Шахматы это тренажер для ума.
Шахматы это тренажер для ума.
Сегодня, мы с вами поговорим о развитии шахматного образования, как привить желание заниматься шахматами и сохранить к ним интерес. Приведу примеры инструментов, направленных на решение задач, обеспечивающих методическое, дидактическое сопровождение реализации ДООП (дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы).
Действительно, шахматы - это тренажер для ума. Это означает, что игра в шахматы может служить интеллектуальной тренировкой и упражнением для ума. В то же время, как физическая гимнастика укрепляет и развивает физические навыки и мышцы, игра в шахматы способствует развитию и улучшению различных умственных навыков и качеств, таких как:
Игра учит и развивает стратегическое мышление.
Шахматы учат умению четкого планирования и разработки долгосрочных стратегий для достижения цели (победы). Игра учит детей анализировать текущую ситуацию, наперед предвидеть ходы соперника и предвидеть последствия своих собственных ходов, обдумывать ходы в уме передвигая фигуры, что является сложнейшей задачей. Находить ходы кандидаты при каждом ходе, обсчитывать каждый найденный ход и выбирать наилучший.
Игра учит и развивает стратегическое мышление
Шахматы учат анализировать различные варианты и оценивать их с помощью логического и критического мышления. Это помогает развитию способности рассуждать логически и принимать взвешенные решения.
Игра учит логическому и критическому мышлению. Играя шахматную партию необходимо каждый ход свой и соперника анализировать, находить различные варианты и оценивать их с помощью логического и критического мышления. Это способствует развитию способности рассуждать логически и принимать обоснованные решения.
Игра учит быть сконцентрированным и внимательным.
В шахматах важно быть внимательным и сосредоточенным на игровой ситуации. Это требует высокой концентрации и способности фокусироваться на множестве деталей и множестве возможных ходов. При игре в быстрые шахматы, необходимо умение стремительно принимать правильное решение т.к. ограниченны временными рамками игроки и в то же время игрокам необходимо быть внимательным и рассудительным. Шахматы учат не отвлекаться от игры и сохранять концентрацию внимания, важно оставаться спокойным и не поддаваться цейтнотной горячке.
Игра учит решать проблемы (задачи). Шахматы - это игра, в которой игроки сталкиваются с не вероятным потоком задач и подзадач и которые им необходимо решать, распределяя на второстепенные и важные. Они должны найти наилучшие ходы в сложных ситуациях, где присутствует множество возможностей и ограничений.
Игра развивает творческое мышление. В шахматах есть место для творчества и нестандартных решений. Игроки могут выбирать различные стратегии и в партии найти тактику или создать для тактического приема ситуацию для достижения своих целей, что способствует развитию творческого мышления. Можно играть в спокойную позиционную игру, а можно обострить ситуацию, играя активно.
Актуальность изучения Шахматной игре обоснована и поэтому особое вниманием государства к данной теме. Министерством образования и науки РФ был введен в реализацию проект «Шахматы в школах». Отсюда, появилась проблема такая, что учителя не умеют играть сами в шахматы, и кто будет учить детей?
Центр Детского Творчества «Юность» и я включились в эту работу. Проводим обучение учителей школ по программе «Шахматы». Также, в рамках МИП (муниципальной инновационной площадки) по шахматам совместно с детским садом № 235 запланирован в ноябре мастер – класс для педагогов по шахматам, в мае – совместный турнир детей д/сада и детей ЦДТ «Юность». Мною реализуется программа «Шахматы» для детей 5-14 лет и ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) для ребенка с признаками одаренности.
В соответствии с Концепцией развития шахматного образования в Ярославской области на период до 2030 года значимым является – обеспечение вовлечения максимально возможного числа детей в систематические занятия шахматами. Привлекательность занятий шахматами обусловлена тем, что этот вид спорта является доступным для различных категорий граждан, удовлетворяющим их интересам и потребностям в умственной активности и волевой подготовке.
Хотелось бы поделиться опытом и сказать, что не зря шахматы называют моделью жизни. Так как, все это обязательно пригодится в жизни.
Почему я стала заниматься педагогической деятельностью, потому что, свои знания и опыт хочется передавать молодому поколению. Открыть детям дверь в удивительный мир - шахмат и привить любовь к этой прекрасной многогранной игре.
Одним из основных моментов – это личный пример:
Являюсь многократной чемпионкой города и области по шахматам;
Участвовала во всероссийских и всесоюзных соревнованиях;
Являюсь КМС;
Имею категорию спортивного судьи.
Мои разработки и методика преподавания:
А) ДООП (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа) по шахматам для детей 5-14 лет.
Б) ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) для ребенка с признаками одаренности.
В) Методика использования дидактических карточек. Дидактическая карточка - это рациональное средство наглядности с частью информации, заданий и указаниями.
Работа с родителями. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо заинтересовать и родителей. Для этого мы проводим совместные мероприятия: открытые занятия для родителей, турниры.
Результаты турнира- мотивация детей к занятиям и втягивание родителей к процессу обучения. Досуг в таких семьях больше стал проходить в шахматной атмосфере. В шахматы можно играть на отдыхе, в путешествиях и т.д. Появилась тенденция проводить турниры и между семьями обучающихся во время отдыха.
Одним из условий развития и сохранения интереса у детей к игре – это участие в турнирах разного уровня.
Хочется отметить, что шахматы развивают у детей аналитическое мышление и умение анализировать, что помогает в дальнейшем адаптироваться в жизни.
Кроме того, игра в шахматы позволяет формировать у детей стрессоустойчивость, в том числе и к поражению.
Шахматы – это путь к успеху. Это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько шагов вперед.
4