководители групп представляют темы домашнего задания.

Руководитель группы «Поморочки»

Наша группа работала над проектом «Северный народный костюм », мы подготовили презентацию и хотим познакомить группу «Северянки» с традициями и особенностями северного народного костюма.

Руководитель группы «Северянки»:

Мы выполняли проект по теме «Куклы из бабушкиного сундучка» и тоже подготовили презентацию, с которой познакомим группу «Поморочки».

Презентация темы «Северный народный костюм».

Презентация темы «Куклы из бабушкиного сундучка».

Группы меняются местами.

Задание группе «Северянки»:

Девочки, вам нужно доделать нашу проектную работу «Северный народный костюм». Возьмите карточку с заданием. Выберите эскиз костюма и раскрасьте его согласно цветовому решению вашего задания.

Задание группе «Поморочки»:

Девочки, вы должны доделать нашу куклу используя разработанную нами технологическую карту.

На экране задание группам и ОТ при работе с ножницами и клеевым пистолетом.

Учащиеся рассматривают полученные задания и задают вопросы по его выполнению.

2.Практическая работа (звучит спокойная народная музыка).

Учитель и руководители групп осуществляют помощь в работе.

Группа «Поморочки» выполняет практическую часть проекта по теме «Северная традиционная кукла» - доделывают северную куклу, используя технологическую карту, а группа «Северянки» выполняет практическую часть проекта по теме «Северный народный костюм» - создают эскизы северных костюмов (праздничного и повседневного костюма девушки и женщины, свадебного и сенокосного).

3.Подведение итогов с использованием информационных технологий.

Учитель

Приведите рабочие места в порядок.

Группа «Поморочки», скажите, справилась ли группа «Саверянки» с вашим заданием?

 

Учитель

Группа «Северянки», сделайте анализ выполненного вами эскиза.

Учитель

Группа «Северянки», скажите, справилась ли группа «Поморочки» с вашим заданием?

Учитель

Группа «Поморочки», сделайте анализ выполненной вами куклы.

Учитель

Девочки, оформите информационные стенды, прикрепив к ним свои работы.

Учитель

Сегодня на уроке вы познакомили друг друга с традициями «Северного народного костюма» и «Северной народной куклой», а оценить ваши знания нам поможет игра

« Кто хочет стать отличником?».

Вам необходимо ответить на вопросы по теме урока и посмотреть, какую оценку поставит вам компьютер.

Учитель

(Подводит итог игры « Кто хочет стать отличником?» и выставляет оценки за урок).

Учащиеся приводят рабочие места в порядок.

Ответы группы «Поморочки»

(Подведение итогов работы над проектом «Северный народный костюм»).

Девочки завершили работу над нашим проектом, выполнили эскизы северных народных костюмов в цвете согласно карточке заданию.

 

Я выполняла эскиз сенокосного костюма. Он состоит из рубахи белого цвета с вышивкой по линии рукава, оплечья и низа изделия, а так же платка белого цвета. Светлую одежду одевали на сенокос, чтобы защититься от гнуса.

Ответы группы «Северянки»

Группа «Cеверянки» доделала наших кукол, все куклы выполнены аккуратно согласно технологической карте.

Я выполнила куклу – домовушку, которая служит защитницей домашнего очага. Одета кукла в северный народный костюм, который состоит из сарафана, передника и платка. Сарафан выполнен из домотканой ткани – пестрядь, фартук украшен вышивкой и защищает женское начало, платок красного цвета. Моя кукла одета в повседневный костюм крестьянки.

Учащиеся крепят свои работы на информационные стенды.

Игра «Кто хочет стать отличником?» ( Каждая группа отвечает на вопросы урока, используя компьютер, набирая баллы, кто больше баллов наберёт, тот и становится отличником).

4.Вывод урока (анализ деятельности учащихся).

Учитель

И наш урок хочется закончить словами Академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва

«Народный костюм - неотъемлемая часть культуры и искусства народа, к сожалению, становится историей, и задача нашего поколения - сохранять, изучать его, как культурное наследие, оставленное нам нашими предками».

А Александр Синявский говорил о кукле:

«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли».

Учитель

А сейчас давайте подарим нашим гостям

буклеты о нашем уроке.

Девочки дарят гостям буклеты.

Домашнее задание:

Заполнить анкеты участника проекта.

Учащиеся получают анкетные листы.

Презентация «Cеверная кукла- закрутка»

Слово «кукла» переводится как искусственное подобие человека.

Кукла - первая среди игрушек.

Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.

Кукла не рождается сама - её создаёт человек.

Играя с куклой, ребёнок познавал мир.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться, поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

В северной деревне в конце 19 века самодельная тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой.

В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол.

Маленьким детям их делали старшие.

Лет с 5-6 девочки сами начинали « вертеть» простейшие куклы для себя.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию.

Считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.

Часто куклу делали безликой.

По старинным поверьям в кукле без лица, то есть без души, не может селиться нечистая сила.

Кукле давали имена и разыгрывали целые представления, играя в «свадьбу», «крестины», «похороны», используя в представлении десятки кукол и одевая их в различные костюмы.

По костюму, в состав которой входила одежда, обувь, украшения, головной убор, можно было определить положение человека в обществе ( крестьянин или дворянин.)

Кукольная одежда включала в себя все элементы народного костюма - это сарафан или юбка, рубаха, передник, головной убор.

Познакомимся с несколькими куклами, которые достанем из старого бабушкиного сундука: «Вепсская кукла» - оберег

Вепсы это небольшая народность, проживающая на территории Вологодской области. Вепсская кукла это образ замужней женщины. Её делают из кусочков ткани, оставшейся от шитья, и все детали прикручивали при помощи ниток.

Кукла «крестец» - это образ мужчины,

К крестовине из веточек с обеих сторон привязывали различные полоски ткани.

Её делали на Крещение. Перед купанием в ледяной воде её втыкали в снег на краю проруби.

Кувадки» -куклы обереги

Сегодня мало кому известен обряд «кувады» - это обряд рождения ребёнка. Мужчине, отцу ребёнка, отводилась в этом обряде активная роль.

Он присутствовал при рождении ребёнка и обеспечивал защиту от нечистой силы.

Кувадки делали как в облике женщины, так и в облике мужчины.

«Рождественский ангел» это ещё одна кукла, найденная на дне бабушкиного сундука.

Как у многих кукол, у неё есть своя история, которая пока неизвестна, но ждёт своего пытливого исследователя.

Мы её назвали рождественский ангел.

Меняется наша жизнь, а вместе с ней меняются и наши представления об окружающем мире.

Наша задача возродить интерес к богатому культурно- историческому наследию нашего Севера.

Северная народная кукла – только малая часть этого наследия.

Презентация «Cеверный народный костюм»

Ремесло не коромысло,

плеч не оттянет,

а само прокормит.

Пословица

Северный народный костюм – неотъемлемая часть народной культуры.

Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом.

Элементы северного народного костюма.

Сарафан

Основной элемент женского северного костюма - сарафан. Повседневный сарафан шился из хлопчатобумажной ткани, праздничный - из шёлковой ткани. Украшали сарафан вышивкой по линии низа или переда.

Рубаха

Под сарафан надевали рубаху красного или белого цвета, украшенную вышивкой.

Душегрея или коротёна

Верхняя распашная одежда – душегрея или коротёна - шилась из дорогих тканей, украшалась бисером, жемчугом или мехом, её одевали на праздники как девушки, так и женщины.

Передник

Передник закрывал женщину спереди, оберегая её женское начало, и украшался вышивкой.

Головной убор

Девичий головной убор – повязка, кокошник, платок, косынка - служили оберегом. Были украшены вышивкой, бисером, жемчугом, который в старину добывали в северных реках.

Головным убором замужней женщины были повойник, кика, сорока, шаль, которые тоже украшались вышивкой, бисером, жемчугом.

Мужской костюм

Мужской костюм включал в себя рубаху, украшенную вышивкой и порты, которые шили из льняной ткани.

 

Пояс

Неотъемлемой частью мужского и женского костюма был пояс. Пояс являлся оберегом.

Пояса ткали, плели, вышивали. Недаром говорилось: « Распоясаться – вести себя недостойно». Поясом подпоясывали сарафан или рубаху.

 

Украшение костюма

Основным украшением всех частей костюма являлась вышивка. Она была красного цвета и украшала низ одежды, оплечья, ожерелье – ворот.

Костюм максимально закрывал тело человека.

Считалось, что такая одежда защищает тело не только от непогоды, но и от злых сил.

Костюм различался по социальному положению (костюм зажиточных крестьян и бояр), отличался обилием блеска, вышивки, дорогой тканью.

Ткань

Крестьянская женская одежда шилась из ткани:

пестрядь – домотканая ткань в клетку красного цвета,

кумач - красная хлопчатобумажная ткань. А зажиточные крестьяне и дворяне использовали в своей одежде дорогие парчовые и шёлковые ткани - атлас.

Крой

Крой северного народного костюма – безлекальный.

Объём одежды создаётся не вытачками, а складками и сборками.

Отсюда детали кроя имеют прямоугольную и квадратную форму.

Размеры деталей, а точнее их ширина, определялись шириной полотна, сходящего с ткацкого станка (35-42 см).

Праздничный девичий костюм

Праздничный девичий костюм состоял из сарафана, рубахи, пояса и головного убора – повязки.

Праздничный женский костюм

Праздничный женский костюм состоял из сарафана, рубахи, душегреи и головного убора ( кички или сороки), покрытого шалью или платком.

Сенокосная одежда

Сенокосная одежда была сшита из светлой хлопчатобумажной ткани, так как белый цвет отпугивал гнус, и состояла из сарафана и рубахи, пояса и платка.

Свадебный костюм

Свадебный костюм шили из ткани красного или белого цвета. Он состоял из сарафана, рубахи иногда душегреи – коротёны, пояса и головного убора – повязки или косынки.

Повседневный девичий костюм

Повседневный девичий костюм состоял из сарафана, рубахи, передника и головного убора - повязки.

Повседневный женский костюм

Повседневный женский костюм состоял из сарафана, рубахи, пояса и головного убора – повойника, покрытого платком.

Чем пристальнее изучаешь северный народный костюм, тем больше находишь в нём ценностей.

Он превратился в звено, которое связывает прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Задание по ИЗО

Задание: Выполнить эскиз свадебного костюма.

Он состоит из сарафана, рубахи, пояса, головного

убора (повязки, косынки или кокошника). Иногда из душегреи (коротёны).

 

Задание: Выполнить эскиз повседневного женского костюма.

Он состоит из сарафана, рубахи, передника, головного убора ( повойника),

покрытого платком.

Задание: Выполнить эскиз праздничного женского костюма.

Он состоит из сарафана, рубахи, душегреи (коротёны), головного убора

(кички или сороки), покрытого платком или шалью.

Задание: Выполнить эскиз праздничного девичьего костюма.

Он состоит из сарафана, рубахи, пояса и головного убора (повязки).

Задание: Выполнить эскиз сенокосного костюма.

Он состоит из сарафана, рубахи ( светлого цвета), пояса и головного убора

( платка).

Задание: Выполнить эскиз повседневного девичьего костюма.

Он состоит из сарафана, рубахи, пояса, головного убора – повязки.

 

 

Задание по технологии

Задание: Выполнить куклу – оберег « Крестец».

Задание: Выполнить куклу – оберег «Рождественский ангел».

Задание: Выполнить куклу – закрутку « Кувадку».

Задание: Выполнить « Вепскую куклу» .

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Конспект замечательный, но тема конкурса «Нетрадиционный урок ИЗО». а не технологии.

9 February 2016